Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Шедевры Русской мозаики






Самое определенное в понятии «шедевр» то, что применяется оно, как правило, лишь к произведениям искусства, но не науки и техники. В остальном же оно достаточно ускользающее.

Начиналось все с того, что в средние века шедевром называлось образцовое ремесленное изделие, которое согласно цеховым обычаям, должен был изготовить подмастерье, чтобы доказать свой профессионализм и способность стать мастером. После чего он имел право открывать собственную мастерскую.

Словари определяют современное понимание «Шедевра» как: «произведение искусства высочайшего уровня», «уникальное, неповторимое, непревзойденное», «исключительное по своим достоинствам». То есть шедевром считается только так называемые первые произведения. Повторения и имитации, даже качественные «шедеврами» не считаются. Однако все перечисленные тобой определения толком ничего не определяют, лишь отсылают к понятиям иным, при которых опять же встают вопросы: а что такое произведение высочайшего уровня? Уникальное, неповторимое, непревзойденное, исключительное по своим достоинствам? Что это такое? Где критерии? И кто судьи? Быть может шедевр о, что невозможно скопировать, подделать?

Но и это определение надо отбросить. Если присмотреться к истории искусства, то, оказывается, скопировать можно все. И речь здесь даже не о технике. Влезть в чужую шкуру и тончайше настроится на чужой конкретный лад, взбить, вздрожжевать в себе эмоции, ощущения не просто чужой, но даже чуждой души, чуждого сердца, чуждого характера, заполнив этими выстроенными, искусственно созданными эмоциями оболочку того или иного человеческого состояния, и настолько при этом удается им уподобиться автору оригинала, о остается только взять соответствующий инструмент. Так что, придется отбросить «невозможность копирования» как один из критериев шедевра. Тем более, авторские копии, вопреки словарным определениям, к шедеврам очень даже причисляются.

Так все же, что в первую очередь являет из себя понятие «шедевр»?

Ответить на этот вопрос – почти то же самое, что ответить на вопрос «что такое искусство»? Действительно шедевр – непревзойденное, высочайшее произведение, но произведение чего? Что это за такая штука, что это за такая гибкая и всеобъемлющая область человеческой деятельности – искусство? Да, это вопрос вопросов. Мы уже об этом говорили. Но не такой уж он безответный?

Повторимся еще раз: что такое Искусство с большой буквы, толком не знает никто. Для того чтобы убедится в этом, достаточно сравнить определения из нескольких разных словарей. Вы найдете там о художественно-образной природе, открытости системы, одной из форм общественного сознания и специфической форме духовно-практического освоения мира человеком и тому подобное многозначное и неконкретное.

Отсюда можно сделать вывод, что никто ничего в искусстве толком, до конца не смыслит, не знает и знать не может, поскольку в нем, по большому счету, только чувствовать можно. Знать и понимать – это значит уметь во всех аспектах соотносить предмет искусства со временем, обстоятельствами его создания, его местом в ряду других художественных произведений. Но без чувствования это лишь голая схема. И потому нам по душе определение «Искусство – один из универсальных способов конкретно-чувственного выражения невербализуемого духовного опыта…». Вот это-то слово здесь нам нравится: «невербализуемого». Прежде всего, в нас закладывают всегда знания. Прежде всего, кормят наш ум. А начинать бы надо с сердца. То есть, только чувствованием постигается искусство. Ни знанием истории и мифологии. Только не сначала, а потом.

Шедевр должен обладать неисчерпаемым кумулятивным эффектом: действовать. Как пуля, потрясающая, взрывающая твое нутро. Шедевр не может, не должен оставлять равнодушным: он должен вызывать либо любовь, либо неприязнь. Потому что искусство – это любовь. Настоящей любви слова не нужны. Что касается шедевров, то все же, это понятие куда более определенное, нежели искусство в целом, потому что это – пики. И если считать по ним, по вершинам, которые в принципе определяют любое понятие, то, в том случае, шедевр – это и есть настоящее искусство, все остальное, - лишь подходы к нему.

Шедевр (от франц. – главное произведение) – в западноевропейском Средневековье – образцовое изделие, которое, согласно уставу ремесленного цеха, должен самостоятельно выполнить подмастерье, чтобы получить звание мастера. «Шедевры» вначале создавали сами мастера, стараясь задать своим ученикам задачу с «секретами». Такие образцовые изделия именовались как «главная работа» или «мастерская работа». Этот обычай стал обязательным правилом в ХУ веке, но потомственные мастера освобождались от такого экзамена. Позднее значение этого слова приобрело новый оттенок, шедевр – непревзойденное, неповторимое, уникальное произведение искусства, художественная ценность которого намного превышает его материальную стоимость. Произведение, принесшее славу его создателю.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.