Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала






Социально-психологическую компетентность следует отличать от психологической готовности и профессионального мастерства. Природа социально-психологической компетентности состоит из соответствующих знаний, представлений и стереотипов. Психоло­гическая готовность и мастерство включают в себя не только зна­ния, но и умения, и навыки, и другие компоненты. Социально-психологическая компетентность сводится к знаниям, но это не значит, что она не играет никакой практической роли в профес­сиональной деятельности.

Социально-психологическая компетентность имеет самое пря­мое отношение к теории «Я-концепции». Различают как психофи­зиологическое и психическое, так и социально-психологическое «Я». К наиболее известным теориям социально-психологического «Я» относятся теории зеркального «Я», социального сравнения и самовосприятия. Складываясь из отражения социальных оценок (мнений других людей), социально-психологическое «Я» регули­рует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает форми-

рование когнитивной сферы личности в результате внешнего воз­действия и затем указывает на ее роль в регулировании поведения и деятельности. Сформировавшаяся под внешними воздействиями когнитивная сфера (картины мира, образы) приобретает самостоя­тельное значение и выступает в качестве регулятора. Внутренний образ зависит не только от соответствия научным картинам мира, но и от ущербности, психотравмированности «Я» в процессе со­циализации.

Самооценка и самоуважение - наиболее важные регулятивные функции «Я». Следовательно, то, как человек рассматривает само­го себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нем другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они дей­ствительно так думали [1].

Социально-психологическая компетентность предотвращает де­формирование «Я» и поэтому положительно воздействует на адекватность картины мира, самооценку, регуляцию профессио­нальной деятельности личности. Чем выше социально-психологи­ческая неграмотность, тем выше вероятность деформирования «Я» со всеми вытекающими последствиями. Так, поведение и профес­сиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел во многом зависит, во-первых, от общественного мнения граждан и оценки работников правоохранительных органов со стороны пра­вонарушителей, во-вторых, от восприятия сотрудниками органов внутренних дел общества, преступного мира и профессиональной среды.

Профессиональная «Я-концепция» содержит представления лич­ности, организует процесс ее познания и взаимодействия, т. е. влия­ет на социально-психологическую компетентность субъекта.

Литература

1. Шибутани Т. Социальная психология. - М, 1969.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.