Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. второй ступени высшего образования (магистратура)






ПРАКТИКА

 

Учебная программа

второй ступени высшего образования (магистратура)

для специальностей,

формирующих знания, умения и навыки научно-педагогической
и научно-исследовательской работы

2012 г.


СОСТАВИТЕЛИ:

И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики;

Е.Н. Артемёнок, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики.

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Пионова Р.С. доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики высшей школы УО «Минский государственный лингвистический университет»,

 

Козинец Л.А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики БГПУ.

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой педагогики

 
 
протокол №11 от 21.06.2012 г. (дата, номер протокола) Заведующий кафедрой __________ И.И. Цыркун (подпись) (И.О. Фамилия)

 

 


научно-методической комиссией кафедры педагогики БГПУ

 
 
протокол №11 от 21.06.2012 г. (дата, номер протокола)   Председатель ______________ Е.Н. Артеменок (подпись) (И.О. Фамилия)

 


Ответственный за редакцию: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики БГПУ..

 

Ответственный за выпуск: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики БГПУ..

 

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует..

 

Методист учебно-методического
управления БГПУ

_________________ С.В. Пантелей.

 


Пояснительная записка

«Практика» ориентирована на формирование у магистрантов практических умений и навыков эффективной педагогической деятельности в учреждениях образования разного типа.

Научные знания о педагогической практике рассматриваются в дисциплинах «Педагогика высшей школы», «Методика и техника научного исследования», которые читаются магистрантам всех специальностей.

Для магистрантов педагогической направленности читаются также дисциплины по выбору, где обсуждаются проблемы преобразования педагогической деятельности – «Педагогическая инноватика», «Педагогическая диагностика», «Психология образования» и др. Во время педагогической практики магистрантов особое внимание уделяется рефлексии, поиску ответов на следующие вопросы: «Какие модели научного познания отражены в учебном процессе?», «Каковы источники научного обоснования педагогического процесса?», «В чем сущность активных методов и форм обучения?», «Как организовать рациональную самостоятельную работу студентов?» и др.

Образовательная программа высшего образования второй ступени предусматривает организацию практики по специальности в учреждениях высшего образования. Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение научно-педагогической, учебно-методической и организационно-управленческой деятельностью путем самостоятельного проведения учебных занятий, участия в разработке учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса и применения современных образовательных технологий.

Цель практики – формирование знаний, умений и навыков опыта практической педагогической деятельности в учреждениях высшего образования.

Практика решает ряд задач:

– ознакомление магистрантов с системой учебно-воспитательной работы учреждения образования, которое является базой педагогической практики;

– изучение и анализ опыт работы педагогов в учреждении образования;

– формирование методологических знаний и исследовательских умений, обеспечивающих решение задач научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической и учебно-методической деятельности;

– развитие способностей к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической и учебно-методической деятельности;

– формирование опыта проведения учебных занятий традиционного и инновационного типа.

Практика включает три компонента: пропедевтика, проведение занятий в логике классической педагогической модели и проведение занятий в логике инновационной педагогической модели. Выбор темы занятия обусловлен специальностью базового образования и (или) специальностью, связанной с темой магистерской работы.

В ходе «Практики» магистрантам предлагаются специально-организованные виды педагогической деятельности, в результате чего необходимо выполнить следующие задания:

1. Посещение лекционного занятия у преподавателей, участие в обсуждении;

2. Посещение практического занятия у преподавателей, участие в обсуждении;

3. Проведение лекционного занятия в логике классической модели;

4. Проведение теоретического занятия в логике инновационной модели;

5. Проведение семинарского, практического или лабораторного занятия. в логике классической модели;

6. Проведение семинарского, практического или лабораторного занятия в логике инновационной модели.

«Практика» обеспечивает практическую подготовку магистрантов по специальностям, формирующим знания, умения и навыки научно-педагоги- ческой и научно-исследовательской работы.

Общее количество часов, отводимое на педагогическую практику – 108. Для магистрантов заочной формы получения высшего образования практика может быть сокращена по усмотрению выпускающей кафедры. Продолжительность практики составляет 2 недели.

Методическую помощь, непосредственное руководство и контроль за работой магистрантов осуществляет научный руководитель. Магистранты обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учреждения образования. В конце практики научный руководитель (администрация учреждения образования) проводит консультацию с практикантами, анализирует их работу, подводит итоги педагогической практики, составляет отзыв на каждого магистранта, оценивает его работу.

В соответствии с требованиями образовательных стандартов второй ступени высшего образования по специальностям, формирующим знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы, магистрант должен знать:

– методы и методики изучения массового и передового, новаторского и исследовательского педагогического опыта;

– методы и методики диагностики учебных и воспитательных результатов посредством использования современных технологий;

– методы и технологии педагогического анализа и планирования образовательных процессов различного уровня;

– особенности учебно-программной документации, учебно-методических материалов, образовательных технологий и образовательной среды;

– требования к проектированию и организации семинарского, практического и лабораторного занятия в логике классической модели;

– требования к проектированию и организации семинарского, практического и лабораторного занятия в логике инновационной модели.

Магистрант должен уметь:

– осуществлять педагогическое исследование;

– анализировать и представлять результаты педагогического исследования с учетом мировоззренческого, философского, исторического, психологического аспектов; разрабатывать рекомендации по использованию научных исследований;

– осуществлять процедуры: педагогического анализа образовательных процессов, планирования образовательных процессов различного уровня, мониторинг образовательного процесса,

– оценивать образовательные программы, проекты, технологии на их соответствие возрастным, учебным возможностям обучающихся и современным достижениям педагогической науки и практики;

– организовать педагогический процесс в учреждениях образования различного типа;

– проводить лекции, семинарские, практические или лабораторные занятия в логике классической модели;

– проводить лекции, семинарские, практические или лабораторные занятия в логике инновационной модели.

По результатам педагогической практики каждый магистрант оформляет отчет и прилагает планы-конспекты проведенных занятий. Итоговая конференция проводится на кафедре совместно для всех практикантов.

При положительных результатах практики магистранту выставляется зачет.


Содержание практики

На установочной конференции:

Определяются цель, задачи и содержание педагогической практики.

Итоговая документация по практике.

Критерии оценки работы магистрантов-практикантов.

Техника безопасности в ходе практики.

В период прохождения практики магистрант-практикант посещает лекционные и практические занятия у преподавателей на базе педагогической практики.

За период практики магистранту необходимо провести два лекционных занятия (4 часа) и пять практических (10 часов). За проводимые занятия магистранту выставляются отметки.

Выбор темы занятия обусловлен специальностью базового образования и (или) специальностью, связанной с темой магистерской работы.

 

п/п Наименование вида деятельности Количество часов
1. Посещение лекционного занятия у преподавателей, участие в обсуждении 6-10
2. Посещение практического занятия у преподавателей, участие в обсуждении 6-10
3. Проведение лекционного занятия в логике классической модели  
4. Проведение лекционного занятия в логике инновационной модели  
5. Проведение семинарского, практического и лабораторного занятия в логике классической модели  
6. Проведение семинарского, практического и лабораторного занятия в логике инновационной модели  

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.