Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет методики преподавания информатики






Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики.

Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.д.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Тем самым, образуются различные «предметные» информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур, различных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наряду с компьютером используются специализированные приборы и устройства), разных информационных носителях и т.д.

Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

Структуру информатики в настоящее время определяют следующие основные области исследования:

- теория алгоритмов (формальные модели алгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т.д.);

- логические модели (дедуктивные системы, сложность вывода, нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод, вывод по аналогии, правдоподобный вывод, немонотонные рассуждения и т.д.);

- базы данных (структуры данных, поиск ответов на запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т.д.);

- искусственный интеллект (представление знаний, вывод на знаниях, обучение, экспертные системы и т.д.);

- бионика (математические модели в биологии, модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т.д.);

- распознавание образов и обработка зрительных сцен (статистические методы распознавания, использование призначных пространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т.д.);

- теория роботов (автономные роботы, представление знаний о мире, децентрализованное управление, планирование целесообразного поведения и т.д.);

- инженерия математического обеспечения (языки программирования, технологии создания программных систем, инструментальные системы и т.д.);

- теория компьютеров и вычислительных сетей (архитектурные решения, многоагентные системы, новые принципы переработки информации и т.д.);

- компьютерная лингвистика (модели языка, анализ и синтез текстов, машинный перевод и т.д.);

- числовые и символьные вычисления (компьютерно-ориентированные методы вычислений, модели переработки информации в различных прикладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т.д.);

- системы человеко-машинного взаимодействия (модели дискурса, распределение работ в смешанных системах, организация коллективных процедур, деятельность в телекоммуникационных системах и т.д.);

-нейроматематика и нейросистемы (теория формальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения, нейрокомпьютеры и т.д.);

- использование компьютеров в замкнутых системах (модели реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга и т.д.).

Один из основных вопросов, дискутируемых до настоящего времени, – это вопрос о том, как изучать информатику в образовательных учреждениях: в отдельном учебном курсе, как дисциплину в составе одного из уже имеющихся курсов или целесообразнее рассредоточить учебный материал по информатике среди ряда учебных дисциплин.

До сих пор существуют различные подходы к пониманию информатики и ее предмета. В этом смысле весьма показательным является следующий пример. А.Л. Семеновым, одним из со руководителей группы разработчиков утвержденного стандарта по информатике, высказана идея о том, что «есть наука информатика, или теоретическая информатика…, а есть информационные технологии». Для того, чтобы отразить все основные точки зрения на понимание понятия информатика, приведем несколько примеров, наиболее часто встречающихся в литературе.

Информатика – это наука, изучающая методы накопления, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ (+использование).

Информатика –это дисциплина, изучающая методы представления, накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ.

Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования и использования информации с помощью компьютера.

В совокупности все вышеобозначенные определения нашли свое отражение в новых образовательных стандартов, утвержденных Минобразования РФ:

Информатика –наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.