Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способ почленного логарифмирования.⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
Пример 4. Решим уравнение: Решение. Перепишем это уравнение в следующем виде: или Теперь почленно прологарифмируем это уравнение по основанию 2: . Применяем свойства логарифмов:
Решаем это уравнение способом введения новой переменной. Получаем: 1) log2 х = 3, х1 = 8; 2) log2 х = -1, х2 = . Выполняем проверку:
1) 2) Ответ: 8; .
5. В практике встречаются логарифмические уравнения, содержащие логарифмы с разными основаниями. В таких случаях применяется формула перехода к новому основанию: Пример 5. Решим уравнение: Решение. ОДЗ: Используем формулу перехода к новому основанию: тогда данное уравнение имеет вид: или Тогда: откуда получаем, что х = 2. Ответ: 2.
6. Показательно-логарифмические уравнения. Чаще всего такие уравнения решаются способом логарифмирования обеих частей уравнения и приведением к логарифмическим уравнениям. Пример 6. Решим уравнение: Решение. Перепишем это уравнение в виде: Воспользуемся основным логарифмическим тождеством , имеем: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 3: Тогда откуда: и или х1 = и х2 = 9. Проверка: Ответ:
При решении систем логарифмических уравнений в основном применяются те же способы, что и при решении систем алгебраических уравнений (способы подстановки, алгебраического сложения, введения новых переменных и др.)
Пример 6. Решим систему уравнений: Решение. Для первого уравнения применяем свойства показательной функции, а второе уравнение потенцируем: Введем новые переменные: получим систему рациональных уравнений: Решаем систему методом подстановки, получаем: а = 5 и b= 6. Тогда: или х = 25 и у = 36. Проверка: Вывод: пара чисел (25; 36) действительно является решением системы.
Ответ: (25; 36).
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Тема: ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Определение. Неравенство, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим неравенством. Всякое значение переменной, при котором данное логарифмическое неравенство обращается в верное числовое неравенство, называется решением логарифмического неравенства. Решить логарифмическое неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет. Решение логарифмических неравенств в основном сводится к решению неравенств вида или Для решения таких неравенств, учитывая область определения логарифмической функции и ее свойства, применяют следующие утверждения: 1) при а > 1 неравенство равносильно системе неравенств: (1) 2) при 0< а < 1 1 неравенство равносильно системе неравенств: (2) УПРАЖНЕНИЯ С РЕШЕНИЯМИ
Пример 1. Решим неравенство Решение. Преобразуем правую часть неравенства: Здесь а = , поэтому используем систему неравенств вида (2): или Решением последней системы будет промежуток Ответ:
Пример 2. Решим неравенство Решение. Используем свойства логарифмов: В полученном неравенстве а = 10 > 1, поэтому используем систему неравенств вида (1): отсюда: Изображая решение каждого неравенства системы по отдельности накоординатной прямой, находим общую часть – промежуток Ответ:
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТЕСТ № 1
ТЕСТ № 2
ТЕСТ № 3*
ОТВЕТЫ: Тема: ЛОГАРИФМ ЧИСЛА.
|