Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние внешних факторов на мышление






В разгар своего творческого процесса Пуанкаре предпочитал оставаться во внутреннем одиночестве, наедине с ускользающей истиной. В эти минуты он должен был быть свободен от любых забот и обязательств. "... Только тогда его дух мог воспарить в такие выси, куда не забиралось воображение ни одного из смертных.... Разговоры и шум не мешали Пуанкаре работать, поскольку они не посягали на его внутреннюю жизнь.... Но засевшая в его мозгу мысль о том, что его ждут, не давала покоя, тревожила и отвлекала от того главного, на чем он должен был сосредоточиться"

Пешие прогулки были единственным видом физических упражнений, которыми Пуанкаре занимался охотно и систематически. Он мог пройти до 15 километров. Ходьба была неотъемлемым атрибутом активной работы его мозга. Известно выражение: " Ноги - колесо мысли".

Из этих двух заметок можно сделать вывод, что для творче­ской работы не мешает монотонный шум небольшой силы. Замечено; что человек, изолированный от обычного шума, начинает испытывать беспокойство и напрягать непроизвольно слух, чтобы его услышать. Не мешает, а, по-видимому, способствует мышлению однообразное движение (ходьба), когда человек на него не затрачивает много сил и оно не требует особого внимания и внутреннего напряжения. Мешают умственные усилия не забыть что-либо важного или сильные физические нагрузки. Из повседневной практики следует, что, вряд ли возможна творческая работа, когда вы испытываете прилив физических сил и жизнерадостности.

В научной работе не должно быть спешки и суеты, но недостаточно активная работа не только требует больше суммарного времени, но и малоэффективна, как считает академик А. Мигдал. Лучше садиться за выкладки, когда у вас есть достаточный запас времени для работы. Определенное время занимает процесс вхождения в работу. Недостаток времени приводит к нервному стрессу. Работу лучше заканчивать после достижения маленького успеха.

Бывает, что достаточно продолжительная работа не дает возможности найти свою ошибку или выбраться из-за привычных научных представлений. Известен факт, когда легковому, автомобилю сложно свернуть с колеи, проложенной большегрузными машинами. Аналогичная ситуация возникает и в психологии мышления. В этом случае нужно или ждать помощи со стороны или постараться " забыть" навязчивое решение. Для этого следует отвлечься с помощью достаточно сильных средств. Это может быть другая, совершенно из другой 'области интересная задача, занимательный детектив (боевик), сильная физическая нагрузка. Время отвлечения выбирается индивидуально.

Большое психологическое значение имеет уверенность в успехе выполнения научного исследования. Эта уверенность основана, с одной стороны, на принципиальной выполнимости работы. Исследователь должен быть уверен, что он работает не над созданием " вечного двигателя". С другой стороны, должна быть и вера в свои потенциальные возможности.

Важными психологическими стимулами выполнения исследования являются личный интерес к теме, работы и дух соперничества. Эти стимулы особенно важны для молодого исследователя.

Психологическим побуждением к научному творчеству явля­ется пусть и наименее близкий духу науки мотив - мотив само утверждения. " Есть люди, для которых стремление к самоутверждению представляет сильнейший стимул к творческой активности. Но в тех случаях, когда это стремление не обуздано безупречной добросовестностью; оно почти неизбежно превращается в погоню за эффективными результатами и при водит к невольной подтасовке фактов" - считает академик А. Мигдал.

Самым важным психологическим стимулом для настоящего ученого должно стать любопытство, желание узнать, как устроена природа. Каждое маленькое достижение, личное открытие должно стать радостью.

10.4. О возрастном цензе в науке и о „научном старении

Человек проявляет различную степень активности в разные периоды жизни. К 26-30 годам людям удается освоиться в своей профессии. Неудачи в этом периоде приводят к перемене места работы или специальности. К 40 годам человек уже приспособился к своей деятельности и может отдать ей много сил. Этот возраст совпадает и с творческой вершиной. От 40 до 50 - лучший возраст для руководителя, так как человек уже имеет большой профессиональный и социальный опыт. К 50-56 годам происходит стабилизация памяти. Позже происходит период ухудшения памяти, но этот процесс очень индивидуален. У людей умственного труда он происходит медленнее. Производительность труда профессиональных работников растет с возрастом до 55 лет. Речь идет о физически здоровых людях. Хотя психофизические показателя с возрастом ухудшаются, большой опыт и знания компенсируют этот недостаток. Творческие люди переживают пик творческой активности и после 70 лет.

Лауреаты Нобелевской премии (физики) совершили свои открытия до 30 лет, а 90% всех ученых - до 40. Главный вклад в науку сделали: химики к 40, 5 годам, медики - к 39 годам, технические специалисты – к 45, астрономы и ботаники - к 46, антропологи - к 47 годам.

Ученый-химик П. Вальден подробно исследовал 233 открытия. По его данным, 68% открытий принадлежит людям 48-49­летнего возраста. Те, кому удалось достичь высоких результатов до 30 лет, составил 14%. В области фундаментальных понятий материи и её состояния открытия распределяются между людьми следующим образом:

свыше 40 лет – 43%;

свыше 50 и 60 лет – 50%;

меньше 30 – 7%.

Как видно из приведенных фактов и цифр, корреляция между возрастом учёного и научными успехами имеется, но не следует её преувеличивать. Академик А. Мигдал видит причину " научной старости" не в возрасте исследователя, а в психологии. А. Мигдал. так описывает опасность наступления «научной старости». Очень заманчиво, " маститому" ученому передать всю техническую работу молодым помощникам (ученикам). Передаются вычисления, часть теоретических построений. Но как только ученый перестает работать своими руками, начинается процесс " старения". Теряется способность удивляться «малым» открытиям, появляются важность и чванство, желание всех " удивить". Возникает преувеличенное' ощущение своих советов, вера в их непогрешимость.

Понемногу научное сдержание работ такого учёного начинает уступать место рассуждениям общего характера, увеличевается описательная часть статей уменьшается число формул, возникает неудовлетворённость результатами свого труда.

А. Мигдал считает, что если действительно ученый теряет творческие способности, фантазию, то остается, достойный выход из этого положения - помогать своим ученикам. Так в спорте бывший чемпион становится тренером' и гордится успехами своих учеников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.