Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение к курсу «основы научных






ИССЛЕДОВАНИЙ»

1.1. Необходимость и важность изучения курса «Основы научных исследований»

 

При современных темпах развития науки и техники, большом потоке информации ВУЗ уже не в состоянии обеспечить выпускников знаниями на всю жизнь. В то же время период подготовки специалиста сохраняется прежним – пять-шесть лет. Следовательно, смысл высшего образования сводится не только к получению основных сведений из определенной отрасли знаний, но и выработке у специалиста навыков самообразования, вооружении методологией творческого подхода к анализу процессов и явлений независимо от того, где будет протекать его деятельность – в сфере науки или производства.

Образование является важным средством повышения эффективности экономики. «Инвестиции в человека», инструментом которых, наряду с другими, служит отрасль высшего образования, играют ведущую роль в обеспечении решения проблем современного общества – экономических научно-технических, социальных, нравственных. Это интеллектуальный капитал общества, «растворимый во многих отраслях». Можно сослаться на факты, имевшие место десятилетие назад (до распада Советского Союза). По данным экономистов, один рубль обычных капитальных вложений давал 38 копеек прибыли; один рубль, затраченный на науку давал 1 рубль 45 копеек прибыли, каждый рубль, вложенный в образование, давал прибыль в 4 рубля. Что касается экономики, то, по некоторым данным, вклад образования в валовый внутренний продукт достигает 30%.

В настоящее время в Украине наукой занимается около 150 тыс. человек, причем из них 30-40 тысяч являются научными руководителями (заведующие отделами, лабораториями и др.), а, например, математиков только 15 тысяч, но математиков учат 5 лет, а научных руководителей не учат. Специалист, приходящий в науку после окончания института еще не менее 3-х лет осваивает методологию научных исследований и только после этого он может внести какой-то вклад в науку, а, чтобы стать грамотным руководителем, проходит не менее 5 лет. За каждый год задержки отдачи в науку государство теряет 20 тысяч рублей (данные по бывшему СССР).

Это и определило необходимость введения в высших учебных заведениях курса «Основы научных исследований».

Следует сказать о важности изучения такой дисциплины, как «Основы научных исследований». Во первых, наука является частью общечеловеческой культуры и поэтому культурный человек должен знать, что такое наука, научные исследования и как они проводятся. Во-вторых, статистика показывает, что 5-10% выпускников высших учебных заведений становятся учеными, то есть научная деятельность для них является профессиональной работой. Наконец, многие будут сталкиваться с наукой, занимая посты государственных руководителей или став предпринимателями. В первом случае использование научного потенциала может ускорить научно-технический прогресс, во втором, увеличить личный доход.

1.2.Негативные явления недооценки значения науки в Украине

Уровень развития науки в той или иной стране определяется количеством публикаций. Принято, что доля числа публикаций в стране должна соответствовать доли численности населения. В Украине проживает 0, 8% от численности населения земного шара, а число публикаций составляет только 0, 5% от общего объема публикаций. Учитывая, что еще в бытность Советского Союза принимались усиленные меры по развитию физики, ядерных исследований, исследований в области металловедения, гидромеханики, оптики, в целом физика выглядит более м представительно – 2, 4% публикаций, материаловедение выглядит хорошо – около 2%, химия – неплохо. А что касается гуманитарных наук, и, в частности, экономических наук, там ситуация весьма неприглядная, всего 5-7 тысячных долей процента. То есть эти направления как научные не представлены в мире. Нет авторитетных трудов, нет авторитетных ученых, входящих на мировой уровень, в этом, пожалуй, причина наших неудач и отставания в экономике. Анализ, основанный только на обработке информации, позволяет достаточно просто выявить болевые точки в развитии науки в Украине.

В перестроенный период наблюдается снижение интереса общества к научным исследованиям, особенно, фундаментального характера, это привело к выезду крупных ученых в другие, более развитые страны, которые воспользовались сложившейся ситуацией на «научном рынке», наблюдается так называемая «утечка мозгов».

По имеющимся данным почти четверть американских исследователей составляют зарубежные специалисты, а по приоритетным направлениям их доля превышает 50%.

Иммиграция кадров высокой квалификации для промышленно-развитых стран экономически выгодна. Так считается, что стоимость подготовки специалиста с высшим образованием составляет 20 тыс. долларов, высококвалифицированного специалиста (в т.ч. научного работника) – 50 тыс. долларов. По некоторым данным подготовка доктора наук достигает 83 тыс. долларов.

Потенциальная ценность, т.е. доход, получаемый при использовании иностранного специалиста составляет: врача – 642 тыс. долларов, научного работника – 237 тыс. долларов, инженера – 272 тыс. долларов. Естественно, это средние показатели. Потенциальная ценность таких ученых как Гамов, Тимошенко (это эмигранты из России), Энштейн неимоверно высока. Считается, что экономическая выгода от использования эмигрантов в США за период 1961-1972 гг составили сумму в 108, 3 млрд. долларов.

Имя Энштейна всем известно, но мало кто знает о русских эмигрантах Григории Анатольевиче Гамове (1904-1968), Степане Прокопьевиче Тимошенко (1878-1972).

Гамов Г.А. работал в России в физико-техническом институте (Ленинград), в 1934 году эмигрировал в США, где в 1934-1956 г. был профессором университета им. Дж Вашингтона, а затем в университете штата Колорадо. Его научные работы посвящены квантовой механике, ядерной физике, астрофизике, биологии, космологии.

Тимошенко С.П., профессор политехнического и электротехнического институтов в России (1912-1917гг.), в 1919 принимал участие в организации Украинской АН, в 1919-1920 гг – директор института технической механики Украинской АН, в 1920 году эмигрировал в США, профессор Мичиганского университета, основал в США научную школу в области механики упругого тела.

Следующее прельщает наших ученых за рубежом:

- оснащенность научно-исследовательских лабораторий;

- информационное обеспечение исследователей;

- уровень исследований и разработок;

- возможность профессионального роста и продвижения карьеры;

- несомненно, для большинства играет роль жизненный уровень.

Ущерб стран-доноров вследствие эмиграции ученых выражается в следующем:

- в экономическом ущербе на подготовку кадров;

- в срыве научно-технических государственных программ;

- в препятствии для развития производства, использующие наукоемкие технологии;

- в снижении уровня подготовки специалистов и уровня образования и культуры.

 

1.3.Роль науки в совершенствовании экономики

 

На рубеже тысячелетий перед Украиной вновь встала задача выбора пути решения ее экономических и социальных проблем. Однако нынешняя ситуация имеет свои особенности. История последних полутора десятилетий подвела к необходимости определения места интеллектуального потенциала страны в достижении поставленных целей. Без преувеличения можно сказать, что то или иное решение этой проблемы приобретает стратегическое значение для разработки сценариев дальнейшего развития.

Реформы начались во второй половине 80-х годов. Ключевым словом тогда стало слово " перестройка". Были провозглашены ее цели: преодоление застойных явлений в экономике, ускорение научно-технического прогресса, повышение народного благосостояния, демократизация. Эти ориентации политики перестройки связывались с совершенствованием социализма. Но затем о науке забыли. Всех захлестнули волны социально политических проблем.

К власти пришли радикальные демократы. Социализм и вообще все советское прошлое во имя демократии вычеркнуто из истории. Но надежды на лучшее будущее связывались опять-таки с подъемом экономики. По мысли реформаторов этот подъем будет достигнут на путях либерализации цен, приватизации государственной собственности, что должно привести к появлению хозяев производства, заинтересованных в повышении его эффективности, и конкурентной рыночной среды, т.е. необходимых и достаточных условий для быстрого экономического роста. Наука среди приоритетов этой политики не упоминалась, что весьма болезненно отразилось на ее состоянии. Ключевыми словами этого периода стали " рынок", " либерализация", " приватизация".

Однако ни быстрого, ни медленного экономического подъема не получилось. Напротив, прямым следствием избранного курса реформ явились падение производства, мощная инфляция, обесценившая накопления основной массы населения. С другой стороны, у новых хозяев промышленных предприятий появилась возможность личного обогащения, чем они в первую очередь и занялись. Торговля и биржевые спекуляции привели к возникновению торгово-ростовщического капитала. Расцвел криминальный " бизнес". Огромная масса денег стала утекать в зарубежные банки. Ключевыми словами стали " инфляция", " кризис", " стабилизация". Надежда на лучшее будущее теперь уже связывалась с выходом страны из кризиса, а главным средством его преодоления опять-таки был признан экономический рост. Последний, таким образом, обрел как бы новую функцию: он должен не только привести к повышению уровня жизни, но и вывести страну из глубокого " системного" Кризиса, в который ее ввергли незадачливые реформаторы.

Кризис оказался очень длительным, глубоким и разрушительным, который был назван экономикой спада.

Начало экономического роста власть под разными предлогами все время откладывала «на завтра». Сперва этим предлогом была инфляция и надо было ее остановить, чтоб двинуть экономику вперед. Начались сложности с выплатой государственных долгов и иностранными кредитами. Сократился импорт, что, правда пошло во благо, ибо способствовало некоторому оживлению отечественного производства, которое импорт подавлял.

Столь длительный экономический спад был неизбежным. Избранный курс реформ привел к небывалому в мирное время снижению уровня отечественного производства, как промышленного, так и сельскохозяйственного. Создавалось впечатление, что власти старались не допустить его подъема.

Производство душили налоги, делая невыгодной легальную предпринимательскую деятельность и толкая к уклонению от них. Но в течении многих лет ситуация не менялась, проведение налоговой реформы всячески тормозилось.

Важнейшим фактором экономического роста является привлечение иностранных инвестиций. Призывов представителей власти к инвесторам разных стран было немало. Но внутри очень медленно и со скрипом шло формирование корпуса законов, делающих не выгодным для иностранцев (конечно, не в ущерб собственным интересам) вложение капитала в украинскую экономику. Отпугивала нестабильность - экономическая и политическая, слабая защита прав собственника, коррупция.

Ничего не сделано для возвращения ушедших за рубеж капиталов, в которых так нуждается отечественная экономика. Накопленные внешние долги и необходимость ежегодных выплат по ним бьют по бюджету государства.

В таком виде Украина подошла к рубежу третьего тысячелетия. Особенность современного этапа в том, что перед ней практически и, как говорится, во весь рост встала проблема выработки стратегии, обеспечивающей экономический рост, выход страны из кризиса, решение социальных проблем и в конечном счете -выход на постиндустриальный уровень развития.

Очевидно, что решение всех этих фундаментальных проблем потребует больших капиталовложений. Откуда брать средства? После войны восстановление разоренной Западной Германии финансово обеспечил план Маршалла. Китаю сильно помогают своими вложениями хуяцяо - его зарубежная диаспора. Для Украины вопрос о соотношении внешних и внутренних источников финансирования очень важен. Но то, как он будет решаться, и в эпоху глобализации зависит от многих обстоятельств, в том числе от избранной ею стратегии развития. Вместе с тем при любом раскладе преимущественное значение, учитывая масштабы страны, будет иметь рациональное использование ее внутренних резервов.

Богатство любой страны - ее сырьевые ресурсы и ее интеллектуальный потенциал. На это достояние страна может и должна опираться при решении своих проблем. Но обладание этими видами богатства открывает и реальную возможность выработки двух принципиально различных стратегий дальнейшего развития, одна из которых основывается на преимущественном использовании сырьевых ресурсов, другая связывает перспективы страны с реализацией ее интеллектуального потенциала.

Яркий пример – развитие экономики Японии. Не имея природных ресурсов занимает одно из первых мест по развитию экономики только за счет развития интеллектуального потенциала.

Но в Украине сырьевая база ограничена. Очевидно, что для Украины оптимальным должен явиться инновационный путь развития. Он опирается на вложения в человека, на его знания, его творческие силы. Термины " инновация", " интеллектуальный потенциал" не случайно ныне у всех на слуху. Они в каком-то отношении являются ключевым, знаковым, фиксируя возможности, открывшие перед обществом возможность выхода из сложившейся ситуации.

Инновационный путь развития требует огромных инвестиций. Где Украина возьмет нужные финансовые средства при ее нищем бюджете, обремененности долгами, утечке капиталов и очень ограниченных иностранных капиталовложениях? Возможен ли вообще в современных условиях этот путь или это очередная красивая утопия? Научно обоснованный ответ – необходимо развивать интеллектуальный потенциал страны. Есть все основания считать, что положение не столь безнадежно и что деньги найдутся, если будет избран именно этот путь. Тогда возможный сценарий развития будет на 90% зависеть от политики - экономической, научно-технической, инновационной и т.д.

Из всей совокупности возникающих здесь проблем возьмем только отношение к интеллектуальному потенциалу страны. Два слова о самом этом понятии, точной дефиниции пока нет, хотя интуитивно люди понимают, о чем идет речь. Тема эта важна, инновационный процесс, создание и применение высоких технологий есть реализация имеющегося интеллектуального потенциала. Смысл его как раз в соединении, синтезе интеллектуальных компонентов человеческой деятельности, придающих ей творческий инновационный характер, позволяющих выходить за рамки автоматизированных действий, наработанных алгоритмов деятельности. Интеллектуальный потенциал общества - это его инновационные способности, применение которых позволяет решать возникающие проблемы, вносить в исторический процесс новое. Интеллектуальная творческая деятельность людей служит источником инноваций во всех сферах общественной жизни.

Основой интеллектуального потенциала общества являются наука и уровень общего образования всего населения. Но при характеристике интеллектуального потенциала инновационного процесса в сфере производства следует, кроме того, выделить значимость профессионального образования специалистов, а также научно - технической (новое знание, технологические разработки) и инженерно - конструкторской деятельности, обеспечивающей технологический прогресс. Развитие наукоемких отраслей напрямую зависит от использования человеческого интеллекта, т.е. от труда ученых, инженеров, конструкторов, техников, высококвалифицированных рабочих в сфере науки, технологии, производства. Уровень интеллектуального потенциала определяет саму возможность движения той или иной страны по инновационному пути.

Таким образом, интеллектуальный потенциал как бы интегрирует научно - технический, образовательный, технологический, производственный потенциалы в единое целое. Подобный синтез является одним из необходимых условий инновационного развития производства и всего общества. Поэтому поддержание должного уровня интеллектуального потенциала, его усиление являются одной из задач инновационной стратегии государства. По его соотношению к состоянию интеллектуального потенциала страны можно судить, насколько реальная политика соответствует этой стратегии.

Известная аксиома: " Нормальная экономика не может существовать, если страна относится с безразличием к интеллектуальным ценностям. Благополучие людей определяет не величина территории, не запасы невосполнимых ресурсов, а интеллект". Это аксиома. Похоже она не известна управленцам. Пожалуй, дело не в том, что эта аксиома неизвестна. У нас в центре внимания властей многие годы были проблемы, весьма далеки от использования ее научно - технического потенциала. Отношение к нему избыточна, и спокойно смотрели на то, как она эту " избыточность" устраняет не находя применения своим силам, специалисты либо переходили в другие сферы деятельности внутри страны, либо выезжали за рубеж. Этому способствовала до смешного мизерная оплата научного труда, которая по мнению некоторых авторов, " в сущности близка к нулю".

В Украине раньше было Министерство высшего и среднего образования. Сейчас оно стало Министерство образования и науки. Это и определило появление такого курса в высших учебных заведениях курса " Основы научных исследований". В России пошли по другому пути, там Министерство науки и технологий объединили с Министерством экономики. Это более правильное решение, оно будет способствовать развитию экономических наук.

Украина, стремиться перейти на инновационный путь развития своей экономики. У нас об этом, в частности, официально объявил в своем ежегодном послании народу Президент Украины. Понятно, что для научного обеспечения такого перехода нужны для начала специалисты по инновациям, а это, как известно, область науковедения.

В аспирантуре нашей страны доля аспирантов по экономическим наукам уже превышает 12%, они составляют более 2 тыс. человек. Но тех, кто действительно в экономической науке занимается инновационными процессами, лишь единицы. Численность занятых в НИОКР, по статистике в Украине около 120 тыс. человек. Реально в полном объеме выполняют свои исследовательские функции лишь 15-25% из числящихся научных работников.

То, что в Украине сегодня зафиксировано статистикой наибольшее количество за всю историю академиков и докторов наук, отнюдь не означает, что у нас действительно научная сфера насыщена высококвалифицированными специалистами. Серьезное ослабление критериев научности при присуждении академических званий раскрыло двери в академическую святыню и людям, не имеющим прямого отношения к науке как к своей профессиональной деятельности и поэтому не располагающие, как того требует академическое звание, знаниями мирового уровня. Кроме того, сегодня более половины украинских докторов и кандидатов наук не участвуют непосредственно в исследовательском процессе. Практически свернут нормальный научно - исследовательский процесс не только в отраслевых институтах, но и в большинстве высших учебных заведений.

Украине и другим странам, выполняющим в последние годы роль благотворительного интеллектуального фонда, необходимо серьезно подумать над тем, каким образом, если не привлекать зарубежных специалистов, то хотя бы возвратить часть из наших соотечественников, вынужденных ранее покинуть нашу страну в поисках лучших условий для своего творческого труда. Сейчас такие программы имеют многие государства, которые всерьез пытаются стать на современный инновационный путь развития. Стереотипное представление о том, что основной смысл переходной экономики заключается в сломе плановой системы и замене ее рынком. Действительно, рынок - это очень важная компонента экономических трансформаций. Однако при этом он остается лишь средством организации экономической жизни, а не источником экономического роста. В конце 20 столетия роль такого источника перешла к знаниям. Поэтому проблему переходной экономики на современном этапе следует рассматривать прежде всего в контексте изменения источника экономического роста: от ресурса и простого труда к научным знаниям, новым технологиям, информации. Структура нашей экономики и структура внешнего товарооборота четко указывают на то, что снижается значение в экономическом процессе инновационных факторов и возрастает значение ресурсных. Но при этом хорошо известно, что такая экономика в условиях нарастающей глобализации и рыночных отношений не является конкурентоспособной и не в состоянии обеспечить существенный переход к перераспределительной экономики.

Суть и последствия перераспределительной экономики хорошо известны. Здесь только надо подчеркнуть одно актуальное для Украины и других стран, осуществляющих реформирование своей экономики, фундаментальное правило - общество, которое строит свою жизнь на основе перераспределительной экономике, игнорирует интеллектуальный, человеческий фактор или недостаточно опирается на него, является регрессивным по своей природе.

Как уже давно заметили специалисты по проблеме развития цивилизаций, такой тип экономики возникал на разных этапах развития человечества. В тех государствах, где формировалась такая экономика, она всегда нещадно приводила к истощению духовных сил народа и тем самым серьезно тормозила процесс нормального воспроизводства нации. Мы должны учесть уроки истории и с помощью нашей науки - науковедения - помочь своей стране избежать горькой участи. Науковедение, безусловно, не должно и не может претендовать на то, чтобы указывать представителям других наук, а также организаторам науки и государственным деятелям, что им делать в рамках свих наук и обязанностей. Главная задача науковедения видится в углубленном исследовании современной роли и возможностей ученого, научных коллективов, науки в познании законов общественного развития и природы, их использования для обеспечения рационального взаимодействия человека, народов и человечества в целом с природой.

Для подъема экономики страны нужны специалисты по инновационным процессам, это определяет необходимость повышения интеллектуального потенциала общества. Стране нужны ученые, научные сотрудники. В связи с этим и введен курс " Основы научных исследований".

 

1.4.Направление совершенствования научных знаний

 

Основным направлением повышения роли науки в повышении эконо-мического развития страны является совершенствование высшего образования.

Система высшего образования не позволяет выпускникам наших высших учебных заведений занимать соответствующие должности на предприятиях и учреждениях зарубежных стран. Дело в том, что наши дипломы о высшем образовании не признаются за рубежом.

В бывшем СССР, да и у нас в стране, чтобы после окончания института стать квалифицированным научным работником, надо еще три года проучиться в аспирантуре, затем защитить кандидатскую диссертацию, на что уходит еще 2-3 года, потом защитить докторскую диссертацию, на что уходит еще почти 10 лет, и только после этого специалист становится ученым, ему доверяют лаборатории, сотрудников, он может ставить и решать научные проблемы.

За рубежом, студент, обучающийся в высшей школе, по ее окончанию пишет научную работу, которая соответствует нашей кандидатской диссертации. И еще есть одно отличие, если у нас кандидатская диссертация посвящена какому-то узкому вопросу той отрасли, в которой работает соискатель, то за рубежом, обучающийся в высшей школе получает навыки подготовки выпускной работы (соответствующей нашей диссертации), например – по экономике для различных отраслей производства. Почти все страны Западной Европы ведут обучение в высшей школе по так называемому Болонскому соглашению.


1.5.Развитие высшего образования в контексте Болонского соглашения

 

Болонское соглашение было принято на Первой встрече европейских министров, которые курируют высшее образование (г.Болонья, Италия 18-19 июня 1999 года). На этой встрече было принято решение о формировании общеевропейской системы высшего образования, названной «Зоной европейского высшего образования», при которой во всех высших учебных заведениях Европы обучение проводится по единой методике и взаимное признание дипломов всех стран Европы.

На болонской встрече были определены шесть основных принципов построения обучения:

1. Введение двухступенчатого обучения. Первый – овладение необходимых знаний для практической работы, срок обучение не менее 3-х лет, и не более 4-х лет. Вторая ступень обучения через 1-2 года для получения магистра или доктора наук при продолжительности обучения 7-8 лет.

1. Введение единой программы обучения во всех учебных заведениях стран Европы.

2. Единая система контроля знаний, для чего должны быть разработаны стандарты (европейской) системы знаний. Акредитация учебных заведений должна проводится международными (европейскими комиссиями).

3. Расширение мобильности обучения студентов и преподавательского состава, т.е. возможность как обучения студентов, так и стажировка преподавателей в высших учебных заведениях других стран, для этого необходима разработка и принятие различными странами соответствующего законодательства..

4. Обеспечение трудоустройства выпускников не только в стране проживания, но и в других странах, для чего необходимо определить общеевропейскую потребность в специалистах и вести подготовку студентов в объемах, необходимых для стран Европы. С этой целью должны выдаваться приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО с указанием предметов и часов на их обучение.

5. Привлечение студентов для обучения в Европе со всех стран мира.

Болонскую декларацию подписали в 1999 году 29 стран Европы, в 2001 году еще 4 страны, в 2003 еще 7 стран, в том числе и Россия.

Европейское сообщество рекомендует во время учебы студентов проводить обмен их между странами, это будет способствовать изучению студентами других стран, их культуры языка, что в конечном итоге будет способствовать росту научных и профессиональных навыков.

В связи с этим необходимо было разработать Европейскую систему пересчета учебных кредитов (кредитом в учебном процессе называется программа обучения по отдельным предметам с указанием количества часов) Европейская система пересчета имеет обозначение ECTS.

ECTS обеспечивает:

1. Кредит ECTS есть числовой эквивалент оценки разделов курса для установления нагрузки студентов;

2. Кредит ECTS дает информационный текст, в котором собрана информация для студентов и преподавателей про учебный процесс, про факультеты, организацию и структуру обучения и разделов курса.

3. Перечень оценок по предметам, которые показывают студенты в учебном процессе. Этот перечень должен быть одинаков для всех стран сообщества.

4. Учебный контракт с программами, которые будут изучаться и кредиты ECTS, которые будут присваиваться при успешном окончании учебного заведения, и, которые будут котироваться как в стране обучения так и за рубежом.

На год должно быть предусмотрено 60 кредитов ECTS (по 30 на 2 семестра).

Коллегия Министерства образования и науки 24 мая 2003 года приняла решение о введении кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях Ш и IV уровней аккредитации.

Приказом Министра образования и науки от 23 января 2004 года определена программа проведения педагогического эксперимента по кредитно-модульной системе организации учебного процесса. Этим приказом определено 59 учебных заведений Украины, в которых будет проводиться эксперимент. Среди этих учебных заведений имеются Донецкий национальный университет, Донбасская государственная академия строительства и архитектуры, Донецкая государственная академия управления.

Первым шагом к переходу к обучению в соответствии с Болонским соглашением Министерство образования и науки Украины ввело трехступенчатую систему высшего образования в Украине:

специалист;

бакалавр;

магистр.

Специалист по окончанию высшего учебного заведения сдает государственный экзамен и получает диплом о высшем образовании, что дает ему право занятия руководящей должности на предприятиях и в учреждениях.

Бакалавр при окончании высшего учебного заведения подготавливает дипломную работу – это квалификационная начальная научно-исследовательская работ, которая позволяет оценить уровень теоретических и практических знаний выпускника и готовность его к профессиональной деятельности как специалиста.

Магистр по окончании высшего учебного заведения подготавливает научно-исследовательскую работу, которая позволяет оценить научную квалификацию выпускника, позволяет решить отдельные проблемы какого-либо предприятия, учреждения и, в которой заинтересованы эти предприятия и учреждения и результаты работы могут быть внедрены.

Таким образом, заканчивая высшую школу, бакалавры и магистры должны иметь навыки постановки и выполнения научно-исследовательской работы.

Решение экономических, а также технических программ требует подготовки соответствующих кадров высшей квалификации, которые бы владели методологией научных исследований, проблемами мировой и отечественной экономики, новых производственных и информационных технологий, вопросами мирового и внутреннего рынка, финансового менеджмента и банковского дела, маркетинга и др. Задачами курса является обучение студентов методологии научных исследований экономики, которые включают: основы науковедения, методику научных исследований конкретной проблемы, организацию интеллектуального труда, выбор направления исследований и их эффективность, постановку экспериментов, обобщение результатов научных исследований как в курсовых, дипломных и магистровских работах, а также в научных отчетах. С этой целью в программы высших учебных заведений включена научно-исследовательская работа студентов, выполнение которой будет произведено только при глубоком изучении курса «Основы научных исследований».

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое интеллектуальный капитал?

2. На чем основывается необходимость изучения курса «Основы научных исследований»?

3. Укажите причины «утечки» научных кадров за рубеж.

4. Расскажите о причинах непризнания наших дипломов за рубежом.

5. Расскажите о перестройке высшего образования в контексте Болонского соглашения.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.