Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности






Известна история семьи старообрядцев Лыковых, которые дол­гое время одни жили в глухой тайге. Встреча с людьми обернулась для этой семьи трагедией.

Другой пример. С 1913 г. в одном из уругвайских департамен­тов изолированно от влияния цивилизации проживает секта рус­ских староверов. В деревне нет ни радио, ни телефона, ни телеви­зора, несмотря на то, что в находящихся рядом населенных пунк­тах это все есть.

В основе приведенных случаев лежит нарушение того, что в пси­хологической литературе называют социализацией. Социализация, согласно наиболее распространенному определению, - это акку­мулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард, Т. Парсонс и др. В частности, Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учи­тель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, т.е. социализации. В работах Т. Парсонса процесс социализации объ­ясняется несколько иначе. Он полагает, что индивид, общаясь со значимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них. Однако если пренебречь нюансами, то можно сделать вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая формула бихе­виоризма «S-R» и теория Л.С.Выготского об интериоризации внешнего опыта, его культурно-историческая концепция.

В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к ее понима­нию предложен Б. Д. Парыгиным. Социализация в узком смысле -это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком - исторический процесс, филогенез.

Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например «воспитание» и «адаптация».

Профессор Г.М.Андреева полагает, что, по существу, между понятиями «социализация» и «воспитание» нет различий [2].При этом под воспитанием понимается целенаправленное воздействие на личность всего общества. Однако даже и такая трактовка вос­питания, по нашему мнению, не дает оснований ставить знак ра­венства между этими явлениями. Социализация в любом случае

шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый.

Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адап­тация (приспособление) может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида адап­тации: психофизиологическую и социально-психологическую, на­ходящиеся во взаимосвязи. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) само­утверждение. Таким образом, социально-психологическая адапта­ция - это конкретный процесс социализации.

Согласно сложившейся традиции, социализация имеет следую­щую структуру: 1) содержание (с этой точки зрения о социализации и асоциализации говорят как о приспособлении к негативному опыту); 2) широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспосо­биться личность. Выделяют также и такие характеристики социа­лизации, как механизм, социальные институты, факторы и стадии.

При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, уста­новки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.

Кроме этого, большую роль играет и локус контроля (лат. lokus -место). Существует два крайних типа данного понятия, предло­женного американским психологом Д. Роттером: интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, це­леустремленности, интеллектуальных способностей, во втором -считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помощи или давления окружения и т. п. Локус контроля яв­ляется особой личностной характеристикой, в зависимости от ко­торой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внеш­ним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. В итоге человек может воспринимать социальные проб­лемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и наоборот. Поэтому оценивать содержание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям (в конце концов, можно к чему угодно привыкнуть), а с точки зрения мировых стандартов, цивилизации и культуры, об­щечеловеческого образа и стиля жизни.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и

доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой -отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от соци­альной ситуации, в которой она оказывается: материальных усло­вий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Поэтому че­ловек может лишь внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм придется «платить». Ины­ми словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению.

Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т. Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общих значений, т. е. взглядов.

Наиболее ярко содержание социализации проявляется в осо­бенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоцио­нальных оценках. При экспансии определенных культур эти раз­личия стираются, однако видеть в такой унификации только одно благо неверно. Цивилизация выигрывает от культурных различий. Человечество должно освобождаться от варварского образа жизни, приобщаться к цивилизации, но не за счет утраты национальных культур. Современная тенденция - интеграция человечества в раз­личных отношениях. Большую роль в этом играют процесс социа­лизации личности, расширение ее содержания через приобщение к мировым социальным институтам.

Истинный смысл цивилизации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, что может быть только при настоящей демократии. В тоталитарном госу­дарстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях, по мне­нию Э.Фромма, возможны и такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.

Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение.

Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других.

Деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посред­ством разрушения окружающего мира. Как считал Э. Фромм, раз­рушение мира для человека - последняя, отчаянная попытка в их противоборстве.

Конформизм (от лат. conformis - подобный) в его крайнем вы­ражении означает отказ от собственного «Я», превращение чело­века в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью.

В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» («массовый») человек («чело­век организации»), «извне ориентированная личность» («автома-

тически ориентированная личность», «автоматически конформ­ная личность»). Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стерео­типам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуля­циям, консерватизм, искаженное видение мира (сугубо потреби­тельская ориентация, унификация «Я»).

Личность усваивает социальный опыт посредством определен­ных механизмов. По мнению французского социолога Г. Тарда, ме­ханизм социализации включает в себя: 1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство [13]. Однако этот механизм го­раздо богаче и разнообразнее. Социализация личности осуществ­ляется в процессе различных видов общения (массового, группо­вого, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры [9]. Особую роль в струк­туре механизма социализации выполняет конформизм, характер­ные свойства которого подробно изучались С.Ашем, К.Осгудом и Ф. Крачфильфом, а из отечественных социальных психологов -И. С. Коном, А. П. Сопиковым, учениками А. В. Петровского и др.

Необходимо иметь в виду, что социализация не пассивный про­цесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловлива­ющие избирательность личности как объекта социализации. По­этому традиционную структуру механизма социализации следует дополнить с помощью теории социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складываются вектор, на­правленность социализации личности и в конечном счете ее само­определение.

Содержание социализации зависит и от такого важного пара­метра, как социальные институты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, школы, не­формальные группы, официальные организации и др. Эффектив­ность социализации обусловливается их нравственным, культур­ным и экономическим состоянием. В споре о значимости назван­ных институтов для социализации личности (сила влияния социаль­ных институтов на личность зависит от их авторитетности - рефе­рентности) предпочтение обычно отдается семье. Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь со­циальный опыт. Социализация - процесс длительный, протяжен­ный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития лич-

ности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.

Существуют различные подходы к выделению стадий социали­зации. Социологический акцентирует внимание на процессах ус­воения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологического подхода является точка зрения Г.М.Андреевой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен или, точнее, однолинеен.

Социологическому подходу противоположен психоаналитиче­ский, с позиции которого стадии социализации увязываются с про­явлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека.

Влияние бессознательного на процесс социализации личности трудно переоценить. Тем не менее реальным подходом к рас­смотрению стадий социализации является компромиссный, кото­рый учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды на этот счет. Вследствие этого можно выделить первичную, маргинальную, устойчивую социализацию, а также стадию, обу­словленную необходимостью адаптации к новой ситуации, напри­мер в связи с выходом человека на пенсию и другими обстоятель­ствами.

Первичная стадия социализации ребенка, согласно утверждени­ям З. Фрейда, распадается на оральную (от рождения до 2 лет), ко­гда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мне­нию Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противополож­ного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд на­звал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начина­ют идентифицировать себя с родителями.

З.Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стадиях [15].

В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации личности (патологические случаи не следует распространять на здоровых людей). Решающее значение здесь имеют процессы познания и овладевания ребенком социаль­ными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоиден­тификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожида­ний и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним.

В одной из казахских семей родились девочки-близнецы. Одна из них, появившаяся на свет на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими последствиями. К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе по уходу за младшей сестрой. «Старшая», превратившаяся в антипод «младшей», сформировалась волевым, а младшая -инфантильным человеком.

Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социали­зация - социализация подростка. Известно, что подростковый возраст является ступенью полового созревания, продолжающегося до момента становления человека взрослым. Это переходный воз­раст от детства к юношеству, связанный главным образом с само­утверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с достижением определен­ного статуса и выполнением широкого спектра социальных и меж­личностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельст­вует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утра­той статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые пережива­ния вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиноче­ства и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жиз­ненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни.

Социализацию можно рассматривать как типичный и единич­ный процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных разли­чий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или воз­растных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, соци­альное положение. Социализация, например, безработных типич­на для них и отличается от социализации преуспевающих бизнес­менов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически боль­ных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, куль­туре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря осо­бенностям, свойственным данной личности (способностям, внеш­ним данным, степени конформности, коммуникабельности, инди­видуальному уровню идентичности), т. е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уни­кального и т.д.

Человек может внешне демонстрировать свою социализирован-ность, в связи с чем встает вопрос о внешних и внутренних крите­риях этого процесса. Критериями социализированности личности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптированность личности, ее нормо-типическое поведение, образ жизни; социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).

Главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее не­зависимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Основная цель социа­лизации личности не в ее унификации, превращении в послушный «винтик», а в удовлетворении «потребности в самореализации» (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществле­ния этой цели. В противном случае процесс социализации лиша­ется гуманистического смысла и становится инструментом психо­логического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.