Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и стороны общения






 

Общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией, взаимодействие, восприятие и понимание людьми друг друга. При таком понимании общения принято выделять три его основных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную (Андреева, 1980).

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Каждая из этих сторон в реальном общении существует не изолированно от других, а проявляется совместно с ними в большей или меньшей степени выраженности. Специфика общения также определяется тем, что в процессе такого взаимодействия субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В связи с этим общение – это тот процесс, внутри которого формируются, развиваются межличностные отношения.

В связи с этим, с точки зрения Е.П. Ильина (2009), важно выделить еще одну сторону общения – эмоциональную, которой уделяется незаслуженно мало внимания. А.А. Реан (2000) для описания процесса общения использует четырехэлементную модель, в которой структуру общения образуют когнитивно-информационный, регулятивно-поведенческий, аффективно-эмпатийный, социально-перцептивный компоненты. При этом когнитивно-информационный компонент связан с процессом приема и переработки информации, регулятивно-поведенческий – раскрывает особенности поведения субъектов общения, взаимную регуляцию их действий. Аффективно-эмпатийный компонент описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне. Социально-перцептивный компонент связан с процессами взаимного восприятия, понимания и познания субъектов в процессе общения.

Обозначенные стороны общения как конкретные его характеристики показывают его единство и многообразие.

Функции общения – системные свойства, детерминирующие специфику его проявления. Существуют разные авторские классификации функций общения. Так, А.А. Брудный выделяет в качестве основных рабочих функций – инструментальную, которая необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентирующую на поиск и достижение взаимного понимания. Согласно классификации Л.А. Карпенко выделяется восемь функций по критерию «цель общения»:

1. Контактная, цель которой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

2. Информационная, цель которой – обмен сообщениями, то есть прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.

3. Побудительная, цель которой – стимуляция активности партнера по общению на выполнение тех или иных действий.

4. Координационная, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.

5. Понимания, цель которой – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).

6. Эмотивная, цель которой – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний.

7. Установления отношений, цель которой – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду.

8. Оказания влияния, цель которой – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.

Рассмотренные классификации функций общения не исключают ни друг друга, ни возможности представить иные варианты. Вместе с тем подчеркнем еще раз важность тезиса о том, что общение является процессом, характеризующимся высоким уровнем полифункциональности.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.