Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип 24 5 страница






По взаимному согласию могут быть добавлены другие области.

IV. Военно-политические вопросы

Россия и НАТО подтверждают свое общее намерение добиваться укрепления стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе.

Государства-члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений, планов или причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необходимости делать это в будущем. Это включает тот факт, что НАТО приняла решение о том, что не имеет намерений, планов или причин создавать места хранения ядерного оружия на территориях этих стран ни путем строительства новых объектов хранения ядерного оружия, ни путем приспособления старых объектов хранения ядерного оружия. Под местами хранения ядерного оружия понимаются специально предназначенные для размещения ядерного оружия объекты, включающие все виды защищенных наземных и подземных сооружений (хранилищ и устройств), предназначенных для хранения ядерного оружия…...

Россия и НАТО считают, что важной целью адаптации Договора об ОВСЕ должно стать существенное снижение общего количества ограничиваемых Договором вооружений и техники, разрешенных в районе применения Договора, совместимого с законными потребностями в области обороны для каждого государства-участника. Россия и НАТО поощряют все государства-участники Договора об ОВСЕ рассмотреть вопрос о сокращении их уровней для наличия по Договору как часть общих усилий по достижению пониженных уровней для техники, соответствующих изменениям в области безопасности в Европе…...

Россия и государства-члены НАТО исходят из того, что адаптация Договора об ОВСЕ должна содействовать обеспечению равной безопасности всех государств-участников вне зависимости от их членства в каком-либо военно-политическом союзе, сохранять и укреплять стабильность, а также продолжать предотвращать какие-либо дестабилизирующие наращивания сил в различных регионах Европы и в Европе в целом. Адаптированный Договор об ОВСЕ должен также далее повышать транспарентность в военной сфере путем расширения обменов информацией и контроля и позволять возможное присоединение новых государств-участников…...

Россия и НАТО уточнили свои намерения в отношении построений их обычных вооруженных сил в новых условиях европейской безопасности и готовы консультироваться по вопросам развития этих построений в рамках Совместного Постоянного Совета.

НАТО подтверждает, что в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил. Соответственно он будет полагаться на адекватную инфраструктуру, соизмеримую с вышеупомянутыми задачами. В этом контексте, при возникновении необходимости, усиление может происходить в случае защиты против угрозы агрессии и действий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и руководящими принципами ОБСЕ, равно как для учений в соответствии с адаптированным Договором об ОВСЕ, положениями Венского документа 1994 г. и взаимосогласованными мерами транспарентности. Россия будет проявлять соответствующую сдержанность в развертывании своих обычных вооруженных сил в Европе...…

Россия и государства-члены НАТО используют и совершенствуют существующие режимы контроля над вооружениями и укрепления доверия для создания таких отношений в сфере безопасности, которые основаны на мирном сотрудничестве.

Россия и НАТО в целях развития сотрудничества между военными структурами будут расширять политико-военные консультации и сотрудничество в рамках Совместного Постоянного Совета посредством активного диалога между главными военными инстанциями России и НАТО и ее государств-членов. Они осуществляют программу существенно расширенных военных мероприятий и практическое сотрудничество между Россией и НАТО на всех уровнях. В рамках полномочий Совместного Постоянного Совета этот активный диалог между военными строится на принципе, что ни одна из сторон не рассматривает другую как угрозу и не стремится нанести ущерб безопасности другой стороны. Активный диалог между военными включает регулярные взаимные брифинги по военным доктринам России и НАТО, стратегии и связанному с этим составу сил и предусматривает широкие возможности для проведения совместных учений и тренировок.

Для поддержки этого активного диалога и военных компонентов Совместного Постоянного Совета Россия и НАТО учредят военные миссии связи на различных уровнях на основе взаимности и последующих совместных договоренностей.

Для упрочения партнерства и обеспечения того, что оно будет основываться в максимально возможной степени на практической деятельности и прямом сотрудничестве, соответствующие военные инстанции России и НАТО изучают пути дальнейшего развития концепции проведения совместных миротворческих операций России и НАТО. Эта инициатива должна принимать во внимание позитивный опыт взаимодействия в Боснии и Герцеговине, и уроки, извлеченные из этого, будут применяться при создании многонациональных оперативных сил.

Настоящий Акт применяется с даты его подписания.

Россия и НАТО примут надлежащие меры в соответствии со своими процедурами в целях обеспечения его выполнения.

Настоящий Акт составлен в двух подлинных экземплярах, каждый на русском, французском и английском языках.

Правительство Российской Федерации и Генеральный секретарь НАТО передадут Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и Генеральному секретарю Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе текст настоящего Акта с просьбой распространить его среди всех членов этих организаций»[46].

 

 

?


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы цели сотрудничества РФ и НАТО?

2. Выпишите основные принципы взаимоотношений России и альянса. Есть ли в них что-либо новое по сравнению с хельсинским Заключительным актом?

3. Создание каких органов сотрудничества предусматривает документ?

4. В чем будут заключаться функции СПС?

5. Выделите наиболее важные сферы консультаций и сотрудничества.

6. Какие обязательства взяли на себя страны НАТО:

– в отношении размещения ядерного оружия на территории новых членов альянса;

– дополнительного размещения постоянных боевых сил;

– адаптации Договора ОВСЕ к новым условиям?

7. Что дает России этот документ?

n

ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОСНОВАХ
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
«СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»

«Политическая партия «Союз правых сил» (далее – Партия), констатируя отсутствие единой и взвешенной государственной внешней политики, эффективно отстаивающей национальные интересы России;

отмечая опасные тенденции к конфронтации с сообществом развитых демократических стран, к изоляционизму и заигрыванию с одиозными режимами;

выражая озабоченность в связи с произвольными трактовками национальных интересов России, ее роли и места в мировом сообществе;

разделяя со всеми демократическими политическими и общественными силами России ответственность за будущее нашей страны как мировой державы;

внося свой вклад в формирование внешней политики, отвечающей долгосрочным интересам России в целом и каждого ее гражданина в отдельности,

предлагает данные Основы внешнеполитической концепции.

1. Глобальный контракт

Вместо устаревшего принципа «баланса сил», который на деле оборачивается международной конфронтацией, мы выдвигаем идею «глобального контракта» – то есть согласованного мирового развития и интегрированной безопасности. Россия должна инициировать создание новой всеобъемлющей системы гарантий мира, демократии и стабильности.

2. Главный внешний вызов для России

Главным внешним вызовом является опасность оказаться на обочине процесса глобализации, выпасть из сообщества стран-лидеров, к которым Россия пока еще принадлежит.

Существуют и иные, весьма актуальные внешние вызовы, такие, как международный терроризм, этнорелигиозная консолидация по обе стороны российской границы и т.д. Сама возможность адекватного ответа на эти вызовы целиком и полностью зависит от того, сумеет ли Россия получить прочные позиции в сообществе развитых демократических государств – лидеров мирового развития.

3. Национальная задача России

Главная национальная задача России – выполнить свою историческую миссию в борьбе за политическую и экономическую свободу, права человека, терпимость и верховенство закона против тоталитаризма, бесправия и насилия. История распорядилась так, что именно в России проходит фронт этой борьбы и от ее исхода в решающей степени зависит судьба мировой цивилизации.

4. Национальный интерес России

У государства не может быть никаких интересов, кроме интересов его граждан. Интересы отдельных ведомств и корпораций, как правило, противоречат национальным интересам страны.

Национальный интерес России – это процветание ее граждан, гарантированное сильным демократическим государством, которое защищает права и свободы человека, охраняет суверенитет страны и обеспечивает ее интеграцию в международные экономические и политические структуры, а также в системы международной безопасности.

5. Носитель национального интереса России

Никакие ведомства и корпорации не являются носителями национального интереса. Государственные институты, уполномоченные Конституцией осуществлять внешнюю политику, являются не более чем инструментами реализации национального интереса.

Носителем национального интереса России, способным сформулировать и осуществить долгосрочные национальные задачи в интересах всех граждан страны, является класс активных и самостоятельных людей, приверженных демократическим ценностям, включенных в свободную рыночную экономику. В ходе демократического развития этот класс будет расширяться.

6. Моральные основы внешней политики России

В основе внешней политики России лежат следующие моральные принципы: ответственность, достоинство, доверие, сотрудничество, взаимность, права человека, верховенство закона.

Нарушения прав человека или пренебрежение демократической процедурой в какой-либо стране существенно затрудняют установление полноценных партнерских отношений с данной страной.

7. Исторические основы внешней политики России

Россия принадлежит к великой и единой европейской цивилизации. Россия должна активно развивать политические и экономические связи с Западом как с приоритетным стратегическим партнером. Идеология «особого пути» России – это попытка навязать нашей стране роль международного аутсайдера.

8. Прагматические основы внешней политики России

Мы понимаем, что во имя осуществления национальных интересов России необходимо сотрудничать не только с демократическими странами, но и с режимами, не разделяющими ценности демократии и свободы. Но такое сотрудничество не может носить стратегического характера.

Ничем не могут быть оправданы внешнеполитические действия, которые приводят к росту террора и насилия в странах-партнерах.

9. Историческая ответственность России

Россия обязана распространять идеалы политической и экономической свободы, верховенство закона и права человека в странах Содружества Независимых Государств.

Особую ответственность Россия должна нести за права и свободы тех граждан бывшего СССР, которые живут в постсоветских государствах и идентифицируют себя с Россией вне зависимости от своей национальности и гражданства.

Российская внешняя политика должна предусматривать эффективные механизмы репатриации и иммиграции.

10. Глобальная миссия России

Глобальная миссия России – замкнуть Северное кольцо (Европа – Россия – Япония – Северная Америка). Тем самым Россия призвана внести решающий вклад в создание единого пространства развитых демократических стран, разделяющих ответственность за мировое развитие и мировую безопасность.

Перечисленные тезисы представляют собой основу внешнеполитической концепции «Союза правых сил», отражающей политические приоритеты партии в области международной политики»[47].

 

n

РОССИЯ – ЦИВИЛИЗАЦИЯ СЕВЕРА

«Куда разворачивать Россию?

Россия – это цивилизация Севера…...

Итак, назовем «севером» регионы России, природно-климати­ческие условия которых намного суровее средних условий Центральной Европы и проживание в которых требует принятия определенных цивилизационных стереотипов, нетипичных, а то и просто бесполезных для западной цивилизации.

И, кстати, не надо приводить примеры Канады или Норвегии. Более 90% населения и промышленного потенциала Канады сосредоточены в полосе южнее широты Мелитополя, а Норвегию «отапливает» Гольфстрим, причем ее население живет в основном на юге. А для Швеции и Финляндии их северные территории являются не меньшей экзотикой, чем для жителя Москвы Новая Земля.

Стереотипы «северной цивилизации» должны быть осознаны не как некие пережитки или элементы «недоразвитости», а как совершенно необходимые для жизнеобеспечения в данных регионах...…

Отличие «северной» цивилизации от остальных цивилизаций заключается в иных приоритетах в процессе жизнеобеспечения. И это отличие приоритетов жизнеобеспечения не отменяется в процессе прогрессивного развития…...

С другой стороны, российские северные территории – стратегическая ресурсная база страны в XXI в. Ее значение будет кардинально возрастать в контексте растущей глобальной конкуренции за доступ к невозобновляемым природным ресурсам…...

И важнейшей проблемой российского Севера остается проблема демографическая, проблема сохранения и упрочнения семьи как ключевого социального института…...

Таким образом, северный, если так можно выразиться, «вариант» модели российской цивилизации отнюдь не всегда был периферийным. И не только, наверное, политическими, а тем более личными причинами были обусловлены планы Ивана Грозного перенести столицу российского государства в Вологду.

Сейчас много спорят о том, «куда разворачивать» Россию – на Запад или Восток.

Всем сторонникам «разворота» в сторону чужих ворот неплохо помнить поговорку: «Людоеда людоед приглашает на обед. На обед попасть не худо, но отнюдь не в виде блюда». Россию приглашают именно в виде блюда.

Чтобы не стать блюдом, России действительно стоит развернуться. Но не на Запад или Восток, а на Север.

Север действительно должен стать привлекательным. Но он не должен быть неким искусственно привлекательным местом жизни. Он должен стать привлекательным, прежде всего, для тех, кто искренне желает построения новой цивилизации и жизни в ее условиях. При этом Север может быть самодостаточным на новом витке прогрессивного развития, а не только как «фольклорный заповедник». Можно утверждать, что вполне возможно жить и работать на Севере. При этом жить достойно, а работать продуктивно...»…[48]

n

АРКТИЧЕСКИЙ ВЕКТОР РОССИИ

«Северные и арктические регионы, занимающие 2/3 территории России с населением 9 миллионов человек, дают 70% валютных поступлений в казну страны. В постиндустриальную эру геостратегичес­кая роль Российского Севера, где сосредоточено 90% природных богатств страны и по которому пролегает кратчайший путь из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), еще больше возрастет…...

…...Из арены противостояния двух сверхдержав в годы «холодной войны» Арктика стала регионом сотрудничества семи приарктических государств, связанных общим Северным морским путем. Арктический шельф хранит большую часть разведанных мировых энергоресурсов. Можно сказать, что тот, кто обладает Арктикой, будет геополитически обладать и всем Северным полушарием, а значит, и миром. Арктический щит страны стал теперь мостом между Западом и Востоком, его геополитический потенциал усилился «восточными воротами», через которые открывается вход на перспективные рынки стран АТР. И в этом плане Север и Восток России должны сыграть свою историческую и геополитическую миссию – обеспечить возрождение экономической мощи России, восстановить ее как действительно великую державу, объединяющую европейскую, северную и азиатскую цивилизацию…...

После распада СССР возросло значение Севера и как морских ворот страны, которые стали для России единственными для выхода на мировые рынки европейского и азиатского и азиатского регионов, возросло значение Севморпути как кратчайшей российской морской транснациональной трассы, связывающей Европу с Азией. Из Англии в Японию он, например, в два раза короче и в 1, 6 раза дешевле любого другого морского пути, в том числе через Суэцкий канал.

В сферу национальных интересов в России входят и зоны активного прибрежного рыболовства, и нефтегазоносные месторождения арктического шельфа, открытые в 80-е годы. Арктическая территория, несущая колонна национальной безопасности страны, но границы ее до сих пор не определены. Никто не может сказать, где проходит наша северная граница в Арктике, по границе 12-мильной зоны либо дальше к северу. Еще в 20-е годы СССР установил в Арктике секторальные владения, т. е. от наших территорий – Кольского полуострова, Чукотки – провели линии к Северному полюсу, которые и были объявлены границами государства. И сколько Запад ни пытался сбить нас с этих позиций, Арктика оставалась Советской вплоть до Северного полюса. После распада СССР статус этой территории с огромными месторождениями нефти и газа перестал быть российским и стал неизвестно чьим. Нерешенность этой проблемы ведет к интернационализации Севморпути, овладеть которым уже пытаются некоторые державы, в том числе Норвегия, Финляндия и Япония...…

Демократизация общественной и государственной жизни требует и новых форм управления северными территориями. Логичнее было бы пересмотреть и сетку административного деления в связи с современной широтной инфраструктурой, а не архаичной долготной, сложившейся в конце XVIII в., когда основными путями сообщения были великие реки Сибири. Практика уже доказала, что широтное направление связей в Арктике более устойчиво, нежели долготное – Норильск экономически ближе к Мурманску, а не Красноярску, которому он подчинен административно...»[49]…

n

Евразийский проект
построения России

…«...Маккиндер определял русское Большое Пространство как «географическую Ось Истории». Географически, ландшафтно, лингвистически, климатически, культурно и религиозно Россия является синтетическим единением евразийского Запада и евразийского Востока, причем ее геополитическая функция не сводится к суммированию или опосредованию западных и восточных тенденций. Россия есть нечто Третье, самостоятельное и особое – ни Восток, ни Запад…... С чисто стратегической точки зрения Россия тождественна самой Евразии хотя бы потому, что ее земли, ее население и ее индустриально-технологическое развитие обладают достаточным объемом, чтобы быть базой континентальной независимости, автаркии и служить основой для полной континентальной интеграции, что по геополитическим законам должно произойти с каждым «островом», в том числе и с самим «Мировым Островом» (World Island), т.е. с Евразией.

По отношению к России – Heartland все остальные евразийские государства и земли являются прибрежными, Rimland. Россия – это «Ось Истории», поскольку «цивилизация» вращается вокруг нее, создавая свои наиболее броские, выразительные и законченные формы не в своем животворном континентальном истоке, но в «береговой зоне», в критической полосе, где пространство Суши граничит с пространством Воды, моря или океана. Со стратегической точки зрения Россия является самостоятельной территориальной структурой, чья безопасность и суверенность тождественны безопасности и суверенности всего континента…...

Императив геополитического и стратегического суверенитета России заключается в том, чтобы не только восстановить утраченные регионы «ближнего зарубежья», не только возобновить союзнические отношения со странами Восточной Европы, но и в том, чтобы включить в новый евразийский стратегический блок государства континентального Запада (в первую очередь, франко-германский блок, который тяготеет к освобождению от атлантистской опеки проамериканского НАТО) и континентального Востока (Иран, Индию и Японию)…...

Если Россия немедленно не начнет воссоздавать Большое Пространство, т.е. возвращать в сферу своего стратегического, политического и экономического влияния временно утраченные евразийские просторы, она ввергнет в катастрофу и саму себя, и все народы, проживающие на «Мировом Острове».

Ход возможных событий легко предвидеть. Если Россия выберет какой-то иной путь, нежели «путь собирания Империи», континентальную миссию Heartland начнут брать новые державы или блоки государств. В таком случае, просторы России будут основной стратегической целью для тех сил, которые объявят себя новой «цитаделью Евразии». Это совершенно неизбежно, так как контроль над континентом немыслим без контроля над пространством «географической Оси Истории». Либо Китай предпримет отчаянный бросок на Север – в Казахстан и восточную Сибирь, либо Срединная Европа двинется на западнорусские земли – Украину, Белоруссию, западную Великороссию, либо исламский блок постарается интегрировать Среднюю Азию, Поволжье и Приуралье, а также некоторые территории Южной России. Этой новой континентальной интеграции избежать невозможно, так как сама геополитическая карта планеты противится ее однополярной, атлантистской ориентации. В геополитике вполне правомочен сакральный закон – «свято место пусто не бывает». Причем к экспансии на русские земли другие евразийские блоки подтолкнет отнюдь не «территориальный эгоизм» или «русофобия», но неумолимая логика пространства и геополитическая пассивность России…...

…...Это новая Империя, Евразийская Империя, будет иметь сложную дифференцированную структуру, внутри которой будут существовать различные степени взаимности и интегрированности отдельных частей. Совершенно очевидно, что Новая Империя не будет ни Русской Империей, ни Советской Империей.

Основным интегрирующим моментом этой Новой Империи будет борьба с антлантизмом и жесткий отпор той либерально-рыночной, «морской», «карфагенской» цивилизации, которую воплощают сегодня в себе США и планетарные политические, экономические и военные структуры, которые служат антлантизму. Для успеха этой борьбы необходимо создание гигантского геополитического континентального блока, единого стратегически. Именно единство стратегических континентальных границ будет главным интегрирующим фактором Новой Империи. Эта Империя будет единым и неделимым организмом в военно-стратегическом смысле, и это будет накладывать политические ограничения на все внутренние подымперские формирования. Все блоки, которые будут входить в состав Новой Империи, будут политически ограничены в одном – категорическое запрещение служить антлантистским геополитическим интересам, выходить из стратегического альянса, вредить континентальной безопасности. На этом и только на этом уровне Новая Империя будет целостным геополитическим образованием.

На следующем, более низком, уровне Новая Империя будет представлять собой «конфедерацию Больших Пространств» или вторичных Империй. Из них сразу следует выделить четыре основных – Европейская Империя на Западе (вокруг Германии и Средней Европы), Тихоокеанская Империя на Востоке (вокруг Японии), Среднеазиатская Империя на Юге (вокруг Ирана) и Русская Империя в Центре (вокруг России). Совершенно логично, что центральная позиция является в таком проекте главной, поскольку именно от нее зависит территориальная связанность и однородность всех остальных составляющих гигантского континентального блока. Кроме того, отдельные самостоятельные Большие Пространства будут существовать и помимо указанных блоков – Индия, панарабский мир, панафриканский союз, а также, возможно, особый регион Китая, чей статус пока трудно определить даже приблизительно...»[50]

 

 
 
?

 


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие стратегические направления внешней политики России поддерживает СПС? Согласны ли Вы с такой позицией? Аргументируйте свой ответ.

2. Убедительны ли аргументы авторов точки зрения: «Россия – цивилизация Севера»?

3. Подумайте и сформулируйте положительные и негативные моменты изменения территориально-административного устройства и управления территории России (перехода от меридионального к широтному принципу).

4. Сформулируйте основные положения радикального евразийского проекта построения России. Согласны ли Вы с ним?

5. Реален ли проект евразийского континентального блока?

6. Какова официальная геостратегия РФ? Совпадает ли она с предложенным проектом?

СОДЕРЖАНИЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.