Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика предметного преподавания и технология.






Широко распространённое понятие методики предметного преподавания представляет отраслевую педагогическую мак­ротехнологию. Но известно, что методика преподавания ка­кой-либо дисциплины состоит из двух частей: частной и об­щей методики. Последняя имеет уже общедидактическое со­держание и может считаться метатехнологией. Иерархия «метатехнология — отраслевая макротехнология — модуль-но-локальная мезотехнология» перекрывает известную триа­ду «дидактика — общая методика — частная методика препо­давания». Поэтому эти понятия — методика преподавания и технология преподавания данной дисциплины — часто упо­требляются как синонимы: разница между ними заключается прежде всего в расстановке акцентов. В технологии более представлена целевая, процессуальная, количественная и расчётная компоненты, в методике — содержательная, каче­ственная и вариативная стороны.

Термин -«методика» имеет ещё большее количество значений, отличающихся по уровню и области применения.

Методика преподавания учебной дисциплины — это часть педагогической науки и практики, исследующая зако­номерности процесса передачи (изложения и усвоения) уча­щимся содержания дисциплины и разрабатывающая их при­менение на практике.

Методика преподавания учебной дисциплины содер­жит в себе модульные и локальные методики (методики пре­подавания модулей, разделов, тем; методики организации и проведения различных форм занятий и мероприятий, мето­дики формирования ЗУН, СУД, СЭН и др.).

В ещё более узком значении методика представляет со­бой микротехнологию: алгоритм, инструкцию, руководство по содержанию и последовательности действий для получе­ния какого-либо локального результата (методика отработки навыка, решения задач, написания сочинений, проведения опытов, методика психолого-педагогических тренингов и т.д.).


Всё это существующее разнообразие приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, на­оборот, те или иные технологии — в состав методик обучения.

Пример: методика расчёта погрешности входит в со-< таи технологии лабораторных работ, а технология лабора­торных работ является частью методики преподавания предмета.

В содержании книг серии «Энциклопедии» при харак-нрпстике отдельной технологии применяются заголовки 4 Особенности методики» или ^Методические особеннос­ти». Термин «методика» здесь имеет собирательное значе­ние как совокупность характерных особенностей применяе­мых в данной технологии методов и средств, локальных и микротехнологий, методик и методических приёмов.

Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве п»держательных и процессуальных компонентов образова-н и, пой системы: целей, содержания, методов, форм и i редств обучения. В процессе совершенствования и вариа­ции педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьиру-1и ни процессуальные аспекты обучения, а содержание изме­няется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом со-н ржание образования как сущностная часть образователь­ной технологии во многом определяет и её процессуальную ■." II., хотя кардинальные изменения методов и форм влекут И i /Iубокие преобразования целей и содержания. Таким обра- " > н, процессуальная и содержательная части образователь-•к щ технологии взаимосвязаны и адекватно отражают друг йруга.

Между ними есть ещё один опосредующий компо-< •«иг — важнейшее дидактическое средство — школьный учебник, играющий важнейшую роль в определении содер-Шишя образования, процессуальной части технологии и в г< мизации их единства. В последние годы в нашей стране • издано большое количество вариативных учебников, что в

.... гании с разнообразием выбора педагогических техноло-

i mi георетически делает возможным дальнейшее повышение


38







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.