Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава IV. Социальная психология малых групп






 

4.1. Малая группа как предмет социально-психологического исследования.

4.2. Модели группообразования.

4.3. Социальная психология групповых процессов.

4.4. Социальная психология межгрупповых отношений.

 

 

4.1. Малая группа как предмет
социально-психологического исследования

Любой человек занимает в обществе определенный статус, обусловленный существованием в рамках устойчивых образцов взаимодействия, свойственных небольшим скоплениям людей или малым группам. Изучение социальной психологии с необходимостью предполагает рассмотрение проблем возникновения, функционирования и развития различных общностей людей – малых групп. Ведущими факторами, призывающими к осмыслению социально-психологической организации малых групп, являются следующие:

· основная часть жизни человека протекает в малых группах: семье, школьных и студенческих, трудовых коллективах, общностях знакомых, соседей и т.д.;

· в малых группах происходит развитие личности, раскрываются ее индивидуальные качества, что не позволяет изучать личность вне группы;

· посредством малых групп реализуется связь личности с обществом и осуществляется воздействие, личности, умноженное группой на общество.

В группах возникает и протекает большинство процессов взаимодействия людей, также в микросреде группы выявлена сумма разнообразных моделей социальных отношений. Малые группы являются ведущим объектом социальной психологии, который определяется необходимостью выявления развития механизмов и законов существования общностей.

Одними из первых экспериментальных исследований в социальной психологии, посвященных эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, являются научные изыскания американского психолога Н. Триплета в 1897 году. Дальнейшее развитие исследований в этой области знания претерпевает глобальные изменения в двадцатых годах XX века и связано с именами немецкого исследователя
В. Меде и американского психолога Ф. Олпорта. Так, Ф. Олпорт трактовал малую группу как «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этом сознании». Реально же, по его мнению, существуют лишь отдельные индивиды.

Важный этап развития психологии малых групп за рубежом, относящийся к периоду 30-х – начала 40-х годов, ознаменовался рядом оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных условиях и первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Так, например, М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу «живых» групп в трущобах большого города; складывается «теория черт» лидерства и т.п. В этот же период на базе исследования управленческой деятельности в промышленной организации Ч. Бернард выдвигает идею двухмерного рассмотрения группового процесса (с точки зрения решения групповых задач и со стороны поддержания внутреннего равновесия и сплочения).

Изучением малых групп занимается не только психологическое направление, но и социологическое, что было связано с известными экспериментами Э. Мэйо в Хоторне (1924) в сфере промышленной социальной психологии. В результате исследователем была сформулирована идея существования социабильности – потребности человека ощущать себя принадлежащим к какой-то группе.

Труды Э. Мэйо положили начало новому направлению в исследовании малых групп, связанному с анализом двух типов групповых структур (формальная и неформальная). В исследованиях был реализован тезис, что в научной организации труда основой в повышении эффективности деятельности человека должна быть забота о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и между рабочими и менеджерами.

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину (1890–1947), который явился основоположником научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». К. Левин изучал феномены социальной власти, внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни. Им доказано, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения. Идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, автором определена как теория поля. Куртом Левиным введена идея валентности (или направленности) индивида в жизненном пространстве. Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу.

Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетические заряды, вызывающие напряжение. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности. Позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность – движение в противоположную от него сторону. Теория «поля» сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. Начало века ознаменовалось открытиями в физике поля, атомной физике, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, К. Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объективной и экспериментальной.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом – в этот период возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.

К началу 70-х годов можно было выделить несколько фундаментальных подходов, определявших развитие психологии групп. К ним относятся: социометрическое направление, психоаналитическая ориентация, общепсихологический подход, эмпирико-статистическое направление, формально-модельный подход, теория подкрепления.

Среди западноевропейский ученых выделяются работы
Г. Тэшфела, Дж. Тернера, Г. Ламма. К началу 90-х годов
XX столетия Д. Ливайн и Р. Морленд утверждали, что интерес к проблемам малых групп остается на высоком уровне.

Отечественными исследователями психологии малых групп внесен значительный вклад в развитие научного знания. В частности, это связано с именами В.М. Бехтерева и А.С. Залужного.

В.М. Бехтерев (1857–1927), первым в России сформулировал предмет и ведущие задачи общественной психологии. Им разработано рефлексологическое направление в психологии. Н.М. Ядринцев (1842–1894) описал жизнь русской общины в тюрьме и ссылке, в армейских условиях с использованием метода включенного наблюдения. А.С. Залужный уделял внимание проблеме вожачества с предложением типологии вожаков и описанием их качеств. Б.В. Беляевуказал на необходимость изучения коллектива через рассмотрение его теснейших связей с социально-экономическими условиями общества. Его труды позволили позже реализовать исследования феномена социальной власти. Д.Б. Эльконин сформулировал идею развития межличностных отношений в коллективе посредством совместной деятельности. В 30–40-х гг. А.С. Макаренко были реализованы принципы деятельности, системности, развития в исследованиях социальных групп.

Современный этап развития знания о малых группах сопряжен с исследованиями Г.М. Андреевой, А.В. Петровского,
Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовской по вопросам групповой психологии, А.И. Донцова по проблемам групповой интеграции,
В.В. Бойко – исследования психологического климата,
А.Л. Свенцицкого по проблемам коллективов на производстве, а также А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского по проблемам школьных коллективов.

Современная социальная структура предполагает элементарную частицу общества с совокупностью всех видов социальных связей. В качестве такой единицы анализа избрана «малая группа». Одним из наиболее признанных современных подходов является взгляд на сущность малых групп Г.М. Андреевой, которая определяет, что «малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов», т.е. малые группы – это такие группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым.

В современной психологии наблюдается тенденция замены понятия «группы» понятием «общность», близким, но не тождественным первому по смыслу. Социальная психология общности включает в себя, по мнению Б.Д. Парыгина более широкий круг явлений, нежели психология группы. «Понятие общности неразрывно связано с понятием общения. В своем предельно широком смысле, как родовое понятие, означающее принадлежность человека к роду homo sapiens и отличающее человека от животных, это понятие охватывает любую совокупность индивидов, способных к общению друг с другом» (Б.Д. Парыгин, 2003, с. 261).

Общность – это понятие, которое характеризует связь или сопричастность людей друг другу по тому или иному признаку. Этому способствует чувство и осознание людьми своей принадлежности к той или иной общности. В современной социальной психологии понятие общности многозначно, многообразны и формы проявления общностей. Они могут быть большими и малыми, стабильными и изменчивыми, экономическими, политическими, профессиональными, национальными, духовными и т.д. При этом сознание принадлежности к общности и чувство «Мы» являются главными инструментами ее интеграции.

Изучение малых групп продуктивно не только в сопоставлении с большой группой. Малые группы представляют собой элементарные частицы социальной структуры с совокупностью всех социальных процессов, где отмечается реализация механизмов сплоченности, а также специфика формирования лидерства в совокупности ролевых взаимоотношений.

Малая группаэто объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Определив понятие малой группы, возникает необходимость очертить ее границы. Такая градация строится в соответствии с качественными и количественными признаками.

Качественные признаки:

· контактность – возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией;

· целостность – социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое.

Количественные признаки представляются как показатели вариабельные, характеризующиеся параметрами нижней и верхней границ размеров малой группы. Так, М. Шоу определяет группу как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждоелицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Численность группы относится к важным условиям образования малых групп. Количество членов группы является переменной, оказывающей влияние на групповое поведение.

Г.М. Андреева подчеркивает, что в социально-психоло­гической литературе не существует единого мнения по поводу количественных характеристик малой группы. В большей части исследований число ее членов колеблется между 2 и 7 (примерно в 70% случаев). Это представление совпадает с представлением о том, что наименьшей малой группой является группа из 2 человек – так называемая диада. Но существует и другая точка зрения относительно нижнего предела численности малой группы: наименьшее число членов малой группы может составлять не 2, а 3 человека. Тогда в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады.

Отличие диады от триады заключается в следующем.

В диаде существует элементарная, первичная форма общения – эмоциональный контакт. В данном случае невозможно выделить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью. Появление третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, присутствие которого определяет иную природу взаимоотношений в группе, нивелируя эмоциональные составляющие диады.

С одной стороны, предел малой группы достаточно оригинально определен открытием Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследовании объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Долгое время это число принималось за верхний предел малой группы. Объяснение такому подходу можно дать следующее: поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это могло быть обеспечено в случае присутствия в группе от 5 до 9 человек (7±2).

С другой стороны, в практике исследований можно найти и иные числа, определяющие этот верхней предел, – 10, 15, 20 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности. Л.Г. Почебут (2010) дополнительно указывает на такие количественные параметры малых групп, как 14±2 и 21±2 человек. Так, группа из 14 человек добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения. Такая группа будет более эффективна в решении задач типа «эврика». Кроме того, в такой группе выше эффективность обучения, чем в меньшей или в большей группе. Группа 21±2 представляет собой предел функционирования группы как единого целого. Но исследования показали, что рабочие группы такой численности добиваются большей производительности труда и имеют более благоприятный психологический климат. Подобные выводы сделал и
Л.И. Уманский в результате своих многочисленных исследований рабочих групп и групп школьников.

Указанные границы можно рассмотреть с точки зрения поиска оптимума управляемости группой, т.е. определения объема группы, являющегося оптимальным для успешного руководства ею. В этом случае обращение к уже упоминавшемуся «магическому числу» представляется вполне уместным, поскольку, по мнению многих специалистов, наиболее управляемой является группа как раз из 5–9 человек. С увеличением же ее объема (особенно свыше 12 человек) возрастает число подгрупп и, соответственно, усиливается вероятность противодействия решениям руководителя со стороны лидеров микрогрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий. Но по результатам исследований Я. Морено упоминаются группы по тридцать-сорок человек – школьные классы. В такую классификацию положен принцип «психологической обозримости», или вероятность личного знакомства и общения со всеми членами группы.

Возникает необходимость оценки малой группы, достигшей наивысшего уровня социально-психологической зрелости (сте­пень развития ее социальных и психологических характеристик). Такое особое качественное состояние малой группы позволяет определять ее как коллектив (Г.М. Андреева, А.И. Донцова,
Л.И. Уманский). В таком случае всякий коллектив – малая группа, но не всякая группа – коллектив.

Сегодня наряду с понятием коллектив появляется новое понятие, определяющее уровень развития группы – команда. Современные тенденции развития социально-психологического знания, обусловленные потребностями практики эффективного менеджмента, выделяют малые группы с особо выраженной целевой направленностью, взаимодействием членов на высоком уровне интенсивности, высокой продуктивностью команды – малого числа людей, как правило от 2 до 25 (чаще – 10), характеризующихся взаимодополняющими умениями, единым замыслом, стремлением к общим целям и разделяющих ответственностъ за их достижение. Данное определение рассматривает малую группу как высокопрофессионального субъекта совместной деятельности.

В настоящее время существует около пятидесяти различных принципов классификации малых групп. С точки зрения характера выбора определяются три классификации малых групп:

1. «Первичные» и «вторичные». Предложены Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделение первичной группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей, ближайших соседей. Позднее Ч. Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить характеристику первичных групп, – непосредственность контактов.

2. «Формальные» и «неформальные». Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Для формальной группы характерно строгое распределение ролей всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Неформальные группы – это объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

3. «Группы членства» и «референтные группы». Классификация введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы, – в которую индивид может быть и не включен реально, но нормы которой он принимает. Группа в этом случае – источник социальных установок и ценностных ориентаций субъекта.

Кроме вышеуказанных градаций, имеются и другие подходы к классификации малых групп.

1. По уровню группового сознания различают следующие виды групп: группа-конгломерат (диффузная или номинальная группа), группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-корпо­рация, коллектив, гомфотерный («сбитый») коллектив (табл. 1).

 

Таблица 1

Классификация малых групп по уровню группового сознания
(по Л.И. Уманскому)

 

Название группы Характеристика группы
Группа-конгломерат (диффузная или номинальная группа) Еще не осознавшая единой цели своей деятельности
Группа-ассоциация Наличие общей цели и отсутствие остальных признаков (подготовленность, организационное и психологическое единство)
Группа-кооперация Единство целей и деятельности, наличие группового опыта и подготовленности
Группа-корпорация Наличие организационного и психологического единства (автономия); проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу); проявление индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда)
Коллектив Наиболее высокий уровень социального развития, обусловленный целями и принципами высокого гуманизма
Гомфотерный («сбитый») коллектив Наличие психофизиологической совместимости (например, экипаж космического корабля)

 

2. По времени существования выделяются группы временные – объединение участников ограничено во времени (группа туристов) и стабильные – относительное постоянство определено их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, студенты одной группы).

3. В зависимостиот степени произвольности решения человеком вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и выходе из нее – открытые и закрытые.

4. Лабораторные и естественные группы – специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабо­раторных условиях и функционирующие в реальных жизненных ситуациях соответственно.

Также существуют и другие классификации малых групп. Так, М. Аргайл выделяет на основе взаимоотношений в естественных жизненных условиях пять групп: семья (интеграция элементов внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений), подростково-юношеская группа (эмоциональные отношения с выраженной досуговой ориентацией), рабочая группа (жесткая трудовая направленность с отношениями делового характера), группа по решению проблем (специализированная коммуникативная группа для принятия эффективных решений), тренинговые с терапевтическими группами (развитие навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений).

Ведущими направлениями в исследовании малых групп являются следующие: социометрическое, социологическое, школа «групповой динамики» (табл. 2).

Таблица 2

Основные направления исследования малых групп

 

Направление Основатель Основные положения
Социо-метрическое Дж. Морено 1. Выделены две структуры отношений в обществе: – макроструктура – «пространственное» размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности; – микроструктура – психологические отношения индивида с окружающими его людьми. 2. Социальные проблемы и конфликты обусловлены несовпадением микро- и макроструктур. 3. Ведущая задача – изменение макроструктуры в соответствии с микроструктурой. 4. Прикладное значение – использование социометрии как метода исследования межличностных отношений в малых группах. 5. Недостатки – завышение роли эмоциональной составляющей в функционировании малой группы, что не отражает ее деятельностный аспект
Социо- логическое Э. Мэйо 1. Идея существования социабильности – потребности человека ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. 2. Направление связано с анализом каждого из двух типов групповых структур – формальной и неформальной. 3. Сформулирована идея научной организации труда, заключающаяся в заботе о человеческих взаимоотношениях как между рабочими, так и между рабочими и менеджерами (Хоторнский эксперимент)
Школа «групповой динамики» К. Левин 1. «Теория поля» – законы социального поведения следует изучать путем познания психологических и социальных сил, его детерминирующих, с проведением анализа этих сил, их локализации и измерения. 2. Проблематика – природа групп, условия их формирования, их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, условия их успешного функционирования в соотношении с нормами, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерство в группах, внутригрупповые конфликты. 3. Метод анализа психологического поля – создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп – «групповой динамики». 4. Практически полное принятие разработанных автором методик на фоне устаревания теории

Основными параметрами малой группы являются композиция и структура группы.

Композиция группы – это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Спецификой параметра могут стать такие особенности, как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение в их социально-психологическом значении.

Структура малой группы – это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами. Наиболее часто выделяют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния (табл. 3).

Таблица 3

Структура малой группы

 

Структура Характеристика
Социометрическая Связи между ее членами характеризуются взаимными предпочтениями и отвержениями (по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено (1958))
Коммуникативная Связи между членами отличаются характерными для них процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы
Ролевая Связи и отношения между индивидами отражают распределение групповых ролей – «генератор идей», «эксперт», «критик», «организатор», «мотиватор» (в коррекционных группах – «объединитель», «козел отпущения», «сектант», «невинная жертва» и др.) – связанных с решением задач и оказанием поддержки другим членам группы
Структура социальной власти и влияния Связи между индивидами характеризуются направленностью и интенсивностью их взаимного влияния, что в свою очередь определяет различные типы социальной власти – вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной (Д. Френч, Б. Равен). Важны системы связи, лежащие в основе руководства группой (формальной) и лидерства (неформальное влияние)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.