Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И.В. Самойлова






ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
(на примере детства в культурах Австралии, Океании,
Индонезии, Передней и Южной Азии
начала и середины XX века)
[10]

 

В настоящее время существует необходимость изучения особенностей социализации детей в разных культурах, поскольку исследование этнокультурных особенностей перехода детей в новое социальное состояние составляет неотъемлемую часть изучения личности ребёнка. Кроме того, изучение механизмов и способов социализации разных культур позволяет нам найти некие общие, сходные традиции, присущие культурам, дает возможность как отбросить отжившие своё традиции, в настоящее время не оказывающие актуального влияния на социализацию личности в силу различных причин, так и использовать старые традиции, обогащенные и измененные историческими и общественными условиями в новом обличии, с тем чтобы использовать этот опыт для социализации современных детей.

Прежде чем обсуждать этнокультурные особенности социализации детей необходимо понять, что же такое социализация и как её понимают разные науки. Мы рассмотрим это понятие с точки зрения социологии, психологии, педагогики и антропологии.

Социологов в первую очередь интересует социализация с точки зрения развития взаимоотношений общества и индивида. Ф. Гидденс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, А. Кетле, О. Конт,
Г. Спенсер, Г. Тард и другие полагали, что главная роль в процессе социализации принадлежит обществу, которое ожидает от индивида определенного ролевого поведения. Большинство социологов понимало под социализацией принятие и усвоение определённых ценностей, норм общества, социальных ролей и определённых социальных установок.

В педагогике проблема социализации рассматривается в соотношении с институтами образования, в частности со школой. Этими вопросами в разное время занимались как отечественные (К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, Н.Ф. Голованова, П.Ф. Каптерев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и многие другие), так и западные педагоги (Д. Дьюи, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штайнер, П. Наторп, И.Г. Песталоцци и т.д.). Их интересовал вопрос взаимодействия ребёнка и школы. Многие из них считали, что школа – это первый и самый важный институт социализации, так как именно в нём ребёнок впервые сталкивается с определенными правилами и обязанностями, нормами и ожиданиями со стороны общества. Их интересует, как происходит социализация в рамках педагогических учреждений, какие механизмы и факторы влияют на успешность социализации ребёнка в школе, как соотносятся понятия: «воспитание», «обучение», «социализация», «педагогический процесс» и многое другое.

Психологи изучают личность ребёнка в процессе социализации: с одной стороны, какое влияние оказывают на него процессы социализации, а с другой – как он сам влияет на этот процесс. Существует огромное число теорий, мнений и точек зрений по данной проблематике. Этими вопросами в отечественной науке занимались Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Н.В. Андреенкова,
В.П. Воробьёв, А.А. Реан, А.В. Петровский, Н.И. Шевандрин и другие, на западе – А. Бандура, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Т. Шибутани, Э. Эриксон и другие. Они изучают и исследуют механизмы, факторы, институты, методы и многое другое, влияющее на социализацию ребёнка; а также объясняют успехи и сложности в развитии и адаптации ребёнка к обществу с точек зрения собственных теорий личностей.

Но одними из первых процесс социализации и способы вхождения детей в общество исследовали антропологи: Ф. Бок,
М. Мид, Р. Бенедикт, К. Леви-Стросс, Дж. и Б. Уайтинги и др. Они рассматривали процесс социализации как передачу культурного наследия и опыта старшего поколения (нормы, правила, традиции, табу) через различные обряды и инициации, в которых, как правило, принимало участие всё взрослое население. Они изучали то, какие знания, ценности и навыки передаются от поколения к поколению, какие свойства и качества общество старается привить детям, с помощью каких средств и путей осуществляется культурная трансмиссия. Также данный процесс включал в себя последовательное и плавное приобщение детей к жизни общины через их участие в игровой, общественно-производ­ственной и ритуальной деятельности. Таким образом, можно сказать, что социализация в традиционных обществах, племенах и культурах – это процесс передачи культурного наследия и опыта старшего поколения через усвоение социальных норм, ценностей, образцов поведения, правил и обязанностей в ходе специально организованных обрядов и ритуалов.

Таким образом, можно говорить о том, что представители разных наук рассматривают и изучают социализацию с разных позиций. Несмотря на огромное количество теорий и мнений о том, что такое социализация и из каких элементов она состоит, в целом можно сказать, что социализация в широком смысле – это различные влияния среды, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат соответствующему поведению, готовят к выполнению определённых социальных ролей, передают различные нормы, правила, обязанности и права и с помощью ритуально оформленных обрядов осуществляют переход ребёнка в новый социальный статус или категорию.

Далее мы остановимся на этнокультурных особенностях социализации детей в Австралии, Океании, Индонезии, Передней и Южной Азии. Мы рассмотрим и покажем сходные элементы и традиции в социализации детей, а также подробнее остановимся на некоторых национальных обычаях и символах.

Практически во всех рассматриваемых обществах и культурах одним из условий перехода в новую социальную категорию является выполнение новых трудовых обязанностей. Это происходит в возрасте от 5 до 8 лет. На островах Адмиралтейства, острове Тимор в Восточной Индонезии, в культуре Персов, в Афганистане, Непале в 5–7 лет мальчики и девочки начинают трудиться отдельно друг от друга, как правило, вместе со взрослыми.

В Индонезии и Малайзии девочки в 6 лет вступают в новый жизненный цикл – начинается их трудовая жизнь. Они в первый раз берут в руки корзинки и идут убирать урожай. Мальчики также вступают в новый жизненный цикл, они начинают ночевать там, где хранится рис. Именно там они общаются и обучаются основам своей специфической мужской деятельности.
Е.В. Ревуненкова подчёркивает, что роль риса в социализации детей этой страны очень велика, и все обряды жизненного цикла связаны с ним.

Хочется отметить, что включение в трудовую деятельность детей с развитием общества заменятся на поход в школу, который также происходит в этом возрастном отрезке. Это характерно для детей Ливана и Курдов.

Таким образом, можно говорить о том, что степень вовлечённости в коллективную трудовую деятельность способствует дальнейшему включению детей в коллектив в качестве полноправного члена. А раздельный труд мальчиков и девочек, с одной стороны, способствует половой дифференциации, а с другой – готовит их к выполнению разных социальных ролей в будущем.

Помимо трудовых обязанностей, важными элементами социализации в детстве являются новые, различные символы или предметы, части одежды, своеобразные процедуры и манипуляции с телом, которых не было раньше, но которые появляются у детей при переходе в следующую социальную и возрастную категорию.

Так, у племени Воно на Адмиралтейских островах переход в новую категорию происходит в 3 года через пробуравливание мочек ушей, а в 8 – ребёнку впервые надевают набедренную повязку. В 6–7 лет происходят значительные изменения в стиле одежды у афганских детей, что символизирует переход на новый этап. В Афганистане одним из символов перехода является тюрбан – знак того, что ребёнок достиг половой зрелости. В Северо-Восточной Индии в 6–7 лет мальчики получают свою циновку и одеяло. Это символизирует новый этап, теперь они будут спать отдельно от родителей и с этого момента начнут постоянно носить одежду. В Непале в 3–4 года происходит ритуальная стрижка волос, которая означает переход от младенчества к детству. Ребёнок также получает новую рубашку – символ нового состояния. А в 5–6 лет, после ритуального первого кормления рисом ребёнок снова надевает новую одежду.

Ещё одним фактором перехода в новый социальный статус является обрезание. На острове Тимор в Восточной Индонезии в 14–15 лет мальчики переходят в категорию мужчин через обрезание. Оно считается одним из важных обрядов физического и социального развития. В Афганистане в возрасте 6–7 лет мальчикам делают обрезание, что служит оберегом от всевозможных болезней. А девочкам делают татуировку на лице, между дугами бровей. Этот период афганцы называют периодом активного воспитания и обучения – именно там заканчивается детство. У курдов обрезание происходит в 3–5 лет.

Таким образом, новая одежда, татуировки, обрезания символизируют переход в новую социальную категорию, закрепляя за ребёнком определённые права и обязанности.

Ещё одним важным элементом социализации, как правило для мальчиков, являются своеобразные мужские общества, которые называются по-разному: тайные союзы, мужские дома и т.д. Они определяют переход мальчиков в статус мужчин, полноправных членов общины. Именно там происходит дальнейшее обучение и приобщение к традициям и укладу в обществе.

Одним из элементов социализации детей в Северо-Западной Меланезии являются мужские дома. Для того чтобы туда попасть и встать на путь истинного мужчины, мальчики должны пройти посвящение, которое длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Там они приобщаются к тайнам культовой жизни и духам предков. После всех испытаний мальчики получают права члена мужского дома – права и обязанности взрослого мужчины, это даёт им право на дальнейшую социализацию. При этом, получая свои новые права, они не всегда получали статус взрослого мужчины. Этим статусом могут обладать только те, кто прошёл через цикл дополнительных обрядов и инициаций. Как правило, это происходит в ранговых и тайных союзах (объединения мужчин, закрытые для непосвящённых). Через него передаются и закрепляются основные культурные традиции. Только после этого мальчики становятся равноправными членами общества.

В Северо-Восточной Индии мужской дом также играет заметную роль в социализации молодого поколения. Ребята уходят в мужской дом в возрасте 8–10 лет, где они ночуют. Основная задача такого дома – это приобщение молодёжи к социальным и культурным ценностям своего народа, подготовка к тому, чтобы осуществлять преемственность в поддержании всей общественной системы, в регулировании отношений между членами общины и рода, в осознании своего места в этой системе. Мужской дом обеспечивает социализацию молодого поколения, вводит детей в гущу социальной и культурной жизни, способствует осознанию молодёжью своей культурной и социальной принадлежности.

Не менее важную роль в социализации детей играют различные ролевые игры, мистификации, представления, фольклор и многое другое. Одним из важных является актёр-кукловод, который даёт представление, но только в критические и важные моменты жизни отдельного человека или коллектива, в связи с важнейшими событиями. В основе – культ предков, различные мифы и ритуалы, которые составляют основу разыгрываемых пьес. Через отождествление и сопереживание героям, дети усваивают культурные нормы, моральные законы общества, правила и обязанности, культурные стереотипы поведения и многое другое. С помощью театра происходит формирование нового мировоззрения и системы поведения в обществе.

Ролевые игры играют важную роль в приобщении детей к культуре своего общества. Также с их помощью происходит освоение определенных социальных ролей, развиваются навыки социального поведения. Это характерно для воспитания сельских турок, персов, детей из Афганистана и Северо-Восточной Индии.

Таким образом, можно сказать, что социализация детей в данных обществах и культурах проходит под постоянным контролем старших, которые обеспечивают сохранение традиций и их передачу новому поколению. Практически всё взрослое население участвует в социализации ребёнка, тем самым укрепляются связи между родственниками и соседями.

Необходимо добавить, что в зависимости от типа культуры и преобладания в нём определённой модели поведения мужчины или женщины, происходит и воспитание определенных черт характера, чему способствуют специальные ритуалы и обряды. Таким образом, можно сделать вывод, что социализация детей, помимо их приобщения к делам общины, подготовки к взрослой жизни, оформления перехода в новый статус, развития необходимых навыков, ценностей, принятие новых социальных ролей, освоения новых прав и обязанностей, является необходимым средством межпоколенной культурной трансмиссии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.