Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность лидерства в современном управлении.






 

Лидерство и руководство – два основополагающих понятия, с которыми связано эффективное управление организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей (по Б. Калофу и С. Седербергу).

Лидерство — комплексное понятие, которое включает в себя не­сколько составляющих:

— ассоциация с человеческими качествами,

— процессом, в котором «ведут ведомых»,

— результатом деятельности человека.

Другие авторы — М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури — опре­деляют лидера следующим образом: «Лидер — человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и из­менения деятельности других членов группы по достижению груп­повых целей. С точки зрения этих авторов, «лидер организации — человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство».

Сравнивая понятия лидерства и руководства, другой автор Б.Д. Парыгин, отметил как общие, так и различающие черты ли­деров и руководителей. Что касается различий между ними, то прежде всего следует отметить, что:

1. Руководитель назначается официально. Лидер выдвигается неофициально.

2. Руководителю даны права и полномочия законом. Лидер не является обладателем прав и полномочий.

3. Руководитель выполняет несколько социальных ролей. Дея­тельность лидера ограничивается рамками внутригрупповых отношений.

4. Руководитель несет перед законом ответственность за дея­тельность группы и ее результаты. Лидер не несет перед законом ответственности за работу группы и за все, что в ней происходит.

Следует в этой связи отметить, что между лидером и руководите­лем имеются общие аспекты в их деятельности. Прежде всего, это — полная подчиненность принятым в организации целям; постоянное общение с людьми, объединенных в группы; воздействие на членов группы для достижения поставленных общих целей; положительное мотивирование персонала, направленное на достижение успеха в де­ятельности группы и каждого отдельного работника, а также реали­зация социального влияния на рабочие группы.

В отличие от руководства лидерство имеет психологическую при­роду и занимает особое место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Оно является средством организации и управления этими отношениями. Как отметил наш отечественный социальный психолог Р.Л. Кричевский, «... лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, обеспечивающим ему ведущее влияние в группе в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы. Лидерство есть проявление психологического влияния, неформальной власти».

По Р.Л. Кричевскому, лидерство относится к персонифицирован­ным формам социального влияния и контроля и объединения всех механизмов и способов социально-психологического воздействия с целью достижения наилучшего эффекта в групповой деятельности и общении.

В зависимости от выполняемой деятельности лидеры выполняют различные роли, например, такие, как роль интегратора идей и лиде­ра-мотиватора. Выполнение этих ролей связано с упорядочиванием групповой деятельности, а также подчинением решению стоящих перед группой задач.

Для управления важны и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся от­ношений внутри группы, оказывая постоянное влияние на людей, которые по отношению к нему выступают как «ведомые». Неофициальный лидер во многом помогает руководителю, успешно дополняя его работу. Лидерское влияние затрагивает изменения работников в поведенческой сфере, касается усиления или, наоборот, ниве­лировки личностных черт, мотивационной сферы и т. д. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения к членам группы, как совет и просьба, и гораздо реже — наставлениями.

Наиболее желательным сочетанием в практике управления яв­ляется соединение в одном лице лидера и руководителя. В работе отдельных организаций часто слова «руководитель» и «лидер» употребляются как синонимы, что нередко является волне оправданным. Неформальное лидер­ство — это только часть рассмотрения проблемы лидерства.

В основе деятельности лидеров лежат два источника:

а) власть, которой пользуется лидер в связи с выполнением конкретных ролей;

б) личное влияние и власть (по М. Вудкоку и Д. Фрэнсису).

 

Функция лидерства частично относится и к функциям положе­ния, и к функциям личности. Причем к факторам влияния относятся весьма разнородные понятия, такие, например, как ожидания, характер выполняемой работы, законодательство и т. д.

Кац и Кан выделили пять факторов, обусловливающих потреб­ность организации в лидерстве:

1. Незавершенность организационной структуры. Лидеры по­могают восполнить недостающие элементы и интерпрети­ровать набор правил, планов, процедур или графиков ра­боты внутри отдельных подразделений и организации в целом.

2. Необходимость связывать подсистемы (подразделения) орга­низации. Лидеры — это звенья, связывающие организацион­ные подсистемы.

3. Организация как открытая система постоянно взаимодейству­ет с быстро меняющимися условиями среды. Лидеры получа­ют ресурсы из внешней среды и делают ее более восприимчи­вой к потребностям организации.

4. Внутренняя динамика организации. Организации изменяют­ся и развиваются. Лидеры прилагают больше усилий к тому, чтобы эти изменения не повредили организации, ее членам, и способствуют позитивным изменениям.

5. Членский состав организации. Люди приходят, уходят и ме­няются. Лидерство обеспечивает преемственность и помога­ет людям приспособиться к изменениям.

Чем больше эта потребность организации в лидерстве, тем веро­ятнее, что найдется человек, который будет признан в качестве ли­дера или который возьмет на себя эту роль.

 

Е.М. Зайцева выделяет следующие виды лидерства:

- организационное

- профессионально-деловое

- интеллектуальное

- эмоциональное

- волевое

 

 

ТИПОЛОГИИ ЛИДЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ

Известные английские уче­ные М. Вудкок и Д. Фрэнсис провели определенную грань между ролями лидера и руководителя, отметив, что «функция лидерства не обязательно постоянно закреплена за одним человеком... Вполне возможна смена лидерства по мере того, как на авансцену выходят люди, чьи сильные стороны требуются в данный момент. Этот здоро­вый процесс может и не осуществляться из-за руководителя, не же­лающего делиться информацией и контролем.

Социальные роли руководителя

Как основной носитель социально ответственного поведения руководитель выполняет различные социальные роли в целях под­держания равновесия в отношениях с членами группы. Среди этих ролей выделяются следующие:

а) «эксперт»;

б) «катализатор»;

в) «дирижер»;

г) «образец участника группы».

Как «эксперт» руководитель устанавливает смыслы меняющихся процессов в группе. Как «катализатор» руководитель способствует развитию отношений между членами группы, что называется, «дер­жа зеркало перед группой». Как «дирижер» группового поведения он направляет и варьирует действия подчиненных, с тем чтобы избежать лишней напряженности внутри группы. В роли «образца участника» руководитель демонстрирует социально ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широкий спектр умений, навыков управления и возможность самореализации лич­ности.

 

Психоаналитическая типология лидеров:

1. Соверен (патриарх) – лидер в образе строгого, но любимого отца. Он способен вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его любят и почитают.

2. Вожак. В нем видят концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту, как правило, силу. Личность вожака-носитель этих стандартов. Ему стараются подражать, особенно в плане внешнего поведения.

3. Тиран. Внушает чувство повиновения, страха. Он авторитарен, его бояться.

4. Организатор. Он-сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Он объединяет людей, его уважают.

5. Соблазнитель. Он лидер, играет на слабостях других членов группы. Он выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты. Его обожают, не замечают недостатков.

6. Герой. Он жертвует собой ради других. Проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него как на стандарт справедливости. Он способен увлекать за собой.

7. «Дурной пример» - эмоциональный лидер. За ним следуют, при этом не всегда двигаясь к положительной цели.

8. Кумир. Он влечет, притягивает к себе, заражает других положительными эмоциями, его любят, боготворят и идеализируют.

9. Изгой

10. Козел отпущения – это роли антилидеров. Они являются объектами агрессивных тенденций, группа всегда объединяется против них, но когда они исчезают группа распадается.

 

Б. Д. Парыгин предложил классифици­ровать типы лидеров с учетом трех оснований: содержание, стиль, характер деятельности лидера. В соответствии с этим выделяются три ступени дифференциации лидерства.

1. По содержанию деятельности:

• лидер-вдохновитель, ярко демонстрирующий программу (мо­дель) поведения;

• лидер, исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

• «универсальный лидер» — лидер, совмещающий вдохновите­ля и организатора.

2. По стилю руководства:

• авторитарный;

• демократический;

• совмещающий в себе элементы обоих стилей.

3. По характеру деятельности:

• универсальный, постоянно проявляющий свои качества ли­дера;

• ситуативный лидер, проявляющий качества лидера лишь в определенной, специфической ситуации.

Р. Л. Кричевский выделил типы лидерских ролей в зависимости от доминирующей в процессе взаимодействия функции:

• деловой лидер;

• инструментальный лидер;

• коммуникативный;

• эмоциональный лидер.

В соответствии с функциональными ролями можно выделить также следующие типы лидеров:

• организатор (деловой);

• инициатор;

• генератор идей (креативный);

• лидер эмоционального притяжения («звезда»);

• мастер (знающий и умеющий).

 

Таким образом, лидерство в группе складывается их следующих компонентов:

  1. Эмоциональный (эмоциональный лидер)
  2. Деловой (целевой лидер)
  3. Информационный (мозг группы)

Лучший руководитель-лидер, который сочетает в себе все три компонента.

 

 

 

 

Опишите данную модель лидерства.

 

ЗАДАНИЕ

Дайте определение команде

 

 

Разработайте схему типологии команд

 

 

Опишите ролевую структуру команды по М. Белбину

 

Опишите основные технологии создания команды






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.