Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные представления о предмете социальной психологии






 

В конце 50-х – начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Этому способствовали два обстоятельства: во-первых, необходимость детального исследования воздействия сознания на ход объективных процессов, особенно в современных условиях, когда психологический, «человеческий» фактор приобретал значительную роль. Во-вторых, советская психология превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. В это же время произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью». Это позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки».

Основная полемика, начавшаяся с дискуссии в 1959 году, в основном, касалась рассмотрения двух вопросов:

1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;

2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией – с другой.

В решении данной проблемы можно выделить несколько основных подходов. Первый, получивший преимущественное распространение среди социологов, представлял социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». При этом большее внимание уделялось формированию общественного мнения, моде и пр. В рамках этого подхода говорили также о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов трактовало предмет социальной психологии как исследование общественной психологии. Второй подход, напротив, выдвигал личность в качестве главного предмета исследованиясоциальной психологии. В рамках этого подхода, с одной стороны, больший акцент делался на психологических чертах, особенностях, типологиях личности. С другой стороны, выделялось положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Противоположность этих двух подходов была преодолена в третьем подходе, где социальная психология рассматривалась как наука, изучающая и массовидные явления, и положение личности в группе. Б.Д. Парыгин (1930–2012 г.) снял конфронтацию предыдущих двух подходов в следующем определении: «Предметом социальной психологии является социальная психика человека во всем многообразии ее проявлений … как особенности психического состояния и поведения индивида в группе, массе и коллективе, так и специфика совокупной, то есть совместной групповой, коллективной и массовой психической жизнедеятельности людей».

Обобщив сказанное, можно определить предмет социальной психологии – это изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Для современного периода развития социальной психологии характерно существование двух её разновидностей: психологической социальной психологии и социологической социальной психологии. Первую интересуют психологические проблемы поведения личности в группах, и она более ориентирована на традиционные для психологии методы, вторую – социальные, поэтому она опирается в основном на социологию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.