Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 8. Общение осуществляется не только в словесной форме






Ю. Синягин

 

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ВОСПРИЯТИЯ
УЧЕНИКА УЧИТЕЛЕМ[8]

 

Общение осуществляется не только в словесной форме. Взгляд, жест, поза, даже молчание – тоже ответ или, наоборот, обращение к партнеру.

Традиционно в общении выделяются три компонента. Первый, один из наиболее сложных, – перцептивный (от слова «перцепция» – «восприятие»). Речь идет о восприятии человека человеком. Умение правильно воспринимать другого еще до начала непосредственного контакта – дело весьма важное и непростое. Ошибки, возникающие на этом этапе общения, выступают основной причиной непонимания.

Директору школы привели ученика, нарушившего дисциплину. Директор разговаривает не с учеником, а с нарушителем дисциплины, т.е. с образом ученика, который он создал в своем сознании. Фактически же он разговаривает сам с собой. Безусловно, он хочет ребенку добра, все его действия направлены на это. Но ученик отнюдь не воспринимает директора как добрейшего человека. Напротив, в его сознании возникает, как правило, образ вредного, злого противника, в соответствии с этим он себя и ведет. Директор же не осознает этого и воспринимает поведение ребенка как свидетельство порочности и неисправимости.

По сути дела, перед нами два самостоятельных монолога, которые превратятся в диалог лишь при условии, если образ, созданный в сознании каждого из собеседников, будет со­ответствовать реальности.

 

Эффект ореола

 

Вы обращали внимание, что награждают и поощряют, как правило, одних и тех же людей? А не забыли ли вы студенческую поговорку: «Два года студент работает на зачетку, а три года – зачетка на студента»? Это – следствие одного и того же эффекта межличностного восприятия, который получил название «эффект ореола». Суть его в том, что созданный в нашем сознании образ другого человека весьма устойчив. В результате этого эффекта мы не склонны замечать изменения в других людях. На самом же деле, человек все время меняется. Если руководитель воспринял кого-то как хорошего работника, это мнение сохранится даже тогда, когда реальный человек перестанет ему соответствовать.

У эффекта ореола можно выделить несколько следствий.

Следствие первое. Гораздо труднее быть руководителем в коллективе, в котором вы выросли (особенно если там есть люди, бывшие вашими наставниками), чем в новом, незнакомом коллективе.

Следствие второе. Психологически сложно работать учителем в школе, которую вы закончили (в глазах учителей вы всегда будете оставаться учениками). Правда, не для всех это плохо. Тем, кто нуждается в опеке и покровительстве, такая ситуация даже выгодна.

Следствие третье. Для родителей их сыновья и дочери остаются детьми, даже дожив до седых волос.

Злую шутку подчас играет эффект ореола и в супружеских отношениях. Психологами был проведен оригинальный эксперимент. Людям предлагали надеть специальные очки, искажающие окружающий мир. При взгляде через эти очки предметы приобретали необычный, несвойственный им вид. Однако, как это ни парадоксально, если в поле зрения попадал супруг или супруга, то их образ воспринимался без искажения.

 

Эффект предубеждения

 

С эффектом ореола тесно связан эффект предубеждения. В школу должен прийти новый учитель. Директор наводит справки и получает весьма негативную информацию. Можно с уверенностью сказать, что новому учителю заранее уготована незавидная участь. Если своим поведением он подтвердит полученную информацию, руководитель подумает: «Спасибо, что хоть предупредили». Но даже если в его поведении ничего подобного не об­наруживается, реакция директора оказывается однозначной: «Надо же, как умеет скрывать свою сущность».

Почему человек, совершивший преступление один раз, испытывает серьезные трудности во всей своей дальнейшей жизни? Прежде всего, из-за эффекта предубеждения. Информация о том, что человек вернулся из заключения, у многих людей порождает устойчивое ожидание повторного преступления, и тот, как правило, поступает в соответствии с ожиданиями окружающих. Нужно иметь сильную волю, чтобы не следовать этим ожиданиям. Правда, этот эффект может носить не только отрицательный характер. Так, в соответствии с одним из определений, любовь – это способность увидеть в человеке те качества, которых в нем нет, и тем самым их создать. И это тоже эффект предубеждения. Эффект предубеждения можно объяснить с помощью теории когнитивного диссонанса. В соответствии с ней наши знания о мире должны согласовываться друг с другом, образуя консонас («консонас» – в переводе с французского означает «звучать в унисон», «согласовываться»). Если же какие-либо знания приходят в противоречие с уже имеющимися, это вызывает диссонанс, который человек стремится устранить.

Вот какой пример привел однажды во время лекции один из слушателей. В школе ему очень нравилась физика, но новая учительница почему-то считала, что выше, чем на «тройку», его знания не тянут. Он всячески пытался изменить мнение о себе, но ничего не получалось. Один раз он настолько хорошо выучил урок, что учительнице не к чему было придраться. Она долго задавала ему вопросы, он правильно отвечал. Но, в конце концов, учительница сказала: «Все-таки больше " тройки" я не могу тебе поставить». Затем она произнесла потрясающую фразу: «Вот видишь, я была права, больше, чем на " тройку", ты не знаешь». Учительница еще раз убедила себя в собственной правоте, чтобы не испытать ощущения диссонанса, вызванного хорошим от­ветом.

В приведенных примерах ошибки восприятия видны особенно наглядно. Обычно они менее заметны, но тем не менее их последствия весьма ощутимы. Сошлюсь на один пример. Американскими психологами был проведен очень интересный эксперимент. В одном из классов они определили уровень умственного развития учащихся, в результате чего выявили детей, заметно опережающих своих сверстников, а также отстающих в развитии. Но учителям, работающим в этом классе, психологи дали сознательно искаженную информацию: сообщили, что дети, получив­шие по итогам обследования низкий результат, являются наиболее умственно развитыми, и наоборот. Через год психологи повторили обследование и получили ошеломляющий результат. Уровень умственного развития детей точно соответствовал той информации, которая была сообщена педагогам: у тех, кто об­наруживал высокий уровень, он стал низким, дети же, первоначально отстававшие в умственном развитии, обогнали своих одноклассников. Думаю, что результаты этого эксперимента не требуют особых комментариев.

 

Под властью первого впечатления

 

Если наши встречи с человеком не столь частые, контакты не очень глубокие, то первое впечатление – основной источник нашего мнения о нем. Даже зная о возможной его ошибочности, мы все равно очень часто находимся под властью первого впечатления.

Нужно сказать, многие студенты, как, впрочем, и школьники, – хорошие интуитивные психологи. Они нередко пользуются этим эффектом, обеспечивая себе солидное преимущество перед товарищами. Такие «многоопытные» студенты во время лекции обычно садятся в аудитории так, чтобы попасть в поле зрения преподавателя. Известно, что при общении с аудиторией в поле зрения удерживается, как правило, несколько наиболее пони­мающих лиц. Они являются своеобразными центрами внимания преподавателя. Задача этих студентов стать такими центрами. Для этого они изображают крайнюю заинтересованность, периодически в знак понимания кивают головой и старательно записывают наиболее значимые моменты. Вероятность более высокой оценки на экзамене у них значительно больше. Здесь опять, как мы видим, присутствует когнитивный диссонанс со всеми вытекающими последствиями.

 

Молчание золото, но...

 

Некоторые люди, будучи интуитивными психологами, нередко создают мнение о себе, используя так называемую логическую ошибку. Так, они без труда завоевывают репутацию весьма умных людей, отнюдь не отличаясь чрезмерными интеллектуальными способностями, а лишь используя один нехитрый прием: стараются побольше молчать, на любое высказывание криво усмехаются, что, как правило, вызывает вполне определенную реак­цию окружающих. Причина этого – существующее в сознании большинства людей представление о том, что молчаливость и скепсис – показатель умственных способностей. Конечно, иллюзия, возникающая на основе действия этого эффекта, обычно рассеивается при более тесном контакте с человеком, однако не столь быстро, как это кажется на первый взгляд.

 

Среднее большинство

 

Наше представление о людях может быть искажено из-за эффекта, получившего название «ошибка центральной тенденции». Представьте себе, что нам удалось распределить все человечество по степени выраженности какого-либо личностного качества, на­пример доброты. Это будет выглядеть так: злые, агрессивные люди; люди, не отличающиеся ни особой добротой, ни особой злобой; по-настоящему добрые люди.

Каких людей больше всего? На этот вопрос люди единодушно отвечают: средних. По мнению большинства людей, крайнее проявление того или иного качества встречается редко. Типичным следствием этого является хорошо известное нивелирование личностных различий, например, в характеристиках. Те, кому хо­тя бы раз приходилось заниматься их составлением, прекрасно знают, с каким трудом формируются оценочные фразы и как рука, как бы не по своей воле, выдает безликие описания. Мы боимся ошибиться, характеризуя человека, и средние суждения, как более вероятные по нашему убеждению, позволяют нам быть точнее в оценках. Справедливость такого подхода сомнительна: статистические закономерности, будучи верными при большой выборке, в каждом конкретном случае не работают. Где гарантия того, что именно этот человек не является тем самым исключением, одним из ста или тысячи людей?

 

Единица измерения

 

Попробуйте провести маленький эксперимент. Попросите несколько человек назвать качества, которые они считают самыми важными, и вы увидите, сколь разнообразны будут их ответы. Дело в том, что каждый имеет собственный эталон для оценки качеств других людей. Не случайно два человека могут долго спорить о третьем: один будет доказывать, что тот хорош, другой – что плох. И дело не в том, что они не хотят понять друг друга. Просто «единицы измерения» разные. При этом, оценивая других людей, человек ориентируется не только на эталон. Часто основой оценки является сравнение качеств другого со своими собственными. Возникает также эффект контраста, заключающийся в подчеркивании у других людей тех качеств, которые недоста­точно развиты у самого оценивающего. Вот что по этому поводу говорил Ж. Лабрюейр: «Чем больше наши ближние похожи на нас, тем больше они нам нравятся; уважать кого-то – это, по-видимому, то же самое, что приравнивать его к себе». Правда, не все здесь так просто, так как в ход могут вступить механизмы защиты, и тогда картина искажается в противоположную сторону.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.