Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В отделении диагностики социальной дезадаптации






выявляют и анализируют факторы, обусловившие его соци­альную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных создаётся ин­дивидуальная программа реабилитации.

Осуществление программы производится в отделении реализации программ социальной реабилитации. Прово­дится работа по восстановлению утраченных связей с семьёй и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных от­ношений несовершеннолетних, восстановлению их социаль­ного статуса в коллективе сверстников, содействию подрост­кам в получении образования, специальности и в профори­ентации.

Индивидуальная программа реабилитации реализуется как в условиях дневного или круглосуточного стационар;! центра, так и в семейной воспитательной группе.

Отделение социально-правовой помощи осуществля­ет защиту прав и законных интересов воспитанников.

Самое сложное направление деятельности центра — ра­бота с семьёй. Социальная реабилитация в центре непремен но ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологом на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведётся на уровне социально го патронажа.

После возвращения детей в семью продолжаются соци альный патронаж, прямые контакты с членами семей и кон сультации специалистов (психологов, юристов, врачей-нар кологов и др.).

Модель «Социальный приют»

Социальный приют — это учреждение открытого типа, которое предназначено для оказания помощи беспризорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в сложной жиз ненной ситуации.


 

 

Модель «Социальный приют»

Основные цели социального приюта — организация временного (сроком До 2 месяцев) проживания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, предоставление им убежища, оказание медико-психологической, юридической и другой помощи, решение задач их дальнейшего трудоус­тройства.

Контингент детей, поступающих в социальные приюты, характеризуется крайней степенью социальной запущеннос­ти, отставанием в психосоматическом развитии, посттравма­тическими синдромами. Это:

—«дети улицы», дети-бродяжки либо дети — социаль­ные сироты, отобранные из семей, где условия их содержа­ния из-за злоупотребления алкоголем и жестокого отноше­ния родителей угрожали их жизни и здоровью;

—большинство уже приобщилось к курению, употреб­ляют алкоголь;

—подавляющее большинство детей находятся в кризис­ном или пограничном состоянии вследствие социально-педа­гогической депривации в семье, физического или сексуаль­ного насилия, школьной дезадаптации (100%);

—почти у всех имеются различные хронические заболе­вания;

— многие нигде и никогда не учились, у них не сформиро-
I ваны (или утрачены) элементарные социальные и бытовые на­
выки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в социуме;

— у многих детей отмечается задержка психического
развития.

Диагностика начинается с установления личности ре­бёнка, места проживания родителей или опекунов. Затем проводится психологическая и медицинская диагностика. Она включает выявление интересов и проблем несовершен­нолетних, выработку совместно с ними установок для даль­нейшей жизни, учёбы. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими пробле­мами: отставание ребёнка в психическом развитии и преодо­ление последствий его психической депривации.

Социально-реабилитационная работа с детьми, как правило, начинается с социально-бытовой и медико-соци-


ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИИ

122...................................................................

альной реабилитации, когда детей лечат, избавляют от педи­кулёза, учат пользоваться ванной, есть горячую пищу, спать в постели с простынями и т.д. Большое внимание уделяется также психоэмоциональной реабилитации, где на первом ме сте стоят комфортные условия проживания, доброжелатель ность персонала и воспитателей, а также специальные психо-терапевтические методы и прежде всего игротерапия, сказко терапия, психотерапевтический театр. Дети старшего возрас та, подростки включаются в различные формы обслуживаю­щего труда, работают в пошивочных и столярных мастерских по изготовлению игрушек, сувениров и т.п.

Подготовка ребёнка к школе — важное условие его бу­дущей адаптации в неприютской среде. В приюте дети и под­ростки должны получать и общеобразовательную помощь. Зачастую приютские дети либо вообще не посещали школу, либо у них большие перерывы в посещении, либо они не в со­стоянии адаптироваться в большом школьном коллективе. Для большинства из них школа не является ценностью,; i иногда ненавистна (трудности в школе были, возможно, од­ной из причин их драматичной судьбы). Они, как правило, отстают от своих сверстников, а некоторые из них, находя щиеся уже в подростковом возрасте, не умеют ни читать, ни писать.

В связи с этим общеобразовательная подготовка долж на быть строго индивидуальной и взвешенной. Одних детей надо готовить к возвращению в школу, снижать негативное отношение к школе, других можно направить в школу и по мочь её посещать, выполнять необходимые домашние зада ния и т.д.

Одна из главных задач приютов, в которых дети могут получить кров и пищу, — восстановление широкого спектра их отношений с миром, обучение их общению со взрослы ми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значи мости.

Пребывание детей и подростков в социально-реабилп тационном учреждении ограничено тем временем, за кото рое ребёнок будет устроен для дальнейшего постоянного проживания. Местом такого постоянного проживания мо


Технология профилактики злоупотребления психоактивными веществами...
.......................................................................... \й, \

жет стать либо родительская семья, если удалось стабилизи­ровать ситуацию в семье и родители готовы выполнять свои функции по содержанию и воспитанию детей, а также се­мьи-усыновители и приёмные семьи, либо государственные воспитательные учреждения — детские дома и школы-ин­тернаты.

Другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам представляет создание семейных (воспита­тельных) групп.

При наличии семьи, желающей взять ребёнка на воспи­тание, тщательно обследуются её материально-бытовые ус­ловия, после чего заключается контракт на два месяца. Под­росток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передаётся туда окончатель­но. Семейная группа рассматривается как структурное под­разделение приюта, а один из родителей оформляется в при­ют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог даёт необ­ходимые рекомендации каждой семье.

В идеальном варианте каждый воспитанник приюта должен пройти через домашнюю группу, поскольку это один из реальных и эффективных путей его реабилитации, при котором восстанавливаются утраченные им социаль­ные, нравственные и духовные связи с окружающим миром. Находясь в домашней группе, ребёнок остаётся под опекой государства до тех пор, пока семья оформляет опекунство или усыновление, но даже если усыновление не состоится, жизнь в здоровой семейной обстановке в домашней группе становится для ребёнка важным условием социальной реа­билитации.

Технология профилактики злоупотребления

психоактивными веществами

в образовательной среде

В настоящее время во всём мире отмечается рост упо­требления ПАВ — алкоголя, наркотиков и токсических ве­ществ детьми и подростками. Это одна из самых тяжёлых со-


ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ

циальных болезней начала XXI века, задерживающая и даже останавливающая развитие мышления, формирование эти­ческих и эстетических категорий у подростков. Её протека­ние часто заканчивается «наркоманией» — стойкой наркоти­ческой зависимостью, попаданием в криминальный мир, де­градацией личности и разрушением организма.

Причины. Самые объективные причины предоставляет социальная среда: питейные (алкогольные) обычаи, обрядо­вые нормы поведения населения, бытовое пьянство, моло­дёжные группировки, СМИ. К этому добавляются психоло­гические особенности подросткового возраста. Субъектив­ные — алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркоти­ков на организм человека. Употребление токсических ве­ществ выступает как составная часть молодёжной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действитель­ности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприят­ные биологические факторы (предрасположенность к алко­голизму).

Задачами антиалкогольного воспитания являются:

—информирование о действии ПАВ;

—формирование трезвеннических установок у подрас­тающего поколения;

—формирование в сознании детей нетерпимого отно­шения к любым проявлениям алкоголизма и наркомании;

—формирование личностной стойкости в отношении употребления ПАВ;

—опора на нравственное начало в антиалкогольном и антинаркотическом воспитании;

—обучение здоровому образу жизни и создание ребён­ку условий для его реализации;

—включение профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков в содержании нравственного вос­питания как составной части;

—интеграция усилий школы, семьи и общественности, параллельное просвещение детей и родителей.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.