Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конфликтологии: понятие о конфликтах, их структура, функции, стадии протекания и виды






Термин «социология конфликта» впервые ввел немецкий фи­лософ и социолог Г. Зиммель (1858-1918), именно так назвавший одну из своих работ, изданную в начале нашего столетия. В совре­менной социальной психологии и социологии понятие «конфлик­тология» собирательное, употребляемое для обозначения особой области исследований.

Первое обращение к проблеме конфликта связано с социал-дар­винизмом. Его представители подвергли критике концепцию органической школы, отождествлявшей общество с организмом, и создали в противовес ей собственную теорию конфликта. Вместе с тем следует отметить, что теория социал-дарвинистов подменяет изучение механизма конфликта иллюстрацией дарвинских прин­ципов «борьбы за существование» и «естественного отбора».

С середины 20-х годов XX столетия интерес к теоретическому анализу проблем конфликта значительно снизился, но с начала 40-х годов снова возрос. Попытка возрождения теории конфлик­тов связана с именем Т. Парсонса.

За рубежом проблема конфликта изучается в рамках различных научных школ: социал-дарвинизма, психоанализа, гештальтпсихо-

логии, интеракционизма, когнитивизма, математического моде­лирования и др. О широте исследования этой проблемы в запад­ных странах говорят следующие обстоятельства. В США имеются специальные научные учреждения, которые занимаются изучени­ем только проблемы конфликтов. Кроме того, при Мичиганском университете функционирует центр по исследованию конфликтов, который координирует все разработки, проводимые в этом на­правлении. В Англии создан Лондонский институт по изучению международных конфликтов.

Однако теория конфликта в США, европейских странах не представляет какой-либо единой концепции, а выступает в виде разрозненных взглядов. На сегодняшний день имеется острая не­обходимость связать в систему те исследования, которые ведутся в рамках различных наук: биологии, искусствоведения, математики, педагогики, политологии, правоведения, разных отраслей психо­логии, социологии, философии и некоторых других наук, напри­мер психиатрии, военных наук [1].

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов. Ее интересу­ют в основном два типа конфликтов: внутриличностные и соци­альные. К главным видам конфликтов относятся: межличностные, между малыми, средними и большими социальными группами, международные. Однако в реальной жизни очень редки конфликты в «чистом» виде.

Основное содержание теории конфликтов составляют понятие и структура конфликта, его динамика, стадии развития, функции и типология.

Конфликт - многоуровневое, многомерное и многофункцио­нальное социально-психологическое явление. На макро-, среднем и микроуровне он представляет собой социальный конфликт во всем его многообразии, на личностном - внутриличностный (столкно­вение тенденций, сторон личности).

Единого определения социального конфликта не существует. В 80-90-е годы опубликовано множество работ, в которых психо­логи предлагали различные трактовки конфликта. Однако, не­смотря на различие подходов к определению конфликта, можно выделить основные присущие ему свойства:

- наличие противоречий, во всяком случае, различий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями субъектов;

- противодействие, противоборство субъектов конфликта, стремление нанести ущерб оппоненту, травмировать «Я»;

- негативные эмоции и чувства по отношению друг к другу как фоновые характеристики конфликтного взаимодействия.

По мнению американского социолога Л. Козера, каждое обще­ство содержит в себе некоторые элементы напряжения и потенци­альных социальных конфликтов, которые он рассматривает как

важнейшую составную часть социального взаимодействия, спо­собствующую разрушению или укреплению социальных связей. Л. Козер определяет конфликт как явление, отражающее устрем­ление и чувства социальных групп и индивидов в борьбе за объек­тивные цели: власть, изменение статуса, перераспределение дохо­дов, переоценку ценностей и т. п.

Наибольшее количество определений имеется относительно межличностного конфликта. Считается, что конфликт - это столк­новение противоположно направленных целей, интересов, пози­ций, ролей, мнений, ценностей или взглядов участников взаимо­действия.

Что же касается внутриличностного конфликта, то первенство в области его изучения принадлежит психоанализу, гештальтте-рапии, гуманистической психологии.

Естественно, каждый тип конфликта требует к себе специаль­ного подхода и определения. Семейные конфликты отличаются от конфликтов в научных, воинских подразделениях, тем более от криминогенных, политических и организационных.

Конфликты возникают не в силу действия объективных обстоя­тельств, а в зависимости от образа их восприятия, осознания, оцен­ки, отношения к ним. Большую роль при этом играют рефлексия, когнитивные процессы. Люди пытаются анализировать создавшую­ся ситуацию, но довольно часто ошибочно объясняют причины конфликтов. Это явление получило название каузальной атрибуции. Люди исходят из личного опыта, приписывают собственные не­достатки другим, проецируют свои психологические состояния на других, стереотипно, шаблонно судят. Одновременно с этим вклю­чаются защитные механизмы, направленные на выход из фрустра­ции: агрессия, обесценивание (рационализация), замещение, вы­мещение и пр. Наложение этих процессов превращает конфликт­ное поведение в эмоционально и интеллектуально насыщенное.

Структуру конфликта составляют такие его характеристики, как:

- стороны, или участники конфликта (отдельные индивиды, социальные группы; государства, коалиции государств);

- количество участников и масштаб распространения: глобаль­ный, региональный, локальный, межличностный;

- предмет конфликта;

- образы конфликтной ситуации как внутренние ее картины: представления участников о самих себе (своих мотивах, ценно­стях, возможностях), о противостоящих сторонах; представление каждого участника о том, как другой воспринимает его, о среде, в которой складываются конкретные отношения. Исходя из этого, выделяют четыре типа конфликтных ситуаций:

а) конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как со­циально-психологического явления нет;

б) конфликтная ситуация существует объективно, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными су­щественными отклонениями от действительности (случай неадек­ватного восприятия конфликта);

в) конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как кон­фликтные (случай ложного конфликта);

г) конфликтная ситуация объективно существует и участника­ми более или менее адекватно воспринимается (случай объектив­ного конфликта).

Кроме того, при анализе конфликтов следует выделять:

- сферы возникновения и проявления (политика, экономика, общество);

-пространственно-временные характеристики (место и время возникновения конфликтов);

- условия и повод возникновения столкновения;

- частоту - количество столкновений участников конфликта за определенный отрезок времени (эпизодические, хронические, циклические конфликты);

- продолжительность - количество времени от начала до раз­решения конфликта (кратковременные и долговременные);

- средства и действия, используемые участниками для дости­жения своих целей (шантаж, дезинформация, слухи и т.д.);

-форму проявления, выражающуюся на вербальном и невер­бальном уровне, открыто и скрыто;

- результат (исход) конфликта.

Конфликты выполняют разнообразные функции, основными из которых являются разрушительная, созидательная и диагно­стическая.

Разрушительная (деструктивная) функция проявляется в нега­тивных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной на­пряженности, психических травмах, нарушениях закона, морали, дисциплины, военных столкновениях, патогенных последствиях.

Созидательная (конструктивная) функция конфликта заключа­ется в преодолении трудностей, кризисов. Положительный кон­фликт способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к от­казу от противоправных действий, повышению уровня организо­ванности, улучшению психологического климата.

Диагностическая функция связана с пониманием причин воз­никшего противоборства, мотивов его участников.

Конфликт как социально-психологическое явление представля­ет собой процесс, протекающий во времени. Динамика конфликта включает в себя следующие стадии:

1. Предконфликтная ситуация характеризуется «натянутостью» отношений, подчеркнутой официальностью, расколом общности

на группы и пр. Такую ситуацию называют потенциальным конф­ликтом или предконфликтной ситуацией. При осознании ее про­исходит переход к следующей стадии конфликта.

2. Конфликтное взаимодействие, которое может протекать сле­дующим образом: 1-й вариант - выход из конфликта; 2-й вариант -конфликт; 3-й вариант - борьба до победного конца.

3. Разрешение конфликта - обстановка после конфликта (с этой точки зрения конфликт бывает полностью, частично разрешен­ный и совсем не разрешенный).

Имеются различные классификации конфликтов. В зависимо­сти от оснований выделяют реальные, ложные, иррациональные, а также внутриличностные и социальные конфликты.

Существует и более сложная типология конфликтов. Так, внут­риличностные конфликты могут быть патогенными, позитивными, приводящими к нравственной переоценке, переориентации. В свою очередь, социальные конфликты подразделяются на социально-политические, в основе которых лежит борьба за овладение, со­хранение и удержание власти; социально-экономические и т.п. При этом в зависимости от сферы возникновения они бывают се­мейными, групповыми, в научной, воинской среде, межэтнически­ми и пр. В то же время по своим последствиям конфликты явля­ются позитивными и деструктивными, последние также включают в себя и криминогенные.

В отечественной социальной психологии, к сожалению, неоправ­данно мало внимания уделено организационным конфликтам, свя­занным с инновационными процессами. Основными элементами ор­ганизационного конфликта являются организационная проблемная ситуация и столкновение целей ее участников. Например, «первый» участник может воспринимать данную ситуацию как препятствие для достижения задач должностной позиции, а «второй» - как си­туацию, благоприятствующую решению задач своей должностной позиции. Следствием этого будет их конфликтное воздействие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.