Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценности как важнейший компонент общественной и личной жизни






 

Социализация – многогранный процесс усвоения человеком социального опыта общества. В результате ее личность усваивает нормы и ценности социальной среды. Ценностная система регуляции поведения значительно отличается от нормативной. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, так как норма не имеет градации: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности.

Конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью; неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, а нормы – со средствами и способами её существования.

Ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для общества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису (это относится как к личности, так и к обществу в целом), выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.

Проблема ценностей рассматривается в рамках аксиологии – учения о природе ценностей, их месте в действительности, структуре ценностного мира, их связи с культурными и социальными факторами, структурой личности.

Начало разработки ценностной проблематики положил
Р.Г. Лотце в своей книге «Микрокосм» (1866–1867), он впервые ввел в качестве самостоятельного понятие «значимость», которое не зависит от опыта и играет роль критерия истины в познании.

Практически все направления философии обозначили свое отношение к ценностям, их специфике и роли в жизни человека и общества.

Смысложизненные, феноменологические, экзистенциальные, антропологические и религиозные философии, возникшие в ХХ веке, по своему содержанию были ценностными. Их отношение к ценностной проблематике можно определить словами Ф. Ницше: «Вопрос о ценностях фундаментальнее вопроса о достоверности: последний обретает всю свою серьезность лишь при условии, что мы ответили на вопрос о ценностях».

В зарубежной философии в понимании понятия «ценности» выделяется три основных подхода. Представители объективно-идеалистических концепций (Н. Гартман, М. Шелер и др.) исходят из определения ценности как потусторонней сущности вне времени и пространства. Сторонники субъективно-идеалис­тических концепций (К. Льюис, Д. Паркер, Т. Парсонс, Р. Перри, У. Эрбанн и др.) сводят сущность ценности к субъективно психологическому акту переживания, т.е. для них ценность – лишь явление сознания, в котором проявляется субъективное отношение человека к оцениваемым объектам и явлениям. Так, Д. Парсонс, например, определяет ценность как то, что способно удовлетворить желание. Представители натуралистических концепций
(И. Деви, Д. Дьюм) рассматривают ценность как выражение естественных потребностей человека или законов природы в целом.

В отечественной философии в определении понятия «ценность» также существует несколько подходов. Ряд авторов
(Е.В. Боголюбова, К.И. Гулиан, С.И. Нарский) рассматривает ценность как объективную категорию: ценностью является «любой предмет материальный или идеальный, идея или институт, предмет действительности, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость». Подобные определения вызывают возражение, так как ценность – не предмет или явление в целом, в ценностном отношении один и тот же предмет или одно и то же явление может участвовать разными сторонами, выступать как ценность в разных социальных ролях, что определяется его свойствами.

Существует точка зрения на ценность как на субъективное явление. В.М. Квачахия (1981) пишет, что ценность «не сама оценка и не вещь, которая оценивается, а социально-опре­деленные основы ориентации и оценки».

Как «момент сознания» определяет ценности И.Н. Попова (2009) и считает, что они не существуют в чистом виде, а выступают лишь в «совокупности с другими компонентами ориентационного контекста личности».

Представляется интересным рассмотрение ценности с позиции межсубъектных отношений. Такой точки зрения придерживаются В.Г. Выжлецов и В.Н. Козлов, которые утверждают, что категория ценности отражает наиболее общий тип межсубъектных отношений, складывающихся в социальной практике по поводу тех или иных объектов – носителей этих ценностей. По их мнению, ценности возникают, формируются, проявляются и функционируют в результате межсубъектных отношений; в свою очередь сформировавшиеся ценности определяют характер будущих оценок.

Наиболее обоснованной и логичной выглядит позиция авторов, рассматривающих ценность в рамках субъект-объектных отношений, в которых объект (предмет или явление материального или духовного плана) выступает значимым для субъекта (человека или социальной группы).

О.Г. Дробницкий представляет ценность как двоякое явление: как «ценностные характеристики предмета» и как «ценностные представления». Действительно, у явления, будь оно существующим или мыслимым, есть некоторые свойства, которые имеют для нас положительное или отрицательное значение. Эти свойства не зависят от того, кто их оценивает, а так как они рассматриваются в связи с потребностями, интересами людей, они представляют собой единство объективного и субъективного моментов. При этом объективный момент ценности является первичным, так как ценность – не умственный акт, а предмет ценностного отношения. Вне ценностного отношения нет ценности, но это не значит, что ценность и ценностное отношение – одно и то же. Ценность находится в пределах ценностного отношения, под которым понимают «связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет осознанную потребность субъекта, человека, потребность, сформированную в виде интереса и цели». Отсюда ценность можно рассматривать как свойство объекта, ценимое субъектом за его способность отвечать его потребностям, интересам, поставленной цели.

Ценность предполагает оценку субъектом свойств объекта. Очевидно, что ценность, ценное – это положительно оцененное человеком, исходящим из своих осознанных потребностей. В природе, рассматриваемой изолированно от человека, не может быть ценностных отношений и ценностей, поскольку там нет сознательного целеполагания и способности к сознательной оценке.

Ценности имеют исторический характер. В зависимости от характера потребности и способов их удовлетворения, ценности подразделяются на материальные и духовные. К материальным ценностям относятся средства производства, материальные блага: пища, жилье, одежда и т.д. Материальные ценности связаны с удовлетворением сугубо практических нужд, поэтому их критерием выступает практическая полезность предмета.

Духовные ценности подразделяются на нравственные, познавательно-научные, эстетические. Они характеризуют высшие запросы людей, поэтому критерии их выделения будут другие. Так, критерием измерения познавательных ценностей является истина, эстетических – художественная красота, нравственных – добро.

Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что по способам своего бытия ценности имеют сложнейший многоуровневый характер. Они объективно существуют и функционируют в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, цели и идеалы, которые в с вою очередь через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни.

Ценности, актуализируясь, в значительной мере ориентируют поведение людей, выступая при этом в качестве своеобразных регуляторов социального поведения. Основные трудности решения ценностных проблем состоят в том, что объективная и субъективная стороны ценностей могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Человек может не знать и не использовать определенные полезные свойства предметов и явлений, они не будут являться для него ценностью. Возможна ситуация, когда человек считает ценностью то, что объективно является для него вредным (никотин, алкоголь, наркотики и т.п.). Задача воспитания ребенка заключается в том, чтобы научить его избирать такие ценности, которые несут в себе объективную физическую или духовную пользу для него самого и для общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.