Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая сущность толпы






Толпа - это контактная, неорганизованная общность, характери­зующаяся высокой степенью конформизма составляющих ее инди­видов, действующая эмоционально и относительно единодушно. Она оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе в условиях анонимности происходит растворение индиви­дуальной ответственности ее членов. Выделяют следующие соци­ально-психологические особенности толпы:

- повышение групповой внушаемости и снижение эффективно­сти действия механизмов контрвнушения;

- повышение эмоциональности восприятия действительности;

- подавление чувства ответственности за собственные поступки;

- появление чувства силы и осознания анонимности.

В различных условиях могут складываться неодинаковые общ­ности, характеризуемые как толпа, а их поведение может прини­мать разнообразную направленность. Это и болельщики на ста­дионе, и лица, проявляющие любопытство к различным происше­ствиям, и пассажиры пригородного транспорта, столпившиеся на вокзале или платформе. Такие же общности образуются из числа посетителей парков, выставок, зрелищных учреждений, участников похоронных процессий, свадеб, митингов, демонстраций и массо­вых беспорядков.

Что касается механизма развития толпы, то основную роль здесь играет массовое общение, обладающее свойством психологического воздействия на поведение и деятельность участников толпы. Это свойство сознательно используется организаторами, зачинщика­ми и подстрекателями эксцессов, владеющими техникой воздейст­вия. Что касается чрезвычайных происшествий, возникающих по неосторожности или в силу биологических факторов (эпидемии), или природных стихийных бедствий, то в данном случае массо­вое общение, как правило, строится стихийно, непроизвольно.

В настоящее время эффект, наблюдаемый в условиях толпы, можно сравнить с эмоциональным ускорителем, эффектом «снеж­ного кома», цепной реакцией, резонансом, индукционным про­цессом.

Основным средством психологического воздействия, осущест­вляемого участниками толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: призывы, междометия, например типичный крик «Наших бьют».

Один из основных способов информационного психологиче­ского воздействия личности или группы на других участников -

внушение, подкрепленное различными по содержанию сообщения­ми (уговорами, угрозами, слухами, шантажом). Внушение всегда вербализовано. Оно - сознательная деятельность со стороны субъ­ектов воздействия.

В самом общем виде психическое заражение представляет собой бессознательную, невольную подверженность личности или группы определенным психическим состояниям, возникающим в толпе в результате воздействия неречевых и речевых средств общения. В связи с тем что схожие психические состояния (гнев, испуг и т.д.) и настроения возникают у большинства участников толпы, сраба­тывает механизм многократного взаимного усиления, ускорения эмоционального воздействия. Это приводит к образованию обще­го психического настроя и решимости.

В условиях толпы имеет место особая реакция заражения, когда психическое состояние, настроение и поведение личности или группы резонируют, усиливаются путем многократного отражения по моделям (образцу) цепной реакции, разгоняются, как частицы в ускорителе, и тонизируют группу [1]. Нагляднее всего природа психического заражения проявляется в эффекте «снежного кома». Заражение проявляется по-разному, в зависимости от вида ситуа­ций, личностных и групповых особенностей участников толпы. Здесь существенную роль играют традиции, обычаи. Заражение пе­редается через речевые и неречевые средства общения: мимику, жесты рук и т. д.

Толпа не всегда возникает случайно, стихийно. Довольно часто ее возникновение провоцируется или она создается умышленно. В этих случаях используются иные способы психического воздей­ствия: шантаж, угрозы, слухи, захват заложников, голодовка, по­пытка самосожжения, блокирование общественного транспорта.

Функции, аналогичные внушению, выполняют разъяснение и убеждение. Но между ними есть и различия. Внушение действует путем непосредственного «прививания» сообщения, не нуждаясь в доказательстве и логике. Разъяснение и убеждение основаны на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от личности, принимающей информацию. Убеждение представля­ет собой преимущественно интеллектуальное воздействие.

При анализе различных способов психического воздействия на развитие толпы следует иметь в виду, что на участников толпы оказывает влияние не только информационное значение речевых сообщений. Большую роль играют сила шума, выражаемого, как правило, в форме междометий, частота звуковых колебаний, рев большой массы людей. Все это воздействует на эмоциональное состояние.

Подражание также является одним из способов психологиче­ского воздействия, при помощи которого формируется толпа и осуществляются те или иные действия. В результате подражания

поведение другого человека или массовое психическое состояние не только принимается, но и воспроизводится, тиражируется.

Для того чтобы собрать толпу, прибегают к различным не­обычным, зрелищным, эффектным приемам. Например, в Москве на Красной площади не один раз совершались попытки самосо­жжения, приковывания себя цепями и т.п., что всегда собирало толпу.

Популярным в последнее время катализатором толпы явля­ются блокирование общественного транспорта, групповая голо­довка.

Участники толпы могут использовать в качестве способов пси­хологического воздействия пикетирование, «штурм» администра­тивных зданий, ультиматум, «живое кольцо» и захват заложников. Использование данных способов не самоцель, а средство дости­жения целей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.