Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подходы отечественной психологической науки к анализу характера личности.






В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля — устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. Современный психиатр П. Волков для разведения понятий " личность" и " характер" использует следующую аналогию. " Река — это характер, а личность — пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И, наконец, он может, плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет те отношения, в которые личность может поставить себя к характеру. Очевидно, что третий вариант — самый лучший, но он требует знания и работы над собой" (4, с 14)

А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы (8):

1. Характер и темперамент отождествляются.

2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения.

3. Темперамент является элементом характера.

4. Темперамент признается основной природой характера.

Последняя позиция наиболее близка исследованиям, осуществляемым в рамках отечественной науки (в том числе и специальной теории индивидуальности). Здесь утверждается, что темперамент и характер взаимообусловливают друг друга. Темперамент не односторонне определяет характер; жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основе темперамента — свойствах нервной системы и генетических программах — ткут свои узоры. Но, в отличие от темперамента, который обладает устойчивостью, тотальностью и описывает формальные (не зависящие от содержания деятельности) особенности поведения, характер проявляется не во всем и не всегда.

Можно выделить два способа позиционирования характера среди других психологических категорий. Первый путь, который оказался предпочитаемым в отечественной психологии, не обрывая его связей с темпераментом, приближает характер к содержательным и духовно-мировоззренческим качествам индивидуальности. Второй путь очерчивает риск психического нездоровья и далее указывает направление наиболее вероятного развития патологии. Таким образом, характер может содержать в себе указание, как на «вершины», так и на «глубины» развития индивидуальности.

Если темперамент может не определять содержательной стороны отношений личности (хотя в последнее время и это тоже подвергается сомнению), то характер именно их и отражает — предпочтения, значимые отношения и даже тенденции психического нездоровья. Так, Б.Г. Ананьев считал, что каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему миру, среди которых могут быть названы такие объекты, как:

1) природа, общество и общественные идеи (идеология),

2) труд как способ существования человека,

3) другие люди, общественная связь с которыми присуща данному индивиду,

4) собственная деятельность и личность человека (1).

Психология характера в работах А.Ф. Лазурского

В своей крупнейшей монографии " Очерк науки о характерах", он определяет характер, основываясь на понятии наклонности или душевного качества. Характер, по Лазурскому, представляет совокупность основных наклонностей. Личность, представляющая сложное функциональное единство, складывается из двух сторон – врожденной эндопсихики (незначительно меняющейся при жизни нервнопсихической организации) и приобретенной экзопсихики, обусловленной внешним влиянием и выражающей отношения личности.

В основе классификации, по Лазурскому, следующие принципы:

а) указанное деление на эндопсихику и экзопсихику;

б) деление на низший, средний и высший психические уровни, причем с переходом от низшего к высшему растет сложность и богатство личности, нарастает приспособленность к среде.

На высшем уровне " приспособление" принимает творческий характер, повышается сознательность и идейность. На низшем уровне особенности личности определяются преимущественно эндопсихикой, на среднем - эндо- и экзопсихикой. На высшем уровне определяющая роль принадлежит экзопсихике;

в) далее типы делятся по функционально-психическому содержанию - на чистых, по преобладанию одного качества, и комбинированных, по наличию нескольких определяющих качеств.

Особо выделяется группа извращенных характеров. У таких людей эндопсихика и экзопсихика не соответствует друг другу и получается уродливый социально-психологичекий тип.

1. НИЗШИЙ УРОВЕНЬ 2. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 3. ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ
А. К чистым типам относятся: 1. рассудочные. 2. аффективные: а) подвижные или живые в) чувственные с) мечтатели 3. активные: а) энергичные в) покорно-деятельные с) упрямые Б. Извращенные: 1) расчетливые эгоисты, 2) аффективные извращенные, 3) активные извращенные (насильники).   А. Чистые типы: 1. Непрактичные: А) теоретики, идеалисты, ученые, б) художники; 2. Практики реалисты: А) общественники, Б) властные, В) хозяйственные. Б. Комбинированные: 1) научно-практические, 2) научно-общественные, 3) художественно-практические. В. Смешанные. Г. Извращенные: 1) неудачники: а) аффективные неудачники, б) энергично-озлобленные; 2) успевающие: а) лицемерные, б) властно-извращенные. Чистые типы, идеалом которых являются: 1) общественность (Герцен), 2) знание: а) индуктивное (Дарвин), б) дедуктивное (Декарт), 3) власть (Наполеон), 4) красота (Гете).  

 

Лазурский хотя и пытается рассматривать личность как единое целое, но это единое понимается им скорее как сумма, совокупность психологических свойств, а не как органические единство.

Дальнейшее развитие проблемы характера мы видим в работах Н.Д.Левитова. В своем исследовании " Проблема характера в психологии" (1944) он дает два определения характера - общее и частное.

" Одно более общее, в котором характер отождествляется с качественным своеобразием личности, определяющим известное единство с его психическим складом, и другое, более частное: характер -психический склад личности, определяемый главным образом чертами направленности и воли".

Объединяя в характере направленность и волю, Н.Д.Левитов присоединяется к ясно наметившемуся направлению в психологии, представители которого пытаются рассматривать психическую жизнь в аспекте единства формы и содержания. Характер раскрывается в его чертах. Черты характера сложны, динамичны, находятся в постоянной взаимосвязи.

Н.Д.Левитов их делит на две группы:

1) черты направленности

2) волевые черты.

Черты направленности связаны с содержанием и предметом направленности, с психоло-гической природой направленности и с силой направленности. К чертам, связанным с содержанием и предметом направленности, относятся: 1) вопросы мировоззрения и культуры, 2) отношения к науке и искусству, 3) отношение к себе и другим людям, 4) отношение к труду, 5) направленность на " несуществующие цели".

К чертам, связанным с психологической природой направленности, Н.Д.Левитов относит:

1) осмысленность, рассудочность,

2) эмоциональные черты,

3) волевую устремленность, энтузиазм.

К чертам, связанным с силой направленности, относятся:

1) глубина направленности,

2) устойчивость и гибкость,

3) определенность (целостность),

4) уровень аспирации (высота в выполнении задач, которую человек считает для себя возможной - в сущности уровень притязания).

Волевые черты Н.Д.Левитов распределяет по трем подгруппам.

По Левитову психический склад характеризуется следующими качествами:

1) определенностью,

2) целостностью,

3) широтой,

4) сложностью,

5) яркостью выраженности,

6) оригинальностью,

7) силой,

8) динамичностью.

Недостатком работы Н.Д.Левитова является отсутствие в ней показа движения, развития, перестройки черт и характера в связи с развитием коллектива и личности при определенных обстоятельствах жизни и воспитания.

На первостепенную важность учета мотивации в структуре черт характера указывал С.Л.Рубинштейн: " Характер человека - закрепленная в индивиде система генерализованных обобщенных побуждений... Свойство характера - это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях." (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. -М., 1946. С.416.) " Каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности." (Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. - М.: 1959)

Интересный подход в определении характера предлагает В.С.Мерлин ( его, как известно, еще называют интегральным). В.С.Мерлин в своей работе " Структура личности: характер, способности, самосознание" пишет о том, что характер складывается в процессе взаимодействия социально-типических отношений личности, которые определяются системой мотивов и свойств индивидуума. Свойства же характера представляют собой результат активного приспособления возможностей и стремлений." Из этого определения следует, что свойства характера отличаются от таких индивидуально-психологических свойств, которые проявляются независимо от специфического содержания социально-типических отношений личности и от какой либо ситуации. К таким свойствам относятся свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Например, скорость установления социального контакта обусловлена экстраверсией и интроверсией. Изменчивость или устойчивость в отношении общения обусловлена ригидностью. Скорость или замедленность эмоциональной реакции на проявления общающегося человека обусловлена степенью эмоциональной возбудимости. В.С.Мерлин к функциям характера относит: 1) осуществление отношений личности и 2) выражение отношения личности в деятельности.

Первая функция определяет способы действия, посредством которых осуществляется определенное отношение личности. Они являются, вместе с тем, основными психологическими условиями, от которых зависит успешность достижения целей деятельности. Рассматриваемые с этой стороны свойства характера представляют собой способности. В.С.Мерлин пишет, " Если мы рассматриваем индивидуальные особенности способов действия как осуществление отношений личности, то они выступают как свойства характера. Если же мы их рассматриваем как условие, от которых зависит возможность успеха деятельности, то они выступают как способности."

Вторая функция свойств характера выполняет экспрессивную роль (преувеличенная вежливость, резкость, льстивость, независимость в общении с людьми).

Итак, у В.С.Мерлина в работе четко указывается на связь характера человека и его способностей. Этот вопрос представляется особо важным и он будет рассмотрен более подробно в следующем вопросе.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе - характер понимается как форма выражения смыслового опыта (обобщенные установки личности). В установках выражаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности. Структура характера включает 4 блока черт:

1) черты, выражающие отношение к другим людям (общительность, заботливость и т.д.);

2) черты, выражающие отношение к себе (эгоизм, самолюбие и

т.д.);

3) черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т.д.);

4) черты, выражающие отношение к вещам, предметам (жадность, бережливость и т.д.).

В чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени становятся автоматическими.

Характер - стереотипы поведения, которые способствуют гармонизации обыденных межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных конфликтов, то есть обеспечивают адаптацию и самоактуализацию личности. Посредством гармоничного характера человек принимает «других и мир», а также «самого себя».

Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные и инструментальные. Первые должны способствовать удовлетворять сущностные потребности человека (создавать внутреннюю гармонию), вторые - удовлетворять запросы общества (создавать внешнюю гармонию).

 

Темперамент Характер
Генетически первичен Прижизненное образование
Проявляется во всех сферах жизни Связан с определенными потребностями
Проявляется рано Формируется позже под воздействием воспитания.
Связан с особенностями нервной системы. Связан с социальными ситуациями.
Амотивен (не определяет отношения к миру). Выражает отношение к миру.
Влияет на формирование характера так как черты характера возникают тогда, когда темперамент достаточно развит. Влияет на темперамент.
Ярче проявляется в трудных ситуациях Проявляется в типичных ситуациях

Связь параметров темперамента и черт характера не линейная, то есть нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи тому или иному типу темперамента при завершении процесса социализации.

К свойствам характера в отечественной психологии принято относить:

1) силу - слабость (энергичность в достижении цели - нерешительность и др.);

2) твердость - мягкость (упорство - приспособляемость и пр.);

3) цельность - противоречивость (направленность ведущих черт на достижение цели - частая смена ведущих и второстепенных черт и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.