Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением






Для обозначения системы отношений используют различные понятия: «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т. д. В одном случае они употребля­ются как синонимы, в другом - резко противопоставляются друг другу. На самом деле, несмотря на смысловую близость, данные понятия различаются между собой.

Социальные отношения - это отношения между социальными группами или их членами. Несколько иной пласт отношений ха­рактеризует понятие «общественные отношения», под которыми понимают многообразные связи, возникающие между названными общностями, а также внутри них в процессе экономической, соци­альной, политической, культурной жизни и деятельности.

Отношения классифицируют по следующим основаниям:

- с точки зрения владения и распоряжения собственностью (классовые, сословные);

- по объему власти (отношения по вертикали и по горизонтали);

-по сферам проявления (правовые, экономические, политиче­ские, моральные, религиозные, эстетические, межгрупповые, мас­совые, межличностные);

- с позиции регламентированности (официальные, неофици­альные);

- исходя из внутренней социально-психологической структуры (коммуникативные, когнитивные, конативные и пр.).

Кроме понятия «общественные отношения», в науке широко используется и понятие «человеческие отношения». Оно, как пра­вило, применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными

объектами внешнего мира, не исключая и отношение к самому себе. Человеческие отношения выражаются в виде производствен­ных, экономических, правовых, нравственных, политических, ре­лигиозных, этнических, эстетических и т. д.

Производственные отношения концентрируются во множестве профессионально-трудовых ролей-функций человека (например, инженер или рабочий, руководитель или исполнитель и т. д.). Это множество предопределяется разнообразием функционально-про­изводственных связей человека, которые задаются нормативами профессионально-трудовой деятельности и в то же время возни­кают стихийно по мере необходимости решения новых проблем.

Экономические отношения реализуются в сфере производства, владения и потребления, представляющей собой рынок материаль­ной и духовной продукции. Здесь человек выступает в двух взаимо­связанных ролях - продавца и покупателя. Экономические отно­шения вплетены в производственные через рынок труда (рабочей силы) и создание потребительских товаров. В этом контексте чело­веку свойственны роли хозяина и владельца средств производства и произведенной продукции, а также роль рабочей силы, которую нанимают.

Экономические отношения бывают планово-распределитель­ными и рыночными. Первые возникают в результате чрезмерного вмешательства государства в экономику. Вторые образуются за счет либерализации, свободы экономических отношений. Однако степень их свободы бывает разной - от полной до частично регу­лируемой. Основной признак нормальных экономических отно­шений - саморегулируемость за счет конкуренции, соотношения спроса и предложения. Но это не значит, что государство вообще устраняется от контроля за экономическими отношениями. Оно взимает налоги, контролирует источники доходов и пр.

Правовые отношения в обществе закрепляются законодатель­ным путем. Они устанавливают меру свободы личности как субъ­екта производственных, экономических, политических и других общественных отношений. В конечном счете правовые отношения обеспечивают или не обеспечивают эффективное выполнение роли социально активного человека. Законодательное несовершенство компенсируется неписаными правилами поведения человека в ре­альных сообществах людей. Эти правила несут на себе огромную нравственную нагрузку.

Нравственные отношения закрепляются в соответствующих ри­туалах, традициях, обычаях и других формах этнокультурной орга­низации жизни людей. В этих формах заключается моральная нор­ма поведения на уровне бытующих межличностных отношений, которая проистекает из нравственного самосознания конкретной общности людей. В проявлении нравственных отношений много культурно-исторических условностей, идущих от образа жизни об-

щества. В центре этих отношений находится человек, который рас­сматривается как самоценность. По проявлению нравственных от­ношений человек определяется как «хороший-плохой», «добрый-злой», «справедливый-несправедливый» и т.п.

Религиозные отношения отражают взаимодействие людей, ко­торое складывается под влиянием представлений о месте человека во вселенских процессах жизни и смерти, о таинствах его души, идеальных свойствах психики, духовных и нравственных основах существования. Эти отношения вырастают из потребности чело­века к самопознанию и самосовершенствованию, из сознания выс­шего смысла бытия, осмысления своих связей с космосом, объяс­нения таинственных явлений, которые не поддаются естественно­научному анализу. В этих отношениях преобладают иррациональ­ные начала психического отражения действительности, основанные на чувствах, интуиции и вере.

Идея Бога позволяет соединить разрозненные и смутные пред­чувствия случайных и закономерных событий жизни человека в целостный образ земного и небесного бытия человека. Различия в религиях - это прежде всего различия в этнокультурологических концепциях божества как хранителя души человека. Эти различия проявляются в житейском, культовом и храмовом религиозном поведении (ритуалах, обрядах, обычаях и т. п.). Если в принятии идеи Бога все верующие едины, то в ритуальной части богослуже­ния и приближении к Богу они могут стать фанатически неприми­римыми друг другу. Религиозные отношения воплощаются в ролях верующего или неверующего. В зависимости от вероисповедания человек может быть православным, католиком, протестантом, ма­гометанином и т.д.

Политические отношения концентрируются вокруг проблемы власти. Последняя автоматически приводит к доминированию тех, кто ею обладает, и подчинению тех, кто ее лишен. Власть, предна­значенная для организации общественных отношений, реализуется в виде лидерских функций в сообществах людей. Ее абсолютизация, как и полное отсутствие, вредна для жизнеобеспечения сообществ. Гармония властных отношений может быть достигнута путем раз­деления властей - законодательной, исполнительной и судебной. Политические отношения в этом случае должны приобретать ха­рактер демократического процесса, в котором задача властных структур и лидеров заключается в поддержании баланса прав на свободу каждого члена общества. Этнические отношения возника­ют из различий/сходства образа жизни локальных групп населения, имеющих общее антропологическое (родоплеменное) и географи­ческое происхождение. Различия между этносами являются естест­венно-психологическими, так как в образе жизни этноса закреплен уклад общественных отношений, способствующих оптимальной адаптации человека к конкретной природной (географической и

социальной) среде. Этот уклад естественно вытекает из особенно­стей воспроизводства жизни в конкретных условиях. Соответству­ющий образ жизни этноса закрепляется в стереотипах поведения и деятельности, в языке, ритуалах, традициях, обычаях, праздниках и в других культурологических формах общественного бытия.

Эстетические отношения возникают на основе эмоционально-психологической привлекательности людей друг для друга и эсте­тического отражения вещественных объектов внешнего мира. Эти отношения отличаются большой субъективной вариантностью. То, что для одного человека может быть привлекательным, для другого - нет. Эталоны эстетической привлекательности имеют психобиологическую основу, которая связана с субъективной сто­роной человеческого сознания. Они обретают постоянство в этно­психологических формах поведения, подвергаясь культурологиче­ской обработке через различные виды искусства и закрепляясь в социально-исторических стереотипах человеческих отношений.

В психологии уже много десятилетий идет разработка катего­рии отношений в специфическом для этой науки ключе. Но объек­тивности ради следует отметить, что иные психологические школы относились настороженно к попыткам создать теорию человече­ских отношений. Однако такой подход явно неоправдан, поскольку названная теория несет в себе сильнейшее гуманистическое начало. Основателем теории человеческих отношений на Западе считается Э. Мэйо, хотя в России одновременно с ним о необходимости раз­работки теории отношений в психологии писали В.М.Бехтерев, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев.

Понятие «человеческие отношения» является более широким по сравнению со всеми остальными, обозначающими те или иные отношения. Какое содержание необходимо вкладывать в катего­рию отношений?

Отвлечемся от многих сторон бытия, с которыми связан каждый человек и к которым у него есть свое отношение, и остановимся лишь на его отношениях с различными общностями, членом ко­торых он является, а также на его отношениях с теми или иными людьми. В этом случае можно выявить, что отношение, во-первых, предполагает актуализацию знания в образно-понятийной форме об общности или о личности у тех, кто вступает во взаимодейст­вие; во-вторых, оно всегда несет в себе тот или иной эмоциональ­ный отклик взаимодействующих индивидов (общностей) на общ­ность или личность; в-третьих, одновременно актуализирует оп­ределенное обращение с ними. Затем, если далее объективировать «психологическую изнанку» каждого из отношений, в систему ко­торых включен человек, можно увидеть цель, которую преследует личность, вступая во взаимодействия с общностями и отдельными людьми, и обязательно потребности, которые непосредственно влияют на характер ее отношений. У каждой личности обычно бы-

вают разные отношения с какой-то общностью и даже с отдель­ным человеком, который входит в ближайшее или более отдален­ное окружение. В отношениях одного человека с другим обнару­живается характерный признак - наличие положительной или от­рицательной эмоциональной реакции на другого человека. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоре­чивой. Естественно, что одни отношения в силу своего характера могут нести конструктивное начало и «работать» на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие лич­ности, а действие других отношений может иметь для нее деструк­тивный результат. В этом смысле для личности особенно важны отношения с субъективно значимыми для нее людьми. Именно они сильнее всего влияют на восприятие личностью окружающего и толкают ее к нестандартным поступкам.

Среди межличностных отношений выделяются отношения зна­комства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, пе­реходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родст­венные. H.H.Обозов классифицирует эти отношения по их глу­бине, избирательности в выборе партнера и функциям [9]. Главным критерием отношений является глубина вовлеченности в них лич­ности. Наибольшее включение личности происходит в дружеских и супружеских отношениях.

Избирательность можно определить по числу признаков, значи­мых для установления и воспроизводства отношений. С этим свя­зано установленное число квот, возможных для различных видов отношений. Если среднее число лиц, включенных в отношения зна­комства одного взрослого человека, составляет 150-200, в прия­тельские отношения - 70 - 150, то в дружеские - всего 2-3 человека.

Взаимоотношения можно различать по дистанции между парт­нерами во время общения, по продолжительности и частоте кон­тактов, применению ролевых клише в актах общения и т.д. Общая закономерность, выделенная Н.Н.Обозовым, состоит в том, что по мере углубления отношений сокращается дистанция общения, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Как явствует из изложенного, понятием «межличностные отно­шения» обозначаются человеческие отношения в контексте реаль­ного непосредственного или опосредованного взаимодействия людей, имеющих обратную связь друг с другом. В этом контексте межличностные отношения приобретают характер социально-психологических за счет вмешательства в общественные отноше­ния личных отношений как персонализированной реакции парт­неров друг на друга.

Понятием «личное отношение» определяется сугубо индивиду­альная субъективная направленность человека на кого-либо или на что-либо. В личном отношении к другому человеку заключены конкретное реагирование на достоинства и недостатки партнера,

его значимость для субъекта отношения. Личное отношение одно-направленно и проистекает из субъективных установок человека. Оно может оставаться скрытым.

Крайняя степень субъективности личных отношений заключена в единстве эффективных, гностических и регуляторных функций психики. В личных отношениях наиболее полно проявляется эф­фективный компонент психического отражения. При этом в эффек­тивном реагировании концентрируется подсознательная мотивация человека. В силу этого в личных отношениях преобладают эмо-тивные (эмоционально-чувственные) и конативные (установочно-волевые) компоненты психической деятельности.

Психические отношения раскрывают притягательность объек­та, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на орга­ны чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольно­стью реагирования субъекта на свойства отражаемого объекта. Они сопровождают любой акт психической деятельности челове­ка на конкретно-чувственном уровне отражения, предопределяя его эмоциональный колорит и проявляясь в чувственном тоне и настроении, а также в аффектах и других психических состояниях. Кроме того, они регулируют взаимодействие с объектом, обнару­живая себя в стремлении к нему или в избегании его. Осознание своего психического отношения к объекту за счет когнитивных компонентов психического отражения преобразует элементарное эффективное реагирование в чувства партнера. Тем самым психи­ческие отношения трансформируются в психологические.

Психологические отношения личности в развитом виде пред­ставляют целостную систему ее индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной дей­ствительности. Сознательность и произвольность психологических отношений опирается на когнитивные и конативные функции пси­хической деятельности человека. Благодаря когнитивным процес­сам происходит анализ значимости приятного-неприятного объек­та, что и предопределяет наше психологическое отношение при вы­боре или отвержении данного объекта. Сама же значимость и по­следующий выбор объекта согласуются с мотивационными компо­нентами психической организации человека, что обеспечивает субъекту психологическую готовность к поступку той или иной направленности.

Новое качество социально-психологических отношений обус­ловлено тем, что они всегда продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыра­жения, взаимоотношения. Все эти «взаимо» интегрируются в груп­повые эффекты сотрудничества-соперничества, дружбы-враж­ды, любви-ненависти, добра-зла, лидерства-конформизма и др.

Ролевые взаимоотношения отражают функционально-организа­торскую зависимость людей в совместной деятельности. Взаимо-

отношения «ведущий-ведомый» в производственных сообществах представлены ролями руководителя, коллеги, исполнителя. Они закрепляются в официальной административно-управленческой структуре. В то же время каждый рядовой работник также может выступать по отношению к другому в роли ведущего или ведомо­го. Эти роли не всегда совпадают с официальными должностями и проявляются в неофициальном лидерстве.

Коммуникативные взаимоотношения характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении. Воз­никают они посредством информационного обмена между участ­никами взаимодействия и в значительной мере зависят от психо­логических качеств партнеров, которые они способны проявить в диапазоне «общительность-замкнутость». Развитию коммуника­тивных взаимоотношений благоприятствуют следующие качества: открытость, искренность, простота, личное обаяние, непосредст­венность, эмоциональность и т.п. Коммуникативный потенциал личности снижается из-за робости, застенчивости, скрытности, неумения слушать других и т. п.

Когнитивные взаимоотношения представляют собой результат отражения адекватности взаимного познания людей. Они характе­ризуют партнеров в диапазоне «понимание-непонимание» через проявление сочувствия, сопереживания, эмпатии и других социально-психологических феноменов, определяющих проникновение уча­стников взаимодействия в психологическую сущность друг друга.

Эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлека­тельность людей и проявляются в рамках «любовь-ненависть». По­будителями этих чувств становится физическая, психологическая, социальная привлекательность партнеров. Различные виды привле­кательности могут взаимно усиливать или ослаблять друг друга. Зависит это от субъективных установок партнеров на их совмест­ную деятельность, а также от этнопсихологических стереотипов.

Волевые взаимоотношения отражают возможности самопрояв­ления партнеров в совместной жизнедеятельности. Они характе­ризуют меру психологической активности или характер поведе­ния людей в сообществах. Волевые взаимоотношения изменяются в диапазоне «независимость-подчинение» и проявляются как вла­стность, самостоятельность, решительность, настойчивость, уступ­чивость, терпимость и т. д.

Моральные взаимоотношения характеризуют поведение людей по критериям «добро-зло» и проявляются в заботливости, отзывчиво­сти или равнодушии, корысти, агрессии, эгоизме и т.п. Эти взаимо­отношения отражают психологические установки, касающиеся эти­ческой стороны поведения людей в сообществах. Понимание доб­ра-зла в первичных группах не всегда соответствует общественной морали из-за сложности и противоречивости обыденного сознания, которое не всегда приемлет общечеловеческие ценности.

Свое реальное отражение и выражение человеческие отноше­ния находят в общении.

Межличностные отношения могут рассматриваться не только как диадные, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу - семью, школьный класс, спортивную ко­манду, бригаду рабочих и т. п. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают лю­ди друг на друга во время совместной деятельности и общения.

Положение человека в группе, определяющее его права, обязан­ности и привилегии, называется статусными отношениями. Возни­кают они в связи с межличностными отношениями. В разных груп­пах один и тот же человек может иметь разный статус. Например, подросток, которого недолюбливают за агрессивность и невоспи­танность одноклассники и учителя, вне школы может оказаться «заводилой» дворовой компании, лидером неформальной группи­ровки. Статус человека зависит и от особенности группы, в кото­рую он входит. Важными характеристиками статуса являются пре­стиж и авторитет личности как своеобразная мера признания ок­ружающими ее заслуг. Отношения между конкретными малыми группами можно характеризовать как отношения внутригруппово-го фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества [2]. Суть внутригруппового фаворитизма в том, что своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), нежели другие группы. Межгрупповая дискриминация, ко­торая может быть следствием внутригруппового фаворитизма, про­является во враждебном отношении к чужой группе. По мнению В.С.Агеева, внутригрупповой фаворитизм необходим на ранних стадиях развития малой группы. Он благотворно влияет на ее спло­ченность и отражает степень значимости и привлекательности группы для индивида. В этой связи межгрупповая дискриминация представляется естественной для групп преступников, объединен­ных по признаку землячества, например в исправительно-трудовых колониях.

Таким образом, межгрупповые отношения складываются на основе, описанной Б. Ф. Поршневым: члены некоторой общности (группы) вырабатывают определенное представление и чувство единства, выражаемые словом «Мы», но ко всем, кто не входит в данную группу, относятся как к «чужим», обозначаемым место­имением «Они» [13].

В преступных группах чувство «Мы» не только делает человека зависимым от других членов, но и дает ощущение силы, поддерж­ки. Как правило, это чувство снижает степень критичности по от­ношению к своим действиям и ответственность за их результаты.

Внутригрупповой фаворитизм проявляется и на уровне взаи­моотношений больших групп. Он проходит через сознание людей, искажая его предрассудками и предубеждениями против людей

других национальностей, социальных групп или меньшинств. Нор­мальные отношения требуют диалога, общения культур. На этом уровне субъектами взаимодействия становятся целые общности, культуры.

Межгрупповые отношения - это только один из видов социаль­ного взаимодействия, социально-психологических контактов, ко­торые принято обозначать термином «общение». В жизнедеятель­ности людей общение выполняет множество различных функций. Оно выступает и как условие человеческого существования, и как форма организации совместной деятельности, и как средство про­явления человеческих отношений, и как способ воздействия людей друг на друга, и как механизм регуляции взаимодействия, и как процесс психологического познания человека человеком и т.д.

Нередко общение и отношение анализируются отдельно друг от друга, в то время как они должны рассматриваться во взаимо­связи. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что отно­шения проявляются и формируются, как правило, в общении. Кроме того, отношения, складывающиеся между общающимися лицами, всегда влияют на многие характеристики общения.

Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление степени соответствия харак­тера отношения и формы его выражения в поведении человека, или, как говорил В.Н.Мясищев, в обращении человека с челове­ком. Формируясь как личность в конкретной социальной среде, человек усваивает и характерный для этой среды «язык» выраже­ния отношений. Не останавливаясь на особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, следует отметить, что даже в границах одной этниче­ской общности, но в ее разных социальных группах этот «язык» может иметь свою весьма определенную специфику.

Глубоко интеллигентный человек выражает свое недовольство по отношению к другому человеку в корректной, не унижающей достоинство последнего форме. У плохо воспитанного, грубого человека форма выражения такого недовольства совсем иная. Даже проявление радости у представителей одной социальной под­группы различается в зависимости от присущих им разных типов темперамента. Естественно, для того чтобы при общении с дру­гим человеком адекватно воспринимать и понимать его отноше­ние, надо проявлять весьма тонкую наблюдательность, в том чис­ле и к форме выражения этого отношения. Разумеется, сказанным не утверждается, что отношение передается лишь с помощью речи и голоса. В живом, непосредственном общении участвуют и ми­мика, и пантомимика. И наконец, формой выражения отношения могут быть действие и поступок.

Вместе с тем существуют не только индивидуальные формы вы­ражения одного и того же отношения. В жизни имеют место случаи,

когда человек в общении искусно имитирует какое-то иное отно­шение, которого у него фактически нет. И такой человек необяза­тельно является лицемером. Чаще всего при общении истинное от­ношение скрывается, а имитируется другое отношение, если чело­век хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле, в глазах тех, чьим мнением он дорожит. Мы завидуем более преуспевающему коллеге, а делаем вид, что радуемся его успехам. Нам не нравится стиль руководства начальника, а мы не только ему не перечим, но и вслух одобряем его деяния. В жизни есть расхожая фраза: «Не пор­тить отношения!», смыслу которой как раз и соответствуют при­веденные примеры. Конечно, в подобных случаях люди вступают в сделку со своей совестью. Нравственная цена этой сделки тем выше, чем серьезнее общественные последствия нашего двуличия.

Сказанное вовсе не означает, что никогда и ни при каких жиз­ненных обстоятельствах нельзя скрывать своего истинного отно­шения к чему-то или кому-то. Так, в работе врача, следователя, разведчика, тренера порой возникают ситуации, когда без маски­ровки переживаемого отношения невозможно решить свои про­фессиональные задачи.

Детальное описание других видов социальных отношений, ко­торые не стали предметом рассмотрения в данном учебном посо­бии, содержится в книге Д. Майерса «Социальная психология» (М., 1997).

Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выра­жения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее пси­хологически целесообразной формы выражения своего отноше­ния в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости, если у него сформированы психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения: способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии. Неприязнь или симпатия, испытываемые участ­никами общения, сказываются на его непринужденности и ис­кренности, на степени легкости выработки единого мнения, на тех психологических последствиях, с которыми каждый из участни­ков «выходит» из состоявшегося общения. Психологический ме­ханизм действия отношения на разворачивающийся процесс об­щения понятен: неприязненное отношение делает личность слепой к достоинствам партнера по общению и подталкивает ее к недо-оцениванию позитивных шагов с его стороны, направленных на успешный итог общения. Точно так же неприязненное отношение провоцирует личность на поведение, которое не ведет к углубле­нию взаимопонимания общающихся, к установлению подлинного сотрудничества между ними.

Если отношения участников общения, так сказать, асимметрич­ны, например, один из общающихся проявляет к другому пылкую

любовь, а последний испытывает к нему неприязнь и даже, может быть, ненависть - нормального межличностного общения не про­изойдет. Чаще всего со стороны одного из общающихся будет стремление к подлинному межличностному взаимодействию, а со стороны другого - либо общение на формальном уровне, либо попытки «поставить партнера по общению на место», либо откро­венное избегание общения.

Итак, мы рассмотрели виды общения, субъектами которого вы­ступали отдельные личности. Однако в повседневной жизни по­мимо общения человека с реальными партнерами имеет место об­щение с самим собой. Такое общение «в уме» называют пролонги­рованным. Индивид может мысленно продолжать разговор с чело­веком, с которым недавно общался, особенно если они вели спор и некоторые аргументы пришли ему на ум позже.

Во внутреннем, умственном, плане происходит и предобщение человека: он может заранее обдумывать предстоящий разговор, предполагать возможные аргументы и контраргументы участников общения. Как правило, продумывается тактика разговора, пред­полагающая ориентировку в содержании общения, в возможных типах контактов, пространственно-временной организации обще­ния (размещении участников, времени начала общения и т. п.).

Продумывание «в уме» тактики общения предполагает наличие у человека образа партера (партнеров) по взаимодействию и преж­де всего предвосхищение того, кто будет стремиться доминировать в общении или занимать подчиненную позицию, а кто расположен к равноправному общению, к сотрудничеству и взаимопониманию.

Исходя из изложенного о пролонгированном общении и пред-общении, можно говорить об общении с представляемым партне­ром, воображаемым собеседником. В отличие от общения, проис­ходящего в воображении писателей, здесь имеет место представ­ление образа реально существующего человека, который в данный момент отсутствует. Такой вид общения чрезвычайно важен для развития личности и формирования ее самосознания. Это могут быть общение со своим вторым «Я» или внутренняя речь, являю­щаяся ретрорефлексией, т. е. анализом совершенных действий, поступков, критическая их оценка в настоящий период.

Разновидностью общения с самим собой может быть крайний вариант эгоцентрической речи. В этом случае общение может про­текать с реальным человеком или конкретными людьми, но лич­ность настолько увлекается произнесением речи, своими высказы­ваниями, что забывает о партнерах и продолжает говорить «бес­конечно», хотя слушателям это явно надоело и они перестали слушать.

Здесь общение носит явно односторонний характер. В этом па­раграфе даны самые общие характеристики общения и отношения, которые далее будут освещены в новом ракурсе и более конкретно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.