Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие зоопсихологии в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ)

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

факультет естественных и гуманитарных наук

кафедра психологии

Развитие зоопсихологии в России

Выполнила:

студентка группы Пз-101

Логунова Е.В

Проверила:

Доцент Овчарова Е.В.

 

 

Волжский 2012

Содержание

 

Введение________________________________________________3

Зоопсихология и Карл Рулье_______________________________4

Природа инстинкта в работах В.А.Вагнера___________________4

Вклад в науку Н.Н.Ладыгиной-Котс________________________6

Изучение физиологии нервной системы И.М.Сеченовым______7

Работы В.М. Бехтерева__________________________________8

Работы И.П.Павлова и Л.Г. Воронина_____________________ 8

Исследования Л.А.Фирсова______________________________9

Вклад в науку К.Э. Фабри_______________________________10

Заключение___________________________________________12

Список литературы____________________________________13

 

 

Введение

На протяжении всей своей эволюционной жизни человек был всегда связан с животными. Они помогали людям избежать различных природных катаклизм, предупреждая об опасности звуками или своим поведением.

Животное в жизни человека играет не последнюю роль. Проводились исследования того, что некоторые способны излечивать от различных заболеваний, а другие, наоборот, способны лишь вызывать болезни.

Изучение животных проходило с давних времён и каждый исследователь высказывал свою точку зрения на тот или иной факт их жизнедеятельности.

Работы проводились как за рубежом, так и в России. В своём реферате я освещу вклад различых учёных в развитие зоопсихологии в нашей стране.

 

 

Зоопсихология и Карл Рулье

Изучением зоопсихологии занимались многие учёные. Так в XIX веке профессор Московского университета Карл Рулье решительно утверждал, что помимо разных значимых наук нужно изучать и инстинкты животных. Первичной причиной возникновения психических способностей, по его мнению, является взаимодействие животного с внешней средой, а возникновение инстинкта – это результат взаимодействия наследственности, изменчивости и постепенного усложнения организма в эволюционном развитии. Карлом Рулье было проведено много экспериментов, в ходе которых он делал упор на выявление роли и взаимодействия факторов среды и физиологических процессов.

 

Природа инстинкта в работах В.А. Вагнера

В.А. Вагнер внёс большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов. Он занимался систематическим изучением поведения разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический характер. Например, изучая, как строят гнёзда птицы разных видов, он пришёл к выводу, что степень сходства поведения отражает их таксономическая близость. Также им были проведены исследования и с пауками, в частности плетение ими паутины. Эти исследования принесли В.А. Вагнеру большую известность.

В своей докторской диссертации “Биологический метод в зоопсихологии” Вагнер сделал первую сводку его работ по психологии животных. Он подчёркивал огромное значение зоопсихологии в поиске путей эволюции психических способностей в животном мире, - эволюции, которая ведёт к понимаю генезиса собственного “Я”. Также в своей работе он отвергал изучение психики человека как пути к пониманию психики животных.

Вагнер считал, что при изучении поведения нужно использовать специальные методологические подходы, в том числе филогенетический и онтогенетический.

Филогенетический подход заключается в сравнении особенностей инстинктов данного вида с особенностями поведения его ближайших родственников. Такое сравнение даёт нам представление о последовательной эволюции инстинктов у разных групп животных.

Онтогенетический подход заключается в изучении инстинктов особи в процессе её индивидуального развития.

Вагнер говорит, что использование этих подходов является одним из возможных путей для понимания эволюционного инстинктивного поведения.

Большое внимание учёный уделял и проблеме индивидуально-приобретённого поведения. Он утверждал, что разумные способности есть только у животных, имеющих кору головного мозга, но уже в то время было известно много экспериментов, при которых научению поддавались и беспозвоночные. Это относится к анатомо-физиологическому критерию разграничения врождённого и приобретённого поведения. Также существует и онтогенетический критерий, согласно которому развития инстинктов не происходит. По Вагнеру, инстинкты имеют последовательные возрастные стадии, которые сменяют друг друга, а разумные способности развиваются постепенно.

Ещё одним критерием является биопсихологический критерий, согласно которому у животного есть возможность выбирать, какое действие совершить, и разумные действия отождествляются с таким выбором.

В.А.Вагнер строил свои выводы на основе наблюдений. Он отрицал наличие у животных зачатков ума, и считал, что способность к научению не является особой формой поведения. Его работы оказали существенное влияние на развитие отечественной науки о поведении.

Вклад в науку Н.Н.Ладыгиной-Котс

Основным увлечением и предметом изучения Ладыгиной-Котс было изучение поведения животных. В 1913 году она со своим супругом приобрела молодого шимпанзе, который был тщательно изучен с точки зрения его эмоциональных проявлений и познавательных способностей.

Последующая деятельность Ладыгиной-Котс была связана с анализом поведения самых разных животных при помощи самых разных методов исследования. Так, в 1917 году она занималась исследованием познавательных способностей макака-резуса методом “проблемных клеток”, в 1919 году были проведены опыты с 10 видами попугаев, направленные на выявление способности птиц к различению цветов. Основные выводы этих работ были опубликованы в “Отчёте зоопсихологической лаборатории” при Дарвинском музее.

В 1920-1923 года внимание Ладыгиной-Котс перешло на анализ проблем инстинкта при использовании наблюдения за различными животными зоопарка, принадлежавшего её мужу. Она занималась тщательным изучением развития в онтогенезе ряда видов птиц, также было проведено много опытов с волками и собаками.

Когда у супругов Котс родился сын, то начали проводиться непрерывные наблюдения за его психическим развитием до 7-ми летнего возраста. Тщательно проанализировав движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребёнка, Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика человека качественно отличается от психики обезьян. Она, отмечая некоторые сходства поведения ребёнка и обезьяны на ранних стадиях онтогенеза, указывает на критические точки, когда развитие ребёнка начинает протекать на другом уровне.

Такие сравнительные наблюдения вызывали интерес и у других учёных, которые решались проделывать такие же эксперименты. Например, в 1952 году Кэти и Кейт Хейс взяли к себе маленькую шимпанзе Вики. И такие примеры многочисленны.

Эти работы оказались очень плодотворными с точки зрения сравнительной психологии, сравнительной антропологии и дали много информации для лучшего понимания процесса антропогенеза.

В процессе работы с обезьянами, Ладыгиной-Котс была разработана методика “Выбор по образцу”, при помощи которой она изучила зрительное восприятие шимпанзе и установила, что они различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов. Также было показано, что шимпанзе различают геометрические плоскостные и объёмные фигуры. Данная методика получила большую популярность у исследователей поведения и рассудочной деятельности животных.

Стоит заметить, что центральное место в трудах Ладыгиной-Котс занимала проблема элементарного мышления животных как предпосылки человеческого мышления. Особое внимание уделялось особенностям восприятия, манипуляционной и орудийной деятельности приматов.

Научное наследие данного учёного продолжает оказывать большое влияние на современных исследователей эволюционных предпосылок мышления человека как в России, так и за рубежом.

 

Изучение физиологии нервной системы И.М. Сеченовым

И.М. Сеченовым проводились исследования физиологии нервных процессов. Одной из его главных заслуг является открытие процесса торможения, которое существует в нервной системе наряду с возбуждением. В своей книге “Рефлексы головного мозга” Сеченов показал, что в основе мышления лежит рефлекторная деятельность мозга, и что психическая деятельность подлежит экспериментальному изучению. В своих работах он чётко акцентирует внимание на физиологических основах мышления. По его мнению, для разработки физиологических основ мышления следует изучить проявление простейших психических актов у животных, а не у человека.

 

Работы В.М. Бехтерева

Крупнейшим вкладом в науку являлись труды В.М. Бехтерева по анатомии мозга и невропаталогии. Он ввёл понятие сочетательного рефлекса, как приобретённого свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он считал чисто рефлекторным. Бехтерев считал, что источником знания о поведении и работе мозга человека и животного являются объективное наблюдение и эксперимент, а не субъективный анализ поведения. К числу его особых заслуг перед зоопсихологией следует отнести написание им книги “Психика и Жизнь”, сыгравшей огромную роль в начинаниях Н.Н. Ладыгиной-Котс.

 

Работы И.П.Павлова и Л.Г. Воронина

Самые большие достижения в науке о поведении животных в России были получены в области изучения физиологии высшей нервной деятельности. И.П. Павлов был ученым исключительно широкого профиля. Его занимали многие проблемы, связанные с поведением животных. Это было и «учение о высшей нервной деятельности», и формирование поведения в онтогенезе, и сложные формы поведения антропоидов, и проблемы генетики поведения. Большим достижением И.П. Павлова было создание колоссальной научной школы, включавшей в себя многих крупнейших ученых последующих лет. К сожалению, негативные процессы в науке, возникшие в силу особенностей внутриполитической обстановки в СССР, в большой степени тормозили тогда развитие науки о поведении животных. Но к 60-ым годам всё возобновилось.

Из многочисленных учеников Павлова я бы хотела упомянуть Л.Г. Воронина, работы которого были посвящены исследованию условнорефлекторной деятельности животных разных таксономических групп, имеющих разный уровень развития мозга. Также Воронин внёс большой вклад в развитие отечественной приматологии. В 50-ые года XX столетия он организовал экспедицию в Африку за обезьянами. Животные были предназначены для созданного при его участии питомника в Сухуми, который долгие годы был центром разнообразных медицинских и физиологических исследований.

На основе результатов собственных исследований Воронин обобщил представления об особенностях формирования условных рефлексов разной сложности у животных, стоящих на разных ступенях развития нервной системы. Эти данные оказались очень полезными и успешно используются нынешними физиологами высшей нервной деятельности.

 

Исследования Л.А.Фирсова

Многоплановые исследования Л.А. Фирсова показали, что шимпанзе обладают высочайшим уровнем развития поведения и психики. Также он пришёл к заключению о том, что психика антропоидов характеризуется таким уровнем способности к формированию довербальных понятий, который можно рассматривать как промежуточный между первой и второй сигнальными системами.

Всесторонние лабораторные исследования с помощью традиционных методов Фирсов сочетал с наблюдениями и экспериментами в условиях, приближённых к естественным. С этой целью группу шимпанзе в летний период выпускали на небольшой остров, расположенный на одном из озёр в Псковской области. Не вмешиваясь в жизнь животных, исследователи наблюдали, как воспитанные в неволе обезьяны осваивают природу, строят гнёзда, играют, избегают опасности, как складываются между ними отношения. Большое внимание уделялось анализу орудийной деятельности обезьян, для чего были созданы специальные экспериментальные установки. Для того, чтобы достать из них пищевую приманку, животным необходимо было воспользоваться каким-либо орудием, например палкой, которую нужно было подыскать или выломать. В процессе опытов использовалась профессиональная киносъёмка, которая легла в основу документальных фильмов.

Вклад в науку К.Э. Фабри

К.Э. Фабри способствовал сохранению и развитию зоопсихологии и сравнительной психологии как самостоятельной науки в России.

Учёный являлся профессором МГУ и за всё время преподавания там, им было опубликовано множество исследовательских работ. Многие студенты защищали свои дипломные работы под его руководством.

Развитие зоопсихологии с 30ых до 60ых годов официально заморозилось. Наука была признана лженаукой как, например, генетика. Но были учёные, которые как бы подпольно занимались исследованиями. К ним относился и К.Э.Фабри. Его научным наставником была Н.Н. Ладыгина-Котс, у которой он учился тому, как нужно проводить эксперименты, вести наблюдения за животными.

Во время работы в университете его работы касались темы различных аспектов онтогенеза поведения и психики животных, эволюции психики, психической деятельности приматов. В 1977 году К.Э.Фабри за написание учебника “Основы зоопсихологии” была присуждена степень доктора психологических наук.

Также благодаря этому прекрасному учёному труды К.Лоренца и Н.Тинбергена стали широко доступны в нашей стране.

В 1977 году при поддержке А.Н.Леонтьева К.Э.Фабри удалось на факультете психологии В МГУ организовать группу зоопсихологов, которая в дальнейшем была преобразована в лабораторию зоопсихологии, существующую и сейчас. Прикладные темы, разрабатываемые в настоящее время в лаборатории зоопсихологии, посвящены психологическим аспектам взаимоотношений горожанина с домашними животными, а также исследованию становления отношений «ребенок–животное».

 

Заключение

Исследования в области зоопсихологии имеют огромное значение. И на каждом этапе развития науки учёные пытались наиболее полно изучать механизмы инстинкта и поведения в целом, проводя исследования на различных животных.

Тот багаж знаний, который нам доступен в области зоопсихологии в настоящее время, даёт ответы на различные вопросы, связанные с психической деятельностью животных. Но я уверена, что многое ещё не изучено и в последующем будет сделано множество открытий в рамках данной науки как в нашей стране, так и за рубежом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как действовать при разных типах нападения. | Каша рисовая




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.