Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая классификация и функции семьи






Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что в настоящее время снижается число браков, рождаемость, увели­чиваются детская смертность, патология новорожденных, разводы. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проб­лему семьи из общественной в экономическую и психологическую плоскость.

Трудности рассмотрения социально-психологической специфи­ки функционирования семьи обусловлены, с одной стороны, «погра-

ничным» статусом социальной психологии, с другой - особенно­стями самого объекта анализа. Семья одновременно является и социально-психологической общностью - малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и со­циальным институтом - исторически конкретной системой взаи­моотношений между супругами, родителями и детьми, социаль­ная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физиологическом и духовном воспроизводстве населения.

Немаловажным обстоятельством является и междисциплинар­ный характер многих исследований семьи. Психология семьи и брака как междисциплинарное направление психологии включает исследование в области социологии, экономики, этнографии, ис­тории, юриспруденции, демографии и др. [15].

Говоря о семье как малой группе, необходимо прежде всего за­даться вопросом о ее количественном составе (структуре), лежа­щем в основе подавляющего большинства типологий семьи [8].

По количеству брачных партнеров различают моногамную семью (один муж и одна жена) и полигамную. Последняя имеет два вариан­та: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство).

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что полигамные формы семьи исторически предшествовали ее совре­менному типу, причем существовала значительная историко-культурная, этническая, религиозная их специфика. Моногамная семья - образование, возникшее сравнительно недавно. Ее разви­тие, как убедительно было показано Ф. Энгельсом, тесно связано с установлением институтов частной собственности и государства.

В связи со значительным увеличением разводов и повторных браков в индустриально развитых странах все чаще говорят о по­следовательной моногамии, означающей, что в каждый данный момент времени мужчина (женщина) состоит в браке с одним партнером, однако в течение жизни таких брачных союзов у него (нее) насчитывается более одного.

По количеству поколений, представленных в семье, выделяют: а) сложную (расширенную) семью, в которой проживают под одной крышей и ведут совместное хозяйство представители нескольких (по меньшей мере трех) поколений - прародители, родители, дети. В большинстве регионов России этот тип семьи принадлежит прошлому, когда его существование не в последнюю очередь оп­ределялось преимущественно сельским образом жизни и эконо­мической необходимостью; б) простую (нуклеарную) семью, члены которой являются представителями только двух поколений (роди­тели и дети). Этот тип семьи в настоящее время является преобла­дающим, хотя некоторые авторы говорят о «ренессансе» расши­ренной семьи в ее специфической социально-психологической мо­дификации, когда поддерживаются интенсивные межличностные

контакты (например, по телефону или при совместном проведе­нии досуга, праздновании определенных семейных дат), но про­живание различных поколений остается раздельным.

Обычно, говоря о нуклеарной семье, имеют в виду полную нуклеарную семью, где есть оба родителя и дети. Но нуклеарной также является и неполная семья, в которой отсутствует один из родителей, чаще отец (остается, правда, неясным, следует ли счи­тать неполной бездетную семью?). В свою очередь, неполную семью разделяют на собственно неполную (возникшую вследствие раз­вода или вдовства) и материнскую, предполагающую внебрачное рождение и воспитание детей [6]. Здесь следует упомянуть и о спе­цифическом типе семьи, получившей название бинуклеарная, когда после развода оба супруга создают новые семьи, в результате чего у ребенка оказывается как бы четыре родителя (по два родных и неродных), между которыми поддерживаются отношения, и ре­бенок периодически живет с теми и с другими. Иногда обе семьи совместно проводят досуг. Увеличение круга ближайших родст­венников ребенка, в том числе сиблингов (братьев и сестер), по мнению некоторых авторов, может благоприятно сказываться на социализации личности.

Во многих исследованиях семьи в зависимости от степени удов­летворенности супругов браком выстраивается континуум, на по­люсах которого находились семьи, в которых оба супруга в зна­чительной мере удовлетворены своим браком, на другом - оба неудовлетворены им, но сохраняют его или собираются разво­диться, с различными промежуточными вариантами.

Педагогическая типология семей основана на признаке благопо­лучия, в основе которого лежит выполнение ими воспитательной функции. Распространенными индикаторами соответствующего не­благополучия чаще всего выступают: постановка подростков на учет в детской комнате милиции, неуспеваемость ребенка в школе и т. п.

С точки зрения соответствия брачно-семейных отношений об­щественным нормам выделяются следующие семьи:

-патриархальная (традиционная), отношения в которой ориен­тированы на образцы, доминировавшие в прошлом: муж (отец -«кормилец») материально обеспечивает семью, представляет ее в обществе, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена не работает (или престиж ее работы, заработок заметно ниже, чем у мужа), занимается воспитанием детей, ведет домашнее хо­зяйство. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение;

- современная (эгалитарная), где нормы любви, эмоциональной близости, взаимоуважения распространяются на всех членов семьи.

В качестве подтипов современной семьи выделяют:

- коллективистскую семью (или в терминологии западных ав­торов «двухкарьерную»), в которой одинаково важна профессио-

нальная и общественная деятельность обоих супругов. Супруги гибко (или при активном участии мужа) распределяют домашние обязанности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения и т. п.;

- индивидуалистскую семью, в которой внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена к ми­нимуму, а при обсуждении важнейших решений возможны серьез­ные конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные интересы.

С точки зрения права семьи могут быть разбиты на две большие группы: в первой отношения между супругами признаны общест­вом (между ними заключен брак), во второй этого нет (добрачные союзы молодых людей).

И наконец, завершая рассмотрение типологии семей, нельзя не упомянуть о так называемых альтернативных стилях жизни, к ко­торым относят:

-гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские). При этом не исключается возможность воспитания (посредством усы­новления) или даже рождения (в женских диадах с привлечением мужчин-«доноров») детей;

- открытый брак, отношения в котором строятся на основе гу­манистических принципов, предполагающих, в частности, что человек в течение жизни меняется, испытывая внутренний рост. Стремление к самоактуализации каждого из супругов подразуме­вает, помимо прочего, и личную жизнь каждого из них, в том чис­ле глубокие, значимые отношения (не исключая сексуальные) с другими людьми;

- свининг - колеблющийся брак, когда достаточно традицион­ные в остальных отношениях супружеские пары временно обме­ниваются сексуальными партнерами;

-групповой брак - супружеские отношения трех и более лиц, между которыми могут быть парные (в том числе гомосексуаль­ные) или неупорядоченные сексуальные связи;

- двухшаговый брак, предполагающий заключение между суп­ругами специфического брачного контракта, оговаривающего их права и обязанности на различных этапах семейной жизни. Важ­нейшими характеристиками ее первой фазы («первого шага») яв­ляется отсутствие детей и возможность через заранее заданное время прекращения отношений без процедуры развода.

Существуют и некоторые другие описания (имеющие различ­ную религиозную окраску) моногамной семьи, остающейся в пре­делах различного рода культовых вариаций внутрисемейных от­ношений и их правового регулирования.

Для отечественной науки традиционной является проблема функций семьи. Ниже приводится классификация функций семьи с точки зрения общества и индивида, разработанная М.С. Мацков-ским [10].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.