Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология менеджмента






Менеджмент, или управление социальной организацией, может быть представлен как особый вид деятельности по координации действий участников процесса совместной работы для достиже­ния целей.

Можно выделить пять основных сфер, которые охватывают дея­тельность внутри любой организации и которые являются объек­том управления:

1) производство;

2) маркетинг;

3) финансы;

4) работа с кадрами;

5) учет и анализ хозяйственной деятельности.

Психология управления рассматривает вопросы, относящиеся к управлению человеком в организации, и ориентируется главным образом на изучение и осуществление мероприятий в рамках трех сфер: производства, маркетинга и работы с кадрами.

Психология управления производством занимается разработкой, проектированием и выпуском продукта, расстановкой кадров с целью оптимизации производства, осуществлением поставок в ор­ганизацию и связей с поставщиками.

Важное место при этом занимают процессы проектирования и перепроектирования работы.

Под отношениями по работе при ее проектировании понима­ется установление межличностных связей между исполнителем работы и другими работниками как по поводу самой работы, так и в связи с другими видами деятельности в организации.

Психология управления маркетингом ориентирована на изуче­ние рынка и потребительского поведения, сопровождение реклам­ной и сбытовой деятельности. Теория и методы социальной пси­хологии играют ключевую роль в обеспечении маркетинговой деятельности организации. Интегрированный маркетинг предпо­лагает использование одновременно двух подходов в реализации деятельности организации: усовершенствование производимых товаров и услуг и тщательный анализ потребительского спроса.

Одним из ключевых понятий маркетинга является понятие по­требности. Залогом достижения цели организации являются опре­деление нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение жела­емой удовлетворенности. Процесс управления маркетингом состоит:

1) из анализа рыночных возможностей;

2) отбора целевых рынков;

3) разработки комплекса маркетинга;

4) претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.

Каждый этап предполагает использование социально-психоло­гических методов исследования и реализации маркетинговых про­грамм. На первом этапе чрезвычайно важной оказывается психо­логическая помощь руководителям в поиске новых возможностей для организации. Идет ли речь о расширении границ рынка или о намерении внедриться в новую сферу деятельности, развитии спо­собностей управленческого персонала видеть перспективы и твор­чески подходить к принятию решений, руководитель может суще­ственно влиять на развитие организации.

Сегментирование рынка и отбор целевых аудиторий также обес­печиваются разработками в области социальной психологии.

Потребительское поведение также изучается и прогнозируется с помощью социально-психологических методов.

На этапе разработки комплекса маркетинга и претворения его в жизнь социальный психолог выступает в двух ролях: эксперта планируемых мероприятий и участника их разработки. Рекламное

обеспечение маркетинговой деятельности, сочетание различного рода факторов, воздействующих на потребителя, - все это оцени­вается и совершенствуется с помощью социально-психологических методов и технологий.

Управление персоналом связано с использованием возможно­стей работников для достижения целей организации и включает в себя: подбор и расстановку кадров, обучение кадров и т.д. Под­бор и расстановка кадров удовлетворяют потребность организа­ции в людских ресурсах и напрямую способствуют повышению эффективности ее работы. Решение о наборе персонала принима­ется как результат процесса планирования человеческих ресурсов.

Подбор кадров может проводить как кадровое подразделение организации, так и консультационное агентство. Процедура подбо­ра персонала включает в себя несколько важных этапов: решение об источниках привлечения кадров, выбор методов подбора, прове­дение предварительных бесед, решение о приеме в организацию.

При приеме на работу используют различные методы подбора персонала для организации. Широко известны социально-психо­логические стандартизированные и полустандартизированные оп­росники, которые позволяют характеризовать важные для органи­зации свойства и качества личности, ее способности к выполнению работы.

Проведение собеседования с кандидатами предполагает исполь­зование метода интервью. Специальная социально-психологиче­ская подготовка сотрудников для проведения собеседований с кан­дидатами позволяет существенно улучшить качество их работы.

Обучение персонала в организациях осуществляется специаль­ными внутренними подразделениями (учебными центрами, ФПК, бюро, отдельными специалистами) или внешними организациями (консультационными фирмами, учебными заведениями, группами специалистов).

Можно условно выделить два основных направления в обуче­нии персонала организации: обучение в целях ориентации (адап­тации) специалиста в новых условиях работы и обучение (и пере­обучение) сотрудников в процессе их трудовой деятельности.

На этапе адаптации решаются следующие задачи:

- уменьшение стартовых издержек на ориентацию в новых ус­ловиях, что касается в первую очередь времени сотрудника и его руководителя;

- снижение испытываемой новым сотрудником неопределен­ности;

- сокращение текучести кадров, которая особенно высока в пе­риод адаптации сотрудников;

- уточнение взаимных ожиданий организации и сотрудника; -развитие позитивного отношения к работе и организации в

целом, усвоение организационной культуры.

Регулярные программы подготовки и переподготовки персонала организации преследуют такие цели, как:

- подготовка руководителей, состоящих в резерве, к занятию вышестоящей должности;

- профессиональный и личностный рост сотрудников;

- подготовка к нововведениям в организации;

- развитие креативных возможностей организации.

Понимание мотивации персонала является ключом к эффектив­ному управлению. Необходимо знать, как возникают или вызы­ваются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих чело­века к осуществлению определенных действий.

Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, направленных на объяснение этого процесса. Условно все теории можно разделить на две большие группы - теории со­держания, концентрирующиеся на выявлении и анализе факторов мотивации, и теории процесса, в центре внимания которых нахо­дится динамика взаимодействия различных мотивов, т. е. то, как инициируется и направляется поведение человека.

Наиболее известными теориями мотивации, относящимися к первой группе, можно считать теорию иерархии потребностей А. Маслоу, теорию приобретенных потребностей Мак Клелланда и двухфакторную теорию Герцберга.

Ко второй группе теорий относят теорию ожидания В.Врума (также Л. Портера и Э.Лоулера), теорию постановки целей (Э. Лок), теорию равенства (С. Адамс).

Внешние связи организации имеют не меньшее значение для ее успешной деятельности, чем внутренние процессы. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкуренции, а также резким ускорением процессов изменения в окружающей среде орга­низации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопро­сам взаимодействия с окружением, развитию способности адапта­ции к внешней среде.

Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимо­действия с окружением играет менеджмент, особенно его верхний уровень. Стратегический менеджмент старается строить эффек­тивное взаимодействие организации с окружением, воздействуя и на внутренние процессы, и на окружающую среду непосредствен­но. Внешнее окружение организации можно представить в виде двух сфер.

Первая сфера - это общее внешнее окружение организации, ко­торое отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией. Общее внешнее окружение формируется под влиянием политиче-

ских, правовых, социально-культурных, экономических, техноло­гических, национальных и международных процессов.

Вторая сфера - так называемое непосредственное деловое окру­жение организации. Его формируют такие субъекты среды, кото­рые прямо связаны или прямо воздействуют на деятельность дан­ной организации. Это окружение создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также регулирующие службы.

Важным направлением, которое обеспечивает психология ме­неджмента, является деятельность в рамках PR (Public Relations). В эту сферу входят такие формы работы организации, как эффек­тивное взаимодействие с прессой, формирование общественного мнения, формирование имиджа, коммерческая реклама.

Формирование имиджа организации - одна из наиболее акту­альных проблем экономической жизни России. Все большее коли­чество руководителей организаций понимает значение имиджевой деятельности для выживания и успеха на современном рынке.

Назначение мероприятий по формированию имиджа - внеце-новая конкуренция, имеющая целью создание управляемого имиджа товаров и услуг, самой организации в целом.

Мероприятия PR имеют пять основных целей:

1. Позиционирование объекта.

2. Возвышение имиджа.

3. Снижение имиджа конкурентов.

4. Отстройка от конкурентов.

5. Контрреклама [2].

Позиционирование включает в себя создание и поддержание по­нятного окружению имиджа. Отсутствие такой ориентации у ор­ганизации восполняется стихийным формированием имиджа.

Мероприятия по возвышению имиджа способствуют «раскрут­ке» организации на рынке товаров и услуг. Взаимодействие с прес­сой и другими представителями организационного окружения строится по следующей программе: организации придается имидж недоступной и более значительной, чем это есть на самом деле, а затем «обнаруживается», что в ней работают простые и приятные люди, которые готовы не замечать высоты своего положения.

Отстройка от конкурентов предполагает комбинацию возвы­шения имиджа организации при снижении имиджа конкурентов. Отстройка может быть явной и неявной.

Знание основ социальной психологии способствует созданию имиджа на всех этапах процесса - от появления идеи до ее вопло­щения. Психологи играют важную роль в привлечении и удержа­нии внимания аудитории, формировании установки на доверие или недоверие со стороны аудитории, использовании социально-психологических особенностей отдельных социальных групп и спе­цифических методов воздействия на аудиторию (НЛП, трансакт-ного анализа и т. п.).

Важным аспектом рассмотрения менеджмента является сам про­цесс управления организацией. Управление организацией как функция предстает в виде процесса по формированию и использованию ре­сурсов организации для достижения ею своих целей. Менеджмент включает в себя функции и действия, которые связаны с координа­цией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуж­дением к осуществлению производственной и других видов деятель­ности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т. п.

Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности, выделив четыре основные функции:

-планирование, заключающееся в выборе целей и плана дей­ствий по их достижению;

-распределение задач между подразделениями или работни­ками и установление взаимодействия между ними;

-руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению по­ставленных целей;

- контроль, заключающийся в соотнесении реально достигну­тых результатов с теми, которые были запланированы.

Субъектами осуществления управленческой деятельности яв­ляются менеджеры, которые играют в организации ряд разнооб­разных ролей. Во-первых, это роль принимающего решения: ме­неджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов и т.д. Процесс принятия реше­ния связан с важной проблемой отношения к риску.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что ме­неджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, рас­пространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и разъясняет политику и основные цели организации.

В-третьих, менеджер выступает в роли руководителя, форми­рующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение поставленных целей, коорди­нирующего их усилия. Менеджер должен быть лидером, за кото­рым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить.

Современные экономические условия предполагают осуществ­ление стратегического управления организацией.

Стратегическое управление можно определить как такое управ­ление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятель­ность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирова­ние и своевременные изменения в организации, отвечающие вы­зову со стороны окружения, что позволяет организации выживать и достигать своих целей в долгосрочной перспективе.

Стратегическое управление - это философия, идеология менедж­мента, осуществляемая на основе искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям. Большое значение

имеет также высокий профессионализм сотрудников, обеспечиваю­щих связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, реализацию текущих задач.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамиче­скую совокупность пяти взаимосвязанных процессов: анализ среды (макроокружения, непосредственного окружения, внутренней среды); определение миссии и целей организации; анализ и выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка и контроль выполнения стратегии.

Для выработки эффективной стратегии и претворения ее в жизнь руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенден­циях ее развития и потенциале.

Узкое понимание миссии определяет ее как сформулированное утверждение о том, для чего и по какой причине существует органи­зация. Миссия раскрывает смысл существования организации, в ко­тором проявляется отличие данной организации от ей подобной.

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик ор­ганизации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Вслед за формулированием миссии и установлением целей сле­дует выбор стратегии и путей ее реализации. В самом общем смысле стратегия - это генеральное направление действия органи­зации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.

Стратегическое управление нуждается в использовании социаль­но-психологических знаний на всех этапах своего осуществления. Развитие стратегического мышления менеджеров, коммуникацион­ных систем в организации и за ее пределами, сопровождение раз­работки стратегии командой руководителей - эти направления успешно отрабатываются с помощью социальных психологов.

Еще одна сфера деятельности выражается в психологическом сопровождении изменений в организации. Нововведения почти всегда вызывают сопротивление со стороны неформальных групп внутри организации. Работа с сопротивлением обеспечивается со­циально-психологическими технологиями, способствующими ослаб­лению напряжения в организации в процессе изменений структуры и организационной культуры [5].

Таким образом, развитие производственных организаций свя­зано с эффективностью менеджмента.

Литература

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., 1996.

2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. - M., 1995.

3. Горбов Ф.Д., Новиков M.А. Вопросы интегративной оценки групповой активности // II съезд Общества психологов: Тез. докл. - М., 1963.

4. Обозов H.H. Межличностные отношения. -Л., 1979.

5. Промышленная социальная психология / Под ред. Е.С.Кузьмина, А.Л.Свенцицкого.-Л., 1982.

6. Вейл П. Искусство менеджмента. - М., 1993.

7. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - М., 1982.

8. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. - Киев, 1994.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.