Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор научно-исследовательской темы






 

Выбор научно-исследовательской темы определяется следующими показателями:

- народнохозяйственная эффективность;

- соответствие профилю учреждения;

- обеспечение финансированием и внедрение результатов исследования.

Основными показателями народно-хозяйственной эффективности исследования выступают его актуальность, новизна и практическая значимость результатов, которые предполагается получить.

Путем критического анализа и сравнения будущих результатов с известными решениями проблемы (научной задачи) обосновывают актуальность и целесообразность работы для развития соответствующей области науки или производства. Можно выделить следующие градации актуальности:

- значимость для развития основных направлений области науки, техники или производства, плановые показатели которых предусмотрены директивными документами;

К- значимость для создания новых направлений областей науки, техники или производства;

- качественные изменения в области, например, создание новых типов продукции, принципиально новых методов их изготовления;

- решение комплекса вопросов: повышение качества изделий, резкий рост эффективности труда; экономия материалов; снижение себестоимости продукции; повышение рентабельности производства; улучшение условий труда;

- значимость для развития второстепенных направлений области;

- решение отдельных вопросов, например, рекомендации по улучшению параметров изделий.

Критерии оценки показателей приведены на рисунке 9.1

 

Рисунок 9.1 Обоснование темы исследования.

 

Формальным признаком актуальности темы исследования выступает связь работы с соответствующей целевой комплексной программой или программами по решению важнейших научно-технических проблем народного хозяйства страны или отдельных областей. При наличии такой связи указываются название конкретной программы или подпрограммы, ее шифр, государственный регистрационный номер.

При формулировании научной новизны результатов исследования необходимо показать отличие результатов работы, которые планируется получить, от известных прежде вариантов решения проблемы, а также описать степень новизны (будет усовершенствовано, получит дальнейшего развития и т.п.). Научные результаты теоретических исследований могут иметь форму концепции, гипотезы, классификации, закона, метода и т.д.

Результатами прикладных и эмпирических исследований становятся технологии, методики, алгоритмы, вещества, штаммы и т.д.

По месту полученных знаний в совокупности уже известных данных можно выделить три уровня новизны:

- преобразование известных данных, коренное их изменение;

- расширение, дополнение известных данных;

- уточнение, конкретизация известных данных, распространение известных результатов на новый класс объектов.

Уровень преобразования характеризуется принципиально новыми в соответствующей области знаниями, которые не дополняют известные положения, а представляют собой нечто самостоятельное.

На уровне дополнения новый результат расширяет известные теоретические или практические положения, вносит в них новые элементы, дополняет познания в определенной области без изменения их сути.

На уровне конкретизации новый результат уточняет известное, конкретизирует отдельные положения, которые касаются частных случаев. На этом уровне известный метод, способ могут быть развиты и распространены на новый класс объектов, систем, явлений.

Общепризнанного перечня признаков практической значимости результатов исследований не существует, но в качестве таковых могут выступать:

- вывод научно-технического совета Министерства (Госкомитета) Украины или соответствующего Главного управления о практической значимости и возможности использования результатов в масштабах области (несколько областей), что подразумевает решение о развитии прикладных работ в новом научном направлении;

- вывод Министерства образования и науки Украины об использовании результатов исследования в учебном процессе, об издании учебных пособий, учебно-методических указаний и разработок и т.п.;

- решение компетентного органа о завершенности исследований и дальнейшем практическом использовании его результатов;

- использование материалов исследований при создании государственных и отраслевых стандартов;

- возможность использования результатов исследований хотя бы на одном предприятии.

Соответствие профилю учреждения – важный критерий выбора темы исследования, который включает в себя:

- специализацию научного учреждения, которая дает возможность применять накопленный опыт использования научных работ по определенной тематике;

- наличие кадров по профилю работы, что сокращает срок разработки и снижает затраты на НИР;

- материально-техническую базу, которую следует учитывать при выборе темы исследования.

Обеспечение финансирования при выборе темы исследования учитывают с целью определения его источника (бюджетное, внебюджетные фонды, хозрасчетное и т.п.), величины средств, рентабельности разработки для научного учреждения, а также создания необходимых условий для внедрения результатов исследований.

Таким образом, при конкретизации проблемы и тем научных исследований на основе анализа разногласий исследуемого направления формулируется сама проблема, определяются общие черты ожидаемых результатов, разрабатывается структура проблемы, выделяются темы, вопросы, устанавливается их актуальность, определяются исполнители.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.