Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А.В. Мудрик






ЛИЧНОСТЬ КАК ЖЕРТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ [9]

 

В современных науках о человеке довольно широко распространен взгляд на социализацию как на двусторонний процесс. С одной стороны, в процессе социализации индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей. С другой – в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей, реализуя себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства.

Процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие, внутренний конфликт. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению. Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью адаптации личности к обществу и степенью обособления ее в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации – девиантом.

Любое современное общество (за исключением, может быть, архаичных) в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертвы цивилизации в основном вопреки своим целевым установкам, в то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев общества, конкретных семей и воспитательных групп и организаций.

Однако вышесказанным проблема не исчерпывается. Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных многочисленных опасностей, оказывающих негативное влияние на развитие человека, поэтому появляются целые группы детей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации. Это в первую очередь дети с физическими, психическими, социальными дефектами и отклонениями. Кроме того, таковыми могут стать дети, чей семейный или социальный статус предопределяет их неравенство на «жизненном старте» или дефицит возможностей полноценного развития.

Наиболее вероятными жертвами неблагоприятных условий социализации могут стать дети-инвалиды, дети с психосоматическими дефектами и отклонениями, а также с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера (их количество в России достаточно велико). Велика вероятность стать жертвами у сирот и всех детей, находящихся на попечении государства (таковых в России, по неполным данным, более 1 млн.), а также у детей, растущих в семьях с низким экономическим, образовательным, моральным уровнем (так, по некоторым данным, в России до 40% семей не в состоянии давать своим детям полноценное воспитание, а более 15% из них продуцируют правонарушителей). Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать детей из семей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город, а также детей метисов и детей из национальных групп в местах компактного проживания другого этноса. Число таких детей возрастает в ситуациях распада сложившихся государств (бывших СССР и Югославии, например), сопровождающихся резким увеличением миграционных потоков, а также характерно для динамично урбанизирующихся обществ (в России сейчас официальная статистика фиксирует порядка 8 млн. переселенцев и беженцев из бывших республик СССР, а в 20–30-е гг. мигранты из деревни в город исчислялись не одним десятком миллионов).

Несколько попутных замечаний.

Во-первых, названные категории детей, подростков, юношей – жертв неблагоприятных условий социализации – далеко не всегда могут быть выделены «в чистом виде». Весьма часто первичный дефект, отклонения от нормы или жизненные обстоятельства (например, сиротство) вызывают вторичные изменения в психическом развитии, ведут к перестройке жизненных ценностей, формируют ущербные взаимоотношения человека с самим собой, с окружающими людьми, с миром в целом.

Во-вторых, нередко происходит «наложение» одного признака на другой. Так, и ребенок из семьи мигрантов (беженцев) первого поколения становится алкоголиком, наркоманом и т.д.

Далее, говоря о жертвах неблагоприятных условий социализации, надо иметь в виду, что социализация наряду с характеристиками, общими для всех или большинства обществ, находящихся на определенной стадии развития, имеет свою специфику, которая определяется историей и культурой конкретного социума. Поэтому понятие «жертва неблагоприятных условий социализации» (впредь для краткости будем говорить «жертва» или «жертва социализации») не идентично в разных культурах (и даже субкультурах), государствах и обществах.

Человек с одними и теми же характеристиками в одной культуре рассматривается как жертва жизненных обстоятельств, а в другой – нет. Это касается даже такого, казалось бы, бесспорного случая, как наличие физического дефекта. В ряде культур некоторые физические дефекты, приобретенные с рождения, не только не превращают ребенка в жертву, а, наоборот, делают его в восприятии окружающих «избранным» (в некоторых странах Востока или юродивые в средневековой России). Кроме того, в различные исторические эпохи в одной и той же культуре или субкультуре одна и та же характеристика ребенка может расцениваться по-разному: как признак жертвы в предлагаемом толковании или нет (например, неравенство в сфере образования и вытекающие из него последствия для социального статуса личности).

Важно иметь в виду, что жертвы социализации в нашем понимании по-разному отражаются в праве. Так, инвалидность квалифицируется в юридических актах многих государств как объект государственной охраны и заботы, а неравенство в жизненном старте – лишь в ряде наиболее развитых государств.

По-разному воспринимаются жертвы как в религиозном и общественном сознании (сирота-человек, почти всюду заслуживающий сочувствия; бедный, во-первых, имеет существенно различные признаки отнесения в разных странах, а во-вторых, вызывает различные отношения), так и в непосредственном социальном окружении (если наркоман, как правило, осуждается, то алкоголик может вызывать и сочувствие).

Восприятие окружающими ребенка, подростка, юноши как жертвы определяется обычно в сопоставлении с каноном человека и социальными нормами, существующими в конкретных этносах, регионах, социально-профессиональных и половозрастных группах, в ближайшем социальном окружении. И эти нормы могут быть неодинаковыми. Так, пьянство подростка нередко рассматривается в его референтной группе как признак соответствия ее нормам, а не как социальное отклонение.

Попутно надо иметь в виду, что, хотя любое общество порождает жертв социализации, отношение к ним может быть принципиально различным: оно может признавать или не признавать те или иные типы жертв таковыми, заботиться о них, игнорировать их наличие или даже репрессировать.

Наряду с объективно сложившимися обстоятельствами, способствующими тому, что ребенок, подросток, юноша становится жертвой социализации, немаловажную роль играет субъективный фактор. В одних и тех те обстоятельствах одни становятся жертвами, другие – нет, одни ощущают себя жертвами, другие – нет. Нередки и такие ситуации, когда ребенок, не являющийся жертвой в предлагаемом понимании, считает себя таковой, обладая соответствующим самоощущением, уровнем самоуважения, мерой самопринятия. В конечном счете это субъективное восприятие себя жертвой может стать предпосылкой для превращения ребенка в реальную жертву.

Станет ли ребенок, подросток, юноша жертвой тех или иных объективных обстоятельств, будет ли он считать себя таковой, зависит в определенной мере от его индивидуальных особенностей как на индивидном, так и на личностном уровнях.

На индивидном уровне это, видимо, связано с темпераментом и некоторыми другими характерологическими свойствами. Кроме того, есть данные о генетической предрасположенности ряда детей к алкоголизму, наркомании, отклоняющемуся от норм поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных обстоятельств, очевидно, связан с типом личности. От типа личности ребенка зависит, во-первых, склонность стать жертвой определенных обстоятельств или способность преодолеть их. Во-вторых, от типа личности зависит самоотношение – восприятие или невосприятие себя жертвой (инвалид может не воспринимать себя жертвой, а объективно благополучный подросток – считать себя несчастным, жертвой).

Все вышесказанное, как представляется, свидетельствует о том, что в социальной реальности существует определенная проблема: наличие целого ряда категорий детей, подростков, юношей, процесс и результат социализации которых делают их социально не защищенными и (или) социально ущербными, и (или) социально опасными. Эта проблема нуждается в комплексном рассмотрении на стыке ряда научных дисциплин. Систематическое ее изучение, очевидно, станет более эффективным в научном и практическом отношениях, если получит развитие новое направление научного знания, названное мною социально-педагогической виктимологией (от лат. «victim» – «жертва»). Термин «виктимология» заимствован из криминологии, одним из разделов которой является «юридическая виктимология», имеющая своим предметом изучение жертвы преступления.

В первом приближении социально-педагогическую виктимологию можно определить как область знания, которая на междисциплинарном уровне решает определенный круг задач.

Во-первых, исследуя развитие детей, подростков, юношей с физическими, психическими, социальными отклонениями, она разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по их профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции.

Во-вторых, изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, социально-педагогическая виктимология определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие детей, подростков, юношей.

В-третьих, выявляя типы виктимных детей, подростков, юношей, сензитивность людей того или иного пола, возраста, типа к тем или иным виктимогенным факторам, социально-педагогическая виктимология вырабатывает социальные и психолого-педагогические меры и рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв неблагоприятных условий социализации.

В-четвертых, изучая самоотношение детей, подростков, юношей, она выявляет детерминанты восприятия ими себя как жертва, определяет прогноз их дальнейшего развития и возможностей оказания помощи по коррекции самовосприятия и самоотношения.

Для того чтобы эффективно решить названные и другие задачи, в рамках социально-педагогической виктимологии целесообразно осуществить цикл междисциплинарных исследований: историко-культурологических, этнопсихологических, социально-педагогических и др.

Историко-культурологические исследования позволят выявить, когда появляются те или иные типы жертв и с чем связано их возникновение в конкретных культурах и субкультурах, какие тенденции социально-экономического развития общества это определяют; когда те или иные типы жертв осознаются таковыми в обыденном и общественном сознании, каким образом это происходит, как это отражается в мифологии, искусстве, религии; когда тот или иной тип жертвы начинает отражаться в статистике в юридических и других документах; когда и каким образом общество и государство начинают создавать специальные условия для жизнедеятельности людей, признанных жертвами, каков характер этих условий (преференциальный, репрессивный, смешанный).

Социолого-педагогические, социально-психологические и этно-психологические исследования позволят выявить существующие типы жертв неблагоприятных условий социализации, их количество в различных социокультурных стратах, характер зависимости типов и количество жертв, а также ее количественную динамику от особенностей традиций и социальной практики конкретных социумов; обстоятельства и виды опасностей, столкновение с которыми на различных возрастных этапах грозит человеку стать жертвой социализации; социальные установки и стереотипы различных этнических, религиозных, социально-культурных и половозрастных групп, определяющие характер восприятия тех или иных типов жертв и отношение к ним; особенности восприятия себя жертвой и их зависимость от конкретных социокультурных условий, канона человека и типа личности.

Психолого-педагогические исследования позволят отобрать и разработать методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; дать сравнительный анализ эффективности существующих в разных странах систем, институтов, содержания, форм и методов профилактики, воспитания, реабилитации, адаптации и перевоспитания жертв социализации; определить меру их культуросообразности для использования в наших условиях; определить реальные цели действий по отношению к тем или иным типам жертв социализации на конкретном этапе развития общества и науки; разработать обоснование и рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных институтов, институтов социализации по отношению к различным категориям жертв; разработать содержание, формы и методы профилактики, минимизации, коррекции, компенсации по отношению к различным типам жертв социализации в зависимости от возраста и других факторов, а также содержание подготовки кадров, необходимых для проведения этой работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.