Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественная безопасность






Как сказано выше, общественная безопасность напрямую зави­сит от состояния гражданского общества. Нормальное общество может обеспечить безопасность, деформированное - нет.

Общество в целом и конкретные общности в частности не мо­гут нормально функционировать без обеспечения их безопасно-

сти. Общественная стабильность, национальное согласие, соци­альное сотрудничество и партнерство, межгрупповое взаимодей­ствие, межэтническое общение невозможны без существования такого социального института, как безопасность.

При этом ее прежде всего следует рассматривать как социаль­ную ценность, а не как некий орган.

Безопасность является условием личностного роста, самоак­туализации «Я». Ее отсутствие приводит к деформации человека: травмированию «Я», искажению самооценки, сужению круга об­щения, духовному и культурному обнищанию. Безопасность каж­дой личности должна обеспечиваться в первую очередь. При этом государство обязано в лице соответствующего органа выступать защитником интересов нации и человека. Право же должно слу­жить гарантом этого обстоятельства, т. е. должно обеспечивать соблюдение прав человека.

Опыт убедительно свидетельствует о неспособности прежней системы безопасности реализовывать и защищать основные права и свободы, а также жизненно важные потребности и интересы гражданского общества и отдельной личности. Отсутствие научно обоснованной концепции, примат сугубо государственных приори­тетов обусловили создание такой системы безопасности, которая изначально была огосударствлена, а ее ядро составляли исклю­чительно государственные исполнительно-распорядительные орга­ны. Не случайно содержательную часть политико-правовой базы в области безопасности составляют в основном императивные формы законодательного и государственного принуждения.

Чрезвычайная уязвимость современной системы безопасности заключена прежде всего в том, что в ней нет общегражданских начал и широкой демократической базы. Эта система не включает в себя исходную посылку, а именно - социально-экономический фактор, являющийся фундаментом всех преобразований, самой системы и ее жизнеспособности. Игнорирование этого фактора и общегражданских интересов приводит к значительным перекосам в области безопасности, что порождает серьезные и даже антаго­нистические противоречия между гражданским обществом и го­сударством. На наш взгляд, ни новообразования государственных органов, никакое новое законодательство не способны преодо­леть разрушительные центробежные тенденции, нейтрализовать дестабилизирующие факторы, деструктивные силы и элементы. Новая государственная власть, возникшая именно через разруше­ние, а не реформирование прошлого режима, даже при самых благих пожеланиях не в состоянии приостановить вал опасностей для жизни, здоровья и достоинства граждан страны.

Исторический, в том числе и зарубежный, опыт показывает: только консолидация интеллектуальных усилий и практических действий общества и государства по нормализации обстановки, а

также интеграция в созидательный миротворческий процесс ши­роких слоев народа помогут избежать и стабилизировать положе­ние в обществе.

Создание инновационной системы национальной безопасности (СНБ) базируется на следующих принципах:

1. СНБ есть единство общегражданской, государственной и меж­дународной безопасности. Следовательно, системообразующими элементами СНБ являются этнос, общество, государство, мировое сообщество.

2. Взаимозависимость и взаимообусловленность СНБ и соци­ально-экономических, военно-политических, экологических, тех­нологических, информационных, культурных, нравственных, бы­товых и других факторов, соответствующих видов безопасности. Создание СНБ предполагает прежде всего решение социально-экономических, общественно-политических, культурных и нравст­венных проблем путем их кардинального реформирования и пре­образования.

3. СНБ базируется на естественной интеграции усилий граж­данского общества и государства и состоит из общественной и государственной систем безопасности, связанных целевой ориен­тацией, общностью взаимоинтересов и решаемых задач присущи­ми им методами, силами и средствами. При этом сохраняется их полная самостоятельность и независимость друг от друга. Их дея­тельность и возникающие противоречия регулируются единым за­конодательством.

4. Цель построения СНБ - защита и реализация основных прав и свобод, жизненно важных потребностей и интересов граждан, этноса, общества и государства, обеспечение стабильно устойчи­вого функционирования и развития социально-экономических и общественно-политических структур, государственного устройст­ва и институтов власти.

Гражданское общество выше государства, которое призвано ему служить. Именно общество формирует и содержит государствен­ные силовые структуры. В связи с этим оно имеет все основания направлять, оценивать и контролировать их деятельность, исходя из сложившихся представлений и законоположений. В основе граж­данского общества лежат права человека, а не привилегии какой-либо нации, бюрократии.

Другим важным аргументом в пользу общественной системы безопасности является признание приоритета общечеловеческих ценностей перед всеми остальными (групповыми, сословными, классовыми, этническими и др.), а также примата безопасности гражданина, личности над безопасностью государственных инсти­тутов и общественных образований. Тем самым личность, ее инди­видуальность признаются в качестве базисной основы человече­ского бытия, безопасности.

Только безопасность каждого предопределяет безопасность всех, общества и государства. А это означает, что в обеспечении безопасности граждан, страны нельзя полагаться только на госу­дарственные структуры. Даже в самых благоприятных условиях функционирования режима они не способны позаботиться о каж­дом. Поэтому нужны собственные усилия граждан в деле обеспе­чения безопасности, социальный контроль над ней. Активная граж­данская позиция каждого в сфере безопасности - залог нормально­го существования, духовного и материального процветания обще­ства и государства. Зрелость общества, степень осознания им угроз, реальных источников опасности во многом определяют состояние безопасности.

Наконец, история дает немало примеров вырождения государ­ства в свою противоположность, когда оно из средств безопасно­сти превращается в главный источник опасности для общества и его членов.

Общественная система безопасности образуется и осуществля­ется членами общества, их объединениями, партиями, движения­ми, фондами. В сущности, они представляют собой совокупность общественных, негосударственных структур, действующих в раз­личных сферах безопасности в самых различных масштабах - от страны до отдельной личности.

Возникновение многочисленных структур, ориентированных на безопасность, происходит, как правило, стихийно и спонтанно и нередко является реакцией людей на реальное или вероятное возникновение угрозы, опасности их укладу жизни, потребностям и интересам. Тем самым осознанно или подсознательно общество как бы включает дополнительные общественные механизмы своей защиты, пытается страховать себя от еще больших бед.

Особое, жизненно важное значение приобретает включение об­щественных механизмов защиты в условиях, когда властные струк­туры, призванные обеспечивать безопасность граждан, общества и государства, оказываются недееспособными или, более того, действуют вопреки их интересам. Если к власти приходят лица, отвечающие чаяниям народа, то они могут рассчитывать на под­держку общественных сил безопасности. В критических ситуациях такая поддержка может иметь даже большее значение, чем тра­диционная опора на государственные структуры безопасности (армию, правоохранительные органы и др.).

Главное, что объединяет участников общественной системы без­опасности, а также последнюю с государственной системой без­опасности, - это сущность конечных целей по социальному обслу­живанию общества, связанных с обеспечением условий для нор­мальной жизни людей, их потребностей в безопасности, т.е. в на­дежной защите от всего, что ставит под удар их жизнь и здоровье, материальную обеспеченность, духовные ценности, уверенность в

своем будущем. При этом речь идет об удовлетворении потребно­стей в безопасности с помощью социально-позитивных способов и средств, а не через принадлежность к общественно опасным фор­мам объединения людей: структурам организованной преступно­сти, партиям крайнего националистического толка и т. п.

Сегодня налицо потребность в безопасности среди широких слоев населения. Более того, она становится доминирующей в пе­риод кризисных социальных изменений и разрушения привычных стереотипов-идеалов, объединявших людей.

Процесс образования общественных, негосударственных струк­тур безопасности противоречив, имеет свою логику развития и специфику в зависимости от сфер жизнедеятельности, которые он затрагивает. Эти структуры имеют различные юридические и ор­ганизационные формы: ассоциации, фонды, научно-исследователь­ские и информационные центры, акционерные общества, консор­циумы, товарищества с ограниченной ответственностью, школы, клубы, службы, группы, отделы, добровольные общества, органы общественного самоуправления, военизированные формирования и т.д. При всей стихийности появления подобных многочислен­ных объединений граждан нельзя не видеть, что в своей совокуп­ности они начинают образовывать некую своеобразную, незави­симую по своей природе, статусу и источникам финансирования систему безопасности [3].

Литература

1. Носков Ю.Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного под­хода//Безопасность. - 1998. -№ 1-2 (41).

2. Общая и прикладная политология / Под ред. В.И.Жукова, Б.И.Крас­нова. -М., 1997.

3. Основы социально-психологической теории / Под ред. А.А.Бодалева, А.Н.Сухова.-М., 1995.

4. Политическая культура: Теория и национальные модели / Отв. ред. К.С.Гаджиев. -М, 1994.

5. Сухов А.Н. Власть, общество и экономика: социально-психологический анализ. - Вологда, 1999.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.