Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели группообразования






Детерминация возникновения малой группы предполагает выявление причинно-стадийного движения группы в направлении становления коллектива. В соответствии с представлениями Г.М. Андреевой (2006), причины возникновения малой группы следует искать вне ее и вне индивидов, ее образующих, а в более широкой социальной системе. Малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и функционирования социума.

Причины возникновения малой группы могут быть разделены условно на социологические и психологические.

Социологическими являются те факторы, которые побуждают индивида к вхождению в группу с позиций его социальных и профессиональных ресурсов, ожиданий, связанных с групповым членством, исходя из специфики деятельности группы.

К психологическим механизмам возникновения малых групп относятся потребности личности в общении, взаимопомощи, в испытании чувства принадлежности, единения. Также факторы возникновения малых групп можно разделить на объективные (возникновение группы как результата деятельности социальных институтов и организаций) и субъективные (возникновение группы по причине родственных, приятельских и т.п. личных моментов, стремления индивидов к удовлетворению своих потребностей, ожиданий, связанных с предстоящим членством).

В социальной психологии сформулировано несколько моделей группообразования. Каждая из моделей характеризуется спецификой критериев и механизмов организации группы.

1. Стратометрическая концепция А.В. Петровского.

Критерии: степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности-негативности с точки зрения общественного прогресса.

Механизм: развитие группы – движение в своеобразном континууме, где этот процесс протекает от формирования активности, обусловленной индивидуально-психическими различиями, до формирования активности, опосредованной самой совместной деятельностью.

2. Параметрический подход Л.И. Уманского.

Критерии: наличие особых параметров группы – признаков ее развития.

Механизм: формирование этих показателей – параметров:

– содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций;

– организационное единство группы;

– групповая подготовленность в сфере реализации совместной деятельности;

– психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность, характеризующая, соответственно, процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

3. Эмоциональная динамика группообразования И.П. Волкова.

Критерий: развитие эмоциональных отношений в группе.

Механизм: динамика развития группы в соответствии со следующими фазами:

фаза первичного восприятия и опознания – формирование первого впечатления о партнере;

фаза сближения – формирование оценки и самооценки, развитие рефлексивных отношений, актуализация установки на совместное действие;

фаза совместного действия – принятие межличностных ролей и определение статуса в общении;

фаза сцепления – укрепление чувства общности «мы», формирование норм общения с механизмами взаимовлияния.

4. Двумерная или двухфакторная модель Б. Такмена.

Критерии: деловая и межличностная сферы групповой активности и положение группы на соответствующей стадии развития.

Механизм: прохождение стадий в каждой сфере.

Выделяются следующие стадии сферы межличностной активности:

– стадия «проверки и зависимости» – ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе;

– стадия «внутреннего конфликта» – нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы;

– стадия «развития групповой сплоченности» –постепенная гармонизация отношений, исчезновение межличностных конфликтов;

– стадия «функционально-ролевой соотнесенности» – образование ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».

Стадии сферы деловой активности:

– стадия «ориентировки в задаче» – поиск членами группы оптимального способа решения задачи;

– стадия «эмоционального ответа на требования задачи» – противодействие членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений индивидов с предписаниями последней;

– стадия «открытого обмена релевантными интерпретациями» – этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации;

– стадия «принятия решений» – конструктивные попытки успешного решения задачи.

Недостатком данной модели является отсутствие сведений о взаимовлиянии сфер, а также о градации сфер с генетической позиции.

5. Модель образования группы как формирование нормативно-ролевой системы в инструментальной и экспрессивной сферах групповой активности Н. Обера.

Критерий: наличие четырех стадий группообразования, обусловленных динамикой норм и ролей в группе.

Механизм: прохождение следующих стадий:

формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей – «апатично-иерархическое» состояние группы;

возмущение – разрушение уже имеющейся ролевой структуры в соответствии с появлением внутригрупповых разногласий;

формирование инструментальных норм – процесс гармонизации отношений партнеров по группе;

выполнение – образование функциональных ролей с гибкой системой взаимоотношений в группе.

6. Одномерный подход Е. Мабри.

Критерий: группообразование, обусловленное решением задач инструментального типа – от формирования конкретной групповой задачи до ее решения.

Механизм: прохождение четырех этапов решения задачи:

латентный – ознакомление с задачей;

адаптационный – функциональное объединение возможностей членов группы и требований к решению задачи;

интегративный – объединение общих усилий, координация стратегии действий в группе;

достижение требуемого результата.

Исходя из перечисленных моделей образования группы, можно выделить несколько этапов развития малых групп.

1. Членство.

На данном этапе достаточно высоко проявляется напряжение в группе, обусловленное отсутствием сформированности групповых норм в ситуации двойственности ролей, что может иметь место, например, при образовании студенческой группы первого курса. В этой ситуации отмечается высокая тревожность, обусловленная низким уровнем доверия. Большую роль на этом этапе играют стереотипы. Низкая продуктивность группы обусловлена наличием элементов взаимооценки, желанием произвести впечатление на других, а также боязнью конфликтовать из-за непредсказуемости реакции других членов группы.

2. Разделение на подгруппы.

Происходит формирование коалиций на фоне снижения напряженности и повышения доверия. Помогает сближению людей наличие схожих интересов и общих взглядов. Предпринимается попытка захвата власти в группе, но на этом этапе конфликт не возникает, хотя возрастает несогласие, что оставляет в целом группу на достаточно низком уровне ее продуктивности.

3. Конфронтация.

Возникновение противостояния как элемента формирования понимания. Это положительный признак, имеющий в перспективе значение для развития группы. Отсутствие данного этапа развития является риском в отношении продуктивности группы, так как налаживание доверительных отношений наиболее успешно происходит именно в ситуации конфронтации, через обострение отношений, повышающее отбор и интеграцию идей. Выделяют три типа конфликта на этой стадии:

– ложный (аутистический). Внешне – конфликт, по факту – недопонимание. Например, в ситуации возникновения смеха в группе;

– случайный конфликт – ситуация, когда поведение индивида или группы создаёт проблему для одного или нескольких членов группы. Например, опоздание члена группы на ответственное мероприятие;

– эскалационный конфликт (вторичная напряжённость) – последовательно возникающие ложные или случайные конфликты, которые приобретают функцию скрытой борьбы за власть или попытку создания контроля в группе.

4. Индивидуальная дифференциация.

Данный этап характеризуется низкой напряженностью на фоне высокого доверия, что создает условия высокой продуктивности группы с выработанными навыками разрешения конфликтов.

5. Стадия действия или сотрудничества.

Характеризуется апогеем характеристик предыдущего этапа.

6. Распад.

Может быть как запланированным, например, окончание вуза, так и незапланированным, например, распад семьи. В первом случае ситуация характеризуется ритуальностью происходящего (выпускной вечер). В то время как незапланированный распад малой группы чреват рисками не только глубокого переосмысления происходящего, но и негативными состояниями личности.

Результатом групповой динамики могут быть следующие феномены: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит», психологический обмен.

Разрешение внутригрупповых противоречий.

Выделяют такие внутригрупповые противоречия, как:

– противоречие между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;

– противоречие между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, а также интеграции ее с группой.

Разрешение противоречия завершается наступлением «фазы гармонии». Стабилизируются отношения наряду с продолжающимися колебаниями противоречий между лидером и последователями. Результатом становится окончательная стабилизация структуры группы.

«Идиосинкразический кредит» (поЕ. Холландеру).

Члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей.

Феномен «идиосинкразического кредита» представляет собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное (идиосинкразическое) поведение в контексте конкретной малой группы. Данное явление, выступая механизмом группового развития, позволяет внедрить в жизнь группы элементы инновационности в отношениях, что переводит продуктивность группы на более высокий уровень.

Психологический обмен.

Как механизм групповой динамики психологический обмен рассматривается прежде всего в виде ценностного обмена. Ценности характеризуются понятием материального или нематериального предмета, представляющего значимость для человека, а также способностью удовлетворять потребность человека; отражают групповую динамику с позиций взаимодействия людей в малой социальной группе. В данном контексте она выступает в виде характеристик членов группы, исходя из свойств их личности, умений, опыта, способов решения стоящих перед группой задач с пользой для отдельных партнеров и группы в целом.

Наиболее ярким проявлением ценностного обмена служат отношения партнеров по группе в рамках процессов лидерства. Также определенное значение имеет понятие ценностного вклада индивида в жизнедеятельность группы, рассматриваемые как полезные, ценные, ориентированные на удовлетворение потребностей социальной группы действия в различных формах.

Также механизм ценностного обмена отражается в феномене социального проникновения – личностном взаимораскрытии партнеров по общению, претерпевающем реализацию стадий ориентации (поверхностный контакт), пробного эмоционального обмена (поверхностные частые контакты), полного эмоционального обмена (глубокие контакты с позиций личностных структур в пространстве ограниченных областей взаимодействия), установившегося обмена (контакты на глубинном личностном и поверхностном уровнях).

В целом динамика группового процесса рассматривается как прохождение ряда стадий достижения высшей степени организации группы – коллектива (команды). Одновременно реализуется процесс групповой социализации в совокупности с индивидно-групповыми взаимодействиями.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.