Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадия социального анализа






 

Это стадия становления научной социальной психологии, она ближе к современному состоянию науки.

Ответить на вопрос: «кто является ее основоположником?» достаточно сложно, так как многие представители разных наук внесли заметный вклад в развитие социально-психологической мысли. Тем не менее одним из первых данным вопросом стал заниматься французский философ Огюст Конт (1798–1857). Наука о человеке как о существе более чем биологическом и в то же время более чем просто «сгустке культуры» должна была стать, по мнению Конта, вершиной знания.

Имя Вильгельма Вундта (1832–1920) связывается обычно с историей психологии вообще, ему приписывают авторство в разработке нового направления в психологии «психология народов». Он различал психологию физиологическую и психологию народов (социальную). Высшие психические функции, по мнению Вундта, должны были изучаться с позиции «психологии народов». Первую этнопсихологическую статью Вундт напечатал в 1886 г., а последние двадцать лет своей жизни ученый полностью посвятил созданию десятитомной «Психологии народов». Но еще до В. Вундта идея «психологии народов» была сформулирована немецкими учеными М. Лацарусом (1824–1903) и X. Штейнталем (1823–1899), которые в 1859 г. приступили к изданию «Журнала психологии народов и языкознания». В программной статье «Мысли о народной психологии» необходимость развития психологии народов – новой науки, входящей в состав психологии, – они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых общностей, в которых люди действуют «как некоторое единство», прежде всего народов (этнических общностей в нашем понимании). Народный дух трактовался авторами как психическое сходство индивидов, принадлежащих к одному народу и одновременно как их самосознание (народ есть некая совокупность людей, которые смотрят на себя как на некое единство, причисляют себя к определенной целостности).

Один из первых учебников по социальной психологии, изданный в 1908 г., написал У. Мак-Дугалл. Вся его система взгля­дов на социально-психологические отношения в обществе строилась на теории инстинктов, которая с учетом вклада 3. Фрейда господствовала в научном сознании в последующие 10–15 лет.

На рубеже XIX–XX вв. социальная психология еще переживала период становления, поэтому многие ее проблемы находили отражение в трудах социологов. Нельзя не отметить в этой связи работы Э. Дюркгейма (1897), остро поставившего вопросы влияния социальных факторов на психическую жизнь индивидов, и
Ч. Кули, разрабатывавшего проблему отношений между личностью и обществом.

Современная социальная психология возникла в начале
XX века как реакция на «асоциальную» природу обшей психологии: как будто ей, социальной психологии, была вменена задача социализации психологии и персонализации в изучении общества.

Начало научной социальной психологии на Западе обычно связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США в 20-е годы XX века. Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучению социально-психологических явлений в группах. В развитии психологии выделились три теоретические школы – психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология. Особенно привлекательными были идеи бихевиористского подхода, наиболее соответствовавшие идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

В 1960–1970-х годах социальная психология переживала кризис, тогда было предложено много альтернативных вариантов развития этой дисциплины. Главный эффект этого кризиса – либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственности лабораторного эксперимента.

В целом теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений – бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений – необихевиоризма (Э. Богардус, Г. Олпорт, В. Ламберт, Р. Бейлс, Г. Хоумене, Э. Мэйо и др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер, Э. Шилз, А. Адлер), теории поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли), социометрии (Дж. Морено, Э. Дженнингс, Дж Крисуэл, и др.), трансактивной психологии (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эймес и др.), гуманистической психологии (К. Роджерс и др.), когнитивистских теорий, а также интеракционизма (Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и др.), который представляет социологический источник в развитии социальной психологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.