Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика массовых социально-психологических явлений






Психология больших социальных групп формируется и прояв­ляется в ходе социальных отношений и массового общения. Имен­но в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение, слухи, традиции и другие массовые соци­ально-психологические явления.

Интересы социальных групп - это такое социально-психо­логическое явление, которое играет решающую роль в институ-ционализации общества.

Каждый социальный институт соответствует интересам конк­ретной социальной группы и служит их удовлетворению. Этим и определяются отношения между социальными группами; интере­сы одних социальных групп далеко не всегда согласуются с инте­ресами других. Разумеется, нельзя вульгаризировать это обстоя­тельство. Но и нельзя сбрасывать его со счетов и подменять проб­лему объективного конфликта интересов разных социальных групп желанием построить человеческие отношения на основе общече­ловеческих ценностей. В данном случае односторонний взгляд неприемлем, более того, вреден. Здесь принципиальное значение имеет движение навстречу друг другу двух обстоятельств:

а) мощное финансирование социальных программ, позволяю­щих снять реальные противоречия между социальными группами, преодолеть их неравенство;

б) психотерапевтический подход к организации отношении с позиции гуманистической психологии и ненасильственного об­щения.

К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публично выра­женное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.

Общественное мнение проявляется в ряде функций: 1) регули­рует и предписывает определенное поведение; 2) выражает и от­ражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения следующие: а) оцен­ка, жалобы; б) советы, пожелания, одобрения; в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. При этом различают как обоснованные, так и необоснованные оценки, жалобы, несо­гласие и т. п.

Общественное мнение по своей сути - одно из эффективных средств регулирования социальной жизни, надежное, при опреде­ленных условиях, средство познания. Истина и ложь - это две крайние точки, между которыми существует общественное мне­ние. Общественное мнение способствует достижению истины, ис­пользованию знаний и чувств людей для воздействия на социаль­ную действительность.

Характерная черта общественного мнения состоит в том, что любое событие, явление, попавшее в его фокус, рассматривается прежде всего с точки зрения одобрения или осуждения, т.е. с точ­ки зрения оценки. Следовательно, отражение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный ха­рактер.

Посредством общественного мнения реализуется одна из его функций - аксиологическая, которая детерминирует оценку ситуа­ции и определяет выбор линии поведения людей. Поэтому и в об­щественном мнении оценка окружающей действительности отра­жает позицию групп и слоев общества. Общественное мнение - это прежде всего групповое оценочное отражение действительности. Вместе с тем здесь нет автоматизма. Практика показывает, что на формирование и выражение мнений помимо коренных, групповых интересов оказывают существенное влияние многие другие факто­ры, в том числе степень осознания отдельными членами общества названных интересов, уровень информированности людей, деятель­ность органов управления по изучению и использованию общест­венного мнения и т.д. [2].

Раскрытие природы и сущности общественного мнения откры­вает путь к познанию его структуры, которая включает в себя ряд различных, зачастую противоречивых элементов, имеющих рацио­нальный, эмоциональный и волевой характер.

Стержнем, вокруг которого группируются все эти элементы, является социальная оценка. Последняя представляет собой вы­ражение одного из видов отношения субъекта к объекту, кото­рое заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или отдельных его сторон и свойств критериям, им вы­двигаемым [5]. Эти критерии определяются объективным поло­жением человека в качестве представителя крупной социальной группы.

Социальные оценки различных явлений имеют разную степень рациональности. Как правило, оценочная деятельность подкреп­ляется эмоциями (радостью, враждебностью и т.д.). Однако с те­чением времени эмоции ослабевают, и отношение к явлению, со­бытию реализуется только посредством оценки, социального сте­реотипа. По своему характеру (направленности) оценки могут быть положительными (одобряющими), отрицательными (осуждающи­ми), нейтральными (последние в ряде случаев могут выступать как сбалансированные оценки).

Оценки могут иметь разную интенсивность - от очень положи­тельной до резко отрицательной. Интенсивность общественного мнения - свойство весьма динамичное, которое может довольно быстро изменяться в зависимости от объективных условий и субъ­ективных факторов. Учет этого момента необходим в ходе изучения состояния общественного мнения.

Социальная оценка, выражающая одобрение или осуждение, складывается на основе элементов знания, которые выступают в форме информированности людей, т. е. обладания ими определен­ной совокупностью сведений, представлений о различных явлени­ях действительности. Информированность может быть охаракте­ризована показателями диапазона, т. е. набором проблем, сфер деятельности, о которых осведомлен человек, и показателем глу­бины - количеством сведений по каждой проблеме. Именно по­этому элементы знания, содержащиеся в общественном мнении, обладают своей спецификой как по объему, так и по уровню. Это такие общие знания, которые дают возможность более или менее аргументированно отстаивать точку зрения, выраженную в обще­ственном мнении.

В условиях демократического общества характерным является непрерывное повышение информированности населения. Это на­ходит отражение в такой важной характеристике общественного мнения, как его компетентность.

Социально-психологическая компетентность населения - это прежде всего способность общественного мнения адекватно оце­нивать различные явления, процессы.

Кроме элементов рационального знания в структуру общест­венного мнения входят представления - обобщенный образ многих чувственных впечатлений, наглядно-образное знание, возникающее

зачастую в результате работы воображения. Однако фрагментар­ность представлений может и дезориентировать общественное мнение. Спекулируя на особенностях процесса познания, средства массовой информации могут манипулировать общественным мне­нием, создавая у людей извращенные представления о социальной действительности.

Поскольку одна из важнейших особенностей общественного мнения - направленность на практические действия, то в его структуре содержится элемент, ориентирующий людей на прояв­ления их мнения в поведенческих актах. Основной частью этого элемента является установка, которая связана с оценкой ситуа­ции, а также с готовностью индивида действовать в соответствии с имеющимися оценкой и социальным стереотипом.

Из различных видов установок общественное мнение наиболее тесно связано с так называемыми фиксированными социальными установками, которые человек, как правило, осознает и которые представляют общие ориентации личности в отношении социаль­ных объектов. В фиксированных социальных установках находят свое отражение ценностные ориентации индивидов как членов определенных групп и общества в целом.

Тесная связь общественного мнения с поведением, переход от суждений к действиям практически невозможны без волевых уси­лий людей. Императивное «необходимо» способствует концентра­ции мыслей и энергии многих людей в едином направлении, оно «цементирует» и направляет общественное мнение.

Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и преднамеренно. Его деформация приводит к неправильным сте­реотипам, оценкам поведения, созданию преступной субкультуры, установлению негативных традиций, искажению моральных цен­ностей, иначе говоря, к одобрению того, что аморально, и неодоб­рению того, что соответствует нормам морали и права. Подобное мнение как бы поощряет формирование общественного поведения, толкает на самоутверждение противоправным путем, делает из преступников «героев».

Формирование общественного мнения обусловлено прежде все­го наличием общественного интереса. Создание и распростране­ние информации на одном из первых этапов формирования обще­ственного мнения связаны с решением таких задач, как привлече­ние внимания общественности к новой, общественно значимой проблеме, факту, явлению, новому подходу к оценке тех или иных уже имевших место явлений действительности. На данном этапе, таким образом, решается задача общей информированности насе­ления, в этом случае речь идет о постановке проблемы как таковой, раскрытии ее актуальности, злободневности.

Один из последующих этапов формирования общественного мнения - становление - характеризуется наличием относительно

более определенно очерченных границ его распространенности. В связи с этим при информировании населения средства массовой информации сосредоточивают свое внимание на повышении уровня компетентности общественного мнения (соответствующего объема и уровня знаний) в связи с предметом обсуждения. Эффек­тивность формирования общественного мнения здесь во многом определяется и деятельностью массово-информационных, пропа­гандистских источников по выработке социальных установок, которые теснейшим образом связаны с процессом функциониро­вания общественного мнения.

Значимый этап развития общественного мнения - достижение его возможно большей распространенности. Решив последова­тельно задачи по активизации общественного интереса, становле­нию общественного мнения и достигнув при этом определенного уровня информированности населения, средства массовой инфор­мации начинают осуществлять свою деятельность в направлении дальнейшего расширении границ общественного мнения, его тира­жирования, трансляции. Получение таких сведений очень важно в связи с тем, что на этапе расширения границ общественного мнения по проблемам, поднятым средствами массовой информации, про­исходит более интенсивная трансформация суждений, мнений в рамках межличностного общения.

Существенным элементом, оказывающим непосредственное воздействие на достижение тех или иных эффектов информиро­ванности, является степень объективности содержания информа­ции, распространяемой прессой, радио, телевидением и массо­вой устной пропагандой. Различные этапы формирования обще­ственного мнения, несомненно, характеризуются как специфи­кой элементов содержания распространяемой информации, так и формами, способами подачи ее на газетной полосе, в радио- и телепередаче. Например, при решении задач, связанных с фор­мированием, активизацией общественного интереса, информаци­онные источники уделяют первоочередное внимание публикации, передаче в эфир материалов, носящих дискуссионный характер. Ведь в поле внимания общественного мнения могут находиться только те вопросы и проблемы, по поводу способов и путей ре­шения которых еще существуют различия в оценках, мнениях, суждениях людей. Таким образом, момент спорности, дискуссион­ности является необходимым условием формирования общест­венного мнения.

Становление, активизация общественного интереса по предме­ту формирования общественного мнения теснейшим образом свя­заны с фактором личной заинтересованности человека в решении поднятой проблемы. Поэтому, ставя цель привлечь внимание об­щественности к актуальным проблемам, средства массовой ин­формации и пропаганды стремятся полнее отразить в своих мате-

риалах такие элементы содержания, как значимость решения по­ставленной проблемы непосредственно для индивида, его семьи, детей, коллег по работе и т. п. Информация такого рода является важным катализатором процесса формирования общественного мнения.

Привлечение внимания аудитории к проблеме, показ ее значи­мости, актуальности осуществляются посредством использования так называемой фактографической информации. Раскрытие суще­ства проблемы, вопроса происходит на основе подачи ярких, ха­рактерных фактов, примеров, образов, наиболее адекватно вво­дящих читателя, слушателя, зрителя в проблему.

Массово-информационные источники формируют обществен­ное мнение через свои непосредственные аудитории. Абсолютное большинство из них входит одновременно в состав аудитории не­скольких средств или источников массовой информации. Какой-либо изолированной аудитории, причастной только к одному средству, не существует. Границы аудитории подвижны. Она не существует вне связи с источником информации, с которым всту­пает в определенные отношения и приобретает в силу этого специ­фические черты. Отношения аудитории с источником информа­ции развиваются, могут прерываться и возобновляться. Сохране­ние стабильности аудитории, расширение ее состава способствуют более успешной реализации процесса формирования общественно­го мнения.

Итак, роль общественного мнения в обществе трудно переоце­нить. В тоталитарном обществе оно выступает в качестве демо­кратического атрибута, ничего в действительности не значащего. В любом случае общественное мнение демонстрирует нерастор­жимую связь партии, государства и народа.

Что же касается подлинно демократического общества, то здесь неизмеримо возрастает знание общественного мнения. От него зависит судьба любого политического деятеля. В конечном счете демократия держится и проявляется через общественное мнение. Особую важность приобретает проведение референдумов - опросов общественного мнения по наиболее значимым вопросам жизни общества.

В связи с этим еще раз следует подчеркнуть, что общественное мнение подвержено воздействию и манипулированию. Поэтому оно далеко не всегда адекватно отражает объективную ситуацию в области политики, экономики и общества.

Общественное мнение, выступая совместно с настроением, об­разует умонастроение.

Массовое настроение - это более или менее устойчивое эмо­циональное состояние общностей, которое окрашивает все их пе­реживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны. Настрое­ниям присущ особый динамизм, который выражается, во-первых,

в способности переходить от одного состояния к другому: от бес­сознательного к отчетливо осознанному, от глубоко скрытого к открытому, а также перерастать в антиобщественные действия; во-вторых, в подверженности колебаниям и изменениям корен­ным образом в самый незначительный срок, почти мгновенно. Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое общение проявляется в виде слухов.

Слухи представляют собой недостоверные или частично досто­верные сообщения о каких-либо событиях, исходящие от одного лица или группы, ничем другим не подтвержденные, устно пере­дающиеся от одного лица другому. Модель психологического воздействия слухов представляет собой систему, в которой субъ­ект психологического воздействия (СПВ) и объект психологиче­ского воздействия (ОПВ) являются подсистемными.

Психологическое воздействие слухов включает в себя три взаи­мосвязанных этапа или момента: операционный - воздействие субъекта; процессуальный - принятие (непринятие) воздействия объектом; результат, т.е. ответные реакции - последствия пере­стройки психики объекта, которые выполняют функцию обратно­го воздействия ОПВ на СПВ.

Чаще всего слухи воздействуют на центральную нервную си­стему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астениче­ские психические состояния, вплоть до истерики, путем создания невыносимой, экстремальной в психологическом плане обста­новки.

За основу психологии слухов обычно берут две характеристики: информационную и экспрессивную. Первая представляет собой объективную степень достоверности сообщения, вторая определя­ет тип эмоциональной реакции, на которую рассчитан и которую вызывает слух при его восприятии.

В соответствии с информационной характеристикой слухи ус­ловно подразделяются на четыре типа: 1) абсолютно недостовер­ные; 2) недостоверные с элементами правдоподобия; 3) правдопо­добные; 4) достоверные с элементами неправдоподобия.

С учетом экспрессивной характеристики и типов вызываемой эмоциональной реакции слухи можно подразделить на слух-жела­ние, пугающий слух, агрессивный слух.

По происхождению слухи бывают стихийные или умышленно сфабрикованные. Иногда слух зарождается стихийно, но, попав на определенную почву, находит заинтересованных распростра­нителей, готовых приукрасить информацию в соответствии со своими интересами.

По силе влияния слухи подразделяются на будоражащие груп­повое мнение; вызывающие одиночное и групповое антиобщест­венное мнение; разрушающие связи между лицами и группами.

Следует иметь в виду два решающих условия, составляющих в совокупности основную причину возникновения и распростране­ния слухов, выраженность которых определяется в основном ин­тенсивностью циркуляции [5].

Первым из этих условий является интерес аудитории к неко­торой теме. Самое нелепое сообщение может быть переданным дальше, если оно вызывает интерес. Множество смехотворных (а иногда трагикомичных) ситуаций подобного рода можно обна­ружить как в практических исследованиях, наблюдениях, так и в художественной литературе. Так, самые невероятные гипотезы приобретали силу бесспорности среди обитателей города N. после скандального разоблачения странных махинаций Чичикова с мерт­выми душами. Он оказывался похитителем шестнадцатилетней губернаторской дочки, фальшивомонетчиком, шпионом нового губернатора и даже Наполеоном, выпущенным англичанами с острова Святой Елены и засланным в Россию.

Однако никакой интерес сам по себе недостаточен для возник­новения слуха. Необходимое условие возникновения слухов -неудовлетворенный интерес. При наличии исчерпывающей и не подлежащей сомнению информации о некоторой теме вероят­ность возникновения слуха, касающегося данной темы, стремится к нулю. Отсюда второе условие - дефицит надежной информации. Подчеркнем, что речь здесь идет не об объективной достоверно­сти имеющихся сведений, а о субъективной оценке степени собст­венной осведомленности. Самые точные сведения, полученные из источника, не пользующегося у аудитории доверием, сохраняют информационный дефицит, тогда как ложные сведения из пре­стижного для данной аудитории источника ликвидируют дефицит и блокируют распространение слухов. Поэтому если речь идет о достаточно масштабных аудиториях и о политически значимых событиях, проблемах (большую часть сведений о которых люди часто получают не эмпирически, а через различные каналы массо­вой публичной и межличностной коммуникации), то дефицит на­дежной информации определяется отношением двух переменных: количества официальных сообщений по данному предмету на дан­ный момент времени и степени доверия к источнику официальных сообщений [5].

Интенсивность циркулирования слуха прямо пропорциональ­на интересу аудитории к теме и обратно пропорциональна коли­честву официальных сообщений на данный момент и степени до­верия к источнику сообщения. Это касается только содержатель­ных условий возникновения и распространения слухов. Относи­тельно функциональных мотивов следует сказать, что циркулиро­вание слухов облегчает межличностные контакты, как бы дает им дополнительный импульс, и поэтому косвенным условием возник­новения слухов становится депривация функциональной потреб-

ности в общении. Устная передача «неофициальных сведений» подчеркивает подчас социально-психологический статус пере­дающего, престижную близость к источнику, поэтому распрост­ранению слухов способствует неудовлетворенная потребность индивидов в социально-психологическом самоутверждении. Цир­кулирование слухов, в том числе даже пугающих, как оказалось, способно в некоторых случаях снижать эмоциональное напряже­ние в большой группе (через идентификацию по аналогии «всем плохо»), а значит, эмоциональное напряжение само по себе слу­жит дополнительным фактом возникновения слухов. В то же вре­мя невыносимой для людей может стать эмоционально обеднен­ная, длительно лишенная значимых событий обстановка, при ко­торой потребность во впечатлениях реализуется за счет циркули­рования слухов.

Итак, мнения и настроения как социально-психологические явления играют большую роль в поведении общностей. Они яв­ляются регуляторами их поведения.

Наряду с динамико-статичными явлениями в обществе наблю­даются статичные, т.е. устойчивые, неподвижные, явления, кото­рые также оказывают активное воздействие на поведение общ­ностей.

Традиции - способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Нередко их назы­вают «социальным клеем». В каждом обществе существует целая система традиций, направленных на укрепление его стабильности. Их классифицируют по различным основаниям. Выделяют нацио­нальные и другие традиции.

Традиции создают условия для «здорового консерватизма», стабильности общества. Яркий пример тому - Англия. Институт «королевы» не что иное, как традиция. Приверженность англичан к своим традициям в области политики, быта глубоко оправдана, хотя и придает их образу жизни налет архаичности.

Традиции проявляются во всех сферах, начиная от гигиены и кончая национальным рынком.

Литература

1. Вичев В. Мораль и социальная психика. - М, 1978.

2. Георгиев Я. Пульс жизни народа // Проблемы мира и социализма. -1979.-№6.

3. Кульчар К. Необходимы глубокие теоретические исследования // Про­блемы мира и социализма. - 1979. - № 2.

4. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

5. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю.А.Шерковича. -М, 1975.

6. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб., 1992.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.