Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по составлению и оформлению отчета






 

Отчет по практике начинается с введения, в котором студент указывает:

- банк, в котором он проходил практику, его местонахождение,

- время прохождения практики;

- цель и задачи практики

Основная часть отчета идет по этапам, указанным в плане квалификационной практики. По каждому этапу студент должен кратко описать проблемные и анализируемые вопросы, которые сопровождаются подборкой образцов документов и других материалов, соответствующих программе практике.

 

Отчет по практике завершается заключением, в котором студент указывает навыки и умения, полученные студентом в процессе прохождения практики по профилю специальности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Наименование темы Формируемые уме­ния Вопросы для изучения и ознакомления. Виды самостоятельной работы
1. Организация деятельности коммерческих банков
1.1. Ознакомление с ор­ганизацией деятельности банковского учреждения   Тип кредитного учреждения и его организационно-правовая форма. Лицензии банка, определяющие круг выполняемых опера­ций, и порядок их получения. Учредитель­ные документы. Содержание и особенности устава. Органы управления банка, органи­зационная структура, филиальная сеть. Структура и функции службы внутреннего контроля. Организация работы с клиента­ми. Обеспечение защиты интересов банка и клиентов. Банковская тайна. Определение стратегических целей и формирование по­литики банка.
2. Организация учетно-операционной работы и документооборота в учреждении бан­ков
2.1. Организация работы учетно-операционного отдела   Структура учетно-операционного отдела, права и должностные обязанности учетно-операционных работников. Распределение обязанностей и организация рабочего места ответственного исполнителя — работника по обслуживанию клиентов.
2.2. Аналитический и синтетический учет Присвоение номеров лицевым счетам. Автоматизация учетно-операционной рабо­ты. Система ведения аналитического и син­тетического учета. Порядок нумерации ли­цевых счетов.
  Ведение аналитическо­го и синтетического учета по балансовым и внебалансовым счетам. Проверка регистров аналитического и син­тетического учета и порядок исправления ошибочных записей (проводок). Закрытие счетов. Заключительные обороты. Озна­комление с рабочим планом счетов бухгал­терского учета в банке.
2.3. Документооборот и внутрибанковский кон­троль Осуществление кон­ролля за правильным оформлением клиент­ской и банковской документации и своевре­менным проведением операций. График документооборота и режим обслу­живания клиентов. Требования к заполне­нию, оформлению и проверке расчетно-денежных документов. Порядок организа­ции внутрибанковского контроля. Правила хранения бухгалтерских документов.
2.4. Состав и формы бухгалтерской, статистиче­ской и финансовой отчетности     Виды и значение отчетности. Принципы составления отчетности. Состав, содержа­ние и периодичность составления бухгал­терской отчетности банков. Подготовительные работы к составлению годового отчета. Публикация баланса, по­яснительная записка и ее содержание. Характеристика статистической отчетности, информационная база. Состав и содержание общей финансовой отчетности банка.  
3. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов
3.1. Ведение расчетных и текущих счетов Открытие и закрытие расчетных счетов кли­ентов.   Порядок открытия и закрытия расчетных (текущих) счетов юридическим и физиче­ским лицам. Формирование юридических дел клиентов для открытия расчетных сче­тов. Ведение книги регистрации по открытию расчетных счетов клиентов. СМ. ЛЕКЦИИ
  Оформление догово­ров банковского счета.   Заключение договоров банковского счета с клиентами. Порядок определения размера комиссионного вознаграждения за расчет­но-кассовое обслуживание. Контроль своевременности расчетов за предоставленные банком услуги.  
  Проверка, оформление и провод расчетно-денежных документов по расчетным (теку­щим) счетам клиентов. Чтение записей в ли­цевых счетах. Оформление выписок их лицевых счетов клиентов.   Проверка правильности и полноты оформ­ления расчетно-денежной документации, поступающей для списания (зачисления) средств со счета (на счет) клиента. Обра­ботка документов, принятых к исполнению ответственным исполнителем. Оформление операций по бесспорному взысканию средств со счета клиента. Рассмотрение возможности оплаты расчетно-денежных документов путем проверки остатков средств на счете. Порядок ведения карто­тек. Проверка правильности записей и остатков в лицевых счетах клиентов согласно прове­денным документам. Порядок выдачи вы­писок из лицевых счетов клиентов и при­ложений к ним. Оформление выдачи де­нежных чековых книжек. Контроль за выдачей денежных средств по денежным чекам на заработную плату, хозяйственные и другие расходы, ведение учета выданных средств. Оформление операций по приему наличных денег для зачисления на счет клиента. Планирование операций с денежной на­личностью клиентов. Лимитирование ос­татков денежной наличности в кассах кли­ентов. Порядок проведения проверок со­блюдения кассовой дисциплины.  
3.2. Кассовые операции Оформление операций по приему и выдаче наличных денег, под­креплению кассы. Ве­дение счета «Касса». Порядок совершения кассовых операций. Прием и проверка правильности оформления документов на взнос и получение на­личных денег, ценностей, бланков. Ведение кассовых журналов по приходу и расходу кассы, сверка с кассой итогов оборотов за день. Контроль за оприходованием вечер­ней кассой выручки, поступившей от орга­низации через инкассаторов. Оформление и провод документов при получении под­крепления и сдачи излишков наличности.
3.3. Расчеты платежными поручениями Оформление и учет операций при расчете платежными поруче­ниями Прием и проверка оформления плательщи­ком платежных поручений. Обработка и провод документов ответственным испол­нителем, исходя из состояния счета клиен­та. Оформление операций при расчетах в порядке плановых платежей.
3.4. Расчеты по инкассо Оформление и учет операций при расчете платежными требова­ниями и инкассовыми поручениями Порядок расчетов платежными требова­ниями, оплачиваемыми с акцептом и без акцепта плательщиков. Учет в банке по­ставщика поступивших на инкассо платеж­ных требований, передача их в банк пла­тельщика для акцепта плательщиком. Проверка и оплата (полная или частичная) акцептованных платежных требований в банке плательщика. Оформление отказа от акцепта. Возврат платежного требования банком плательщика. Расчеты инкассовыми поручениями.
3.5. Расчеты чеками Оформление и учет операций при расчетах чеками из чековых книжек (в т.ч. чеками, оплата по которым га­рантирована банком) в банке поставщика и в банке плательщика. Ведение счета «рас­четные чеки». Прием, проверка правильности оформления и обработка ответственным исполнителем документов (в т.ч. чеков, оплата по кото­рым гарантирована банком). Оформление и регистрация перед выдачей клиенту чеко­вых книжек. Оформление операций по спи­санию средств по чеку в банке плательщи­ка. Оформление дополнительной суммы лимита, уменьшения установленного лими­та и возврата неиспользованной суммы. За­крытие лимитированных чековых книжек. Проверка правильности оформления и об­работка чеков, реестров чеков, предъявлен­ных к оплате поставщиком. Оформление операций по зачислению средств на счет клиента в банке поставщика. Ведение ана­литического учета по счету «Расчетные че­ки».
3.6. Расчеты аккредити­вами Оформление и учет операций при расчетах аккредитивами (по­крытыми, непокрыты­ми) в банке плательщика и в банке по­ставщика. Ведение счетов «Аккредитивы к оплате» и «Выстав­ленные аккредитивы».   Прием, проверка правильности оформления и обработка ответственным исполнителем заявлений клиентов на открытие аккреди­тива. Ведение учета открытых аккредити­вов в банке плательщика и порядок их закрытия. Составление и посылка уведомле­ния в банк поставщика при изменении (ан­нулировании) аккредитива. Ведение учета аккредитивов в банке поставщика. Испол­нение аккредитива в соответствии с его ус­ловиями. Закрытие аккредитива в банке по­ставщика и посылка уведомления в банк плательщика.  
3.7. Безналичные платежи с использованием бан­ковских карт   Оформление и учет операций при расчетах с использованием бан­ковских карт.   Порядок выдачи банковских карт. Дебетная и кредитная схемы обслуживания. Оформ­ление и учет операций при расчетах с ис­пользованием различных видов банковских карт.  
3.8. Организация меж­банковских расчетов   Составление сводных платежных поручений. Ведение корреспондентского счета. Осу­ществление контроля за своевременным от­ражением операций по корреспондентскому счету.   Порядок заключения договоров банковско­го счета при оформлении корреспондент­ских отношений с коммерческими банками и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ). Оз­накомление с порядком присвоения номера корреспондентского счета. Проверка рекви­зитов расчетно-денежных документов, приложенных к выписке по корреспон­дентскому счету, и провод их по счетам клиента. Возврат неправильно оформлен­ных документов. Порядок составления сводных, платежных поручений. Контроль и выверка расчетов по корреспондентскому счету. Оформление операций по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов. Составле­ние запросов о выдаче дубликатов неполу­ченных документов. Порядок учета расчетных документов, не­оплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах. Заключение договоров на электронную от­правку средств. Электронный платежный документ: реквизиты, способы защиты, правила обмена электронными документа­ми с Банком России. Порядок учета прямых расчетов между кредитными организациями. Счета «Ностро» и «Лоро», порядок их ведения. Порядок расчетов между кредитными ор­ганизациями по корреспондентским счетам, открываемым в РКЦ. Многорейсовая обра­ботка платежей. Порядок оформления и учет расчетов банка со своими филиалами: через расчетную сеть Банка России, по счетам межфилиаль­ных расчетов. Учет взаимных расчетов ме­жду филиалами банка. Система банковских расчетов между кредитными учреждениями путем зачета, по­рядок их оформления и учета Клиринговые счета для учета расчетов.
4. Организация и учет депозитных операций
4.1. Пассивные депозит­ные операции Оформление депозит­ных договоров с раз­ными категориями клиентов. Присвоение номеров лицевым сче­там по депозитам. Ве­дение учета депозитов. Начисление и выплата процентов по депози­там. Порядок заключение и оформления дого­воров на депозитное обслуживание с раз­ными категориями клиентов и на разных условиях привлечения средств в депозиты. Открытие лицевых депозитных счетов раз­ным категориям вкладчиков и их ведение в соответствии с режимом функционирова­ния счетов. Оформление и учет операций но привлечению депозитов на межбанков­ском рынке. Начисление и выплата процен­тов по депозитным счетам.
    Совершение операций по вкладам населения. Виды вкладов, принимаемых банком от на­селения (вклады до востребования, сроч­ные, специальные и др.). Оформление кни­жек вкладчика, доверенности и завещания по вкладам. Оформление операций по приему, выплате вкладов, начислению и выплате процентов в соответствии с усло­виями и видами вкладов. Оформление пе­ревода вклада.
4.2. Активные депозит­ные операции Оформление и учет операций по размеще­нию депозитов Порядок принятия решений о направлении вложений свободных финансовых ресур­сов. Оформление и учет операций по раз­мещению депозитов на межбанковском рынке. Порядок размещения свободных ресурсов в депозиты Банка России.    
5. Организация и учет кредитных операций
5.1 Организация работы по кредитованию клиен­тов Изучение информации о клиенте и проведение переговоров о предос­тавлении кредита Основные элементы кредитной политики банка. Требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику. Изучение ин­формации о клиенте, необходимой для принятия решения вопроса о предоставле­нии кредита. Проверка документов, под­тверждающих правомочность заемщика. Порядок выработки и принятия решений о возможности кредитования клиентов.
5.2. Оценка кредитоспособности и платежеспособности заемщика Проведение анализа финансового состоя­ния клиента на основе бухгалтерской отчет­ности. Выбор методов анализа. Оформление результа­тов анализа. Выбор программы анализа финансового состояния клиента в зависимости от кре­дитных отношений клиента с банком, раз­меров и сроков предоставления ссуды, обеспечения и других факторов. Создание информационной базы анализа в соответствии с выработанной программой анализа: бухгалтерская отчетность на установлен­ные даты, данные первичного учета, Аналитическая обработка собранной ин­формации с использованием методики ана­лиза финансового состояния клиента, при­меняемой в банке: составление аналитиче­ских таблиц, характеризующих величину, структуру, ликвидность имущества и его источников, состояние запасов и затрат, источники формирования запасов структу­ру и величину финансовых ресурсов. Рас­чет показателей, характеризующих плате­жеспособность, финансовую устойчивость, экономическую эффективность. Анализ обработанной информации и составление выводов о финансовом состоянии клиента, тенденциях его изменения, классе заемщи­ка. Прогноз выполнения планируемого графика платежей по кредиту и процентам.
5.3. Кредитование юри­дических лиц   Рассмотрение и анализ кредитных заявок.   Рассмотрение и анализ кредитных заявок о предоставлении кредита на разные цели и сроки. Вывод о соответствии содержания кредитной заявки целям кредитной полити­ки банка.  
Анализ технико- экономического обос­нования кредита. Рас­чет сроков окупаемо­сти долгосрочных вложений. Проверка правильности оформ­ления документации по обеспечению кре­дита. Оценка кредит­ного риска. Определе­ние режима кредито­вания клиента.   Оценка эффективности планируемого ме­роприятия, обеспеченности его контракта­ми, проектной документацией. Составление заключения по итогам оценки планируемо­го мероприятия, платежеспособности за­емщика, об условиях и режиме кредитова­ния клиента. Выбор способа обеспечения кредита. Документация, предоставляемая клиентами при выдаче кредитов на услови­ях страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов, под залог, пору­чительство, гарантию. Проверка правиль­ности составления документации. Оценка предмета залога. Оценка кредитного риска. Определение условий кредитования клиен­та: размер и порядок выдачи кредита, про­центная ставка, порядок и сроки погашения кредита и процентов за пользование им. Условия кредитования мероприятий, осу­ществляемых в соответствии с федеральными целевыми программами.  
  Заключение и оформ­ление кредитных договоров. Оформление документов на выдачу кредита Открытие сче­та по предоставляемому кредиту и присвоение номера. Ведение учета выданных кредитов.   Заключение и оформление кредитных до­говоров с различными условиями предос­тавления кредитов. Порядок оформления дополнительного соглашения. Оформление распоряжений на выдачу кредитов. Форми­рование кредитных досье клиентов. Открытие счетов по предоставляемым кредитам. Порядок нумерации лицевых счетов, ведение аналитического учета предоставленных кредитов. Сверка данных аналитического учета задолженности по предоставленным кредитам с данными синтетического учета. Учет полученных гарантий и поручительств и их списание. Порядок нумерации лицевых счетов по учету просроченных кредитов. Учет просроченной задолженно­сти но основному долгу.  
  Начисление процентов за пользование креди­том.   Начисление и взыскание процентов по срочным и просроченным кредитам. Учет просроченной задолженности по процентам.
  Осуществление банковского контроля в процессе кредитования   Ведение кредитного досье заемщика. Осуществление контроля в момент оплаты расчетных документов за счет кредита. Осу­ществление последующего банковского контроля за целевым использованием, свое­временным и полным погашение кредита. Контроль за хозяйственной деятельностью заемщика путем камеральной проверки и с выходом на место. Оформление операций по досрочному взы­сканию кредита при несоблюдении условий кредитного договора. Оформление пролон­гации кредита, расчет новых сроков пога­шения кредита. Меры, принимаемые банком при отсутст­вии у заемщика реальной возможности по­гашения кредита.  
  Ранжирование выдан­ных кредитов по груп-пам риска   Порядок создания резервов на возможные потери по ссудам  
5.4 Межбанковские и консорциональные кре­диты   Оформление и учет операций, связанных с получением (размеще­нием) межбанковского кредита, а также с кре­дитованием на консор­циальной основе. Существующая стажировка привлечения (размещения) межбанковского кредита. Оформление документации, необходимой для получения (предоставления) межбан­ковского кредита. Анализ финансовых ре­зультатов деятельности банка, соблюдения коммерческим банком экономических нор­мативов при решении вопроса о предостав­лении ему кредита. Оформление кредитных договоров. Учет полученных (предостав­ленных) кредитов. Виды кредитов, предоставляемых Банком России, и порядок их получения. Организация совместного кредитования сверхкрупных затрат с другими банками, оформление возникающих взаимоотноше­ний, учет операций по совместному креди­тованию.    
 
5.5. Организация потребительского кредитова­нии Открытие счета по предоставляемому по­требительскому креди­ту и присвоение номе­ра. Осуществление и учет операций по вы­даче и погашению краткосрочных и дол­госрочных потреби­тельских кредитов. Начисление и взыска­ние процентов за кре­дит     Оценка платежеспособности физического лица. Определение размера выдаваемого кредита, исходя из его целевого назначе­ния, уровня доходов заемщика и других факторов. Проверка документов клиента для получения краткосрочного или долго­срочного кредита. Выбор способа обеспе­чения кредита Оформление операций по выдаче кредита наличными денежными средствами и в безналичном порядке. По­рядок погашения кредита. Учет выданных и погашенных кредитов. Начисление и взыскание процентов за кредит.
5.6. Лизинг Оформление и учет операций, связанных с арендой имущества по лизинговому договору. Расчет размера лизин­говых платежей и сумм закрытия лизин­говых сделок. Оформление документации, используемой при заключении лизинговых контрактов. Оценка платежеспособности лизингополу­чателя. Оформление лизингового договора. Расчет размера лизинговых платежей и сумм закрытия лизинговой сделки. Учет имущества, приобретенного для сдачи в аренду и сданного в аренду. Учет расчетов с лизингополучателями за переданное в аренду имущество.
5.7. Факторинг Оформление и учет операций, связанных с факторинговым об­служиванием клиен­тов. Порядок принятия решения и условия по­становки клиентов на факторинговое об­служивание. Оформление договора факторинга. Расчет стоимости факторинговых услуг в соответ­ствии с порядком, предусмотренным в до­говоре. Порядок оформления и учета опе­раций, осуществляемых в соответствии с договором факторинга.  
6. Операции коммерческих банков с векселями
6.1. Выпуск и обращение собственных векселей банков Оформление и учет операций, связанных с выпуском и обращени­ем собственных вексе­лей банков. Порядок выпуска и обращения собствен­ных векселей банка. Продажа векселя по цене ниже номинала, расчет суммы дис­конта. Порядок погашения векселя при наступле­нии срока платежа и досрочного его выку­па. Вторичная продажа векселя. Отражение в учете операций по выпуску и погашению дисконтных и процентных векселей.
6.2. Предоставление бан­ком кредитов с использованием собственных век­селей Оформление и учет операций по предос­тавлению кредитов с использованием собст­венных векселей. Порядок предоставления банком кредита с использованием собственных векселей. Порядок погашения векселей, с использо­ванием которых банк выдал кредит. Оценка кредитоспособности клиента, предоста­вившего заявку на вексельный кредит. Погашение вексельных кредитов. Отраже­ние операций в учете.
6.3. Учетные и переучетные операции банков с векселями Оформление и учет операций по покупке банком векселей дру­гих лиц. Порядок осуществления банком учетных операций. Погашение учтенного банком векселя. Зачисление суммы дисконта на доходы банка. Отражение операций в учете. Работа банка с непогашенными в срок векселями. Порядок переучета векселей в Банке России.
6.4. Предоставление кре­дитов под залог векселей Оформление и учет операций банков по предоставлению кре­дитов под залог вексе­лей. Определение степени кредитоспособности клиента, предоставившего заявку на кредит под залог векселей. Оценка качества векселей, представленных в залог. Оформление выдачи кредита и принятия векселей в за­лог. Контроль сроков погашения кредита. Действия банка при их нарушении. Учет операций банка по предоставлению креди­та под залог векселей.
6.5. Комиссионные опе­рации банков с векселями Оформление и учет комиссионных опера­ций банка с векселями. Оформление и учет операций по инкасси­рованию и домициляции векселей. Оформление и учет индоссаментов и их учет. Порядок оформления авалей, выплаты сумм по авалированным векселям, отраже­ние гарантийных операций с векселями в учете. Другие операции с векселями, осуществляемые банком (хранение, оказание услуг но проверке юридической надежно­сти векселей и др.).
       

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

УТВЕРЖДАЮ

______________________

Руководитель учреждения банка

______________________

«____»_____________

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ IIJIАН

прохождения практики по профилю специальности

Ф.И.О. студента___________________________________________________

 

Номер по по­рядку Наимено-вание разделов и тем практики Кол-во рабо­чих дней Числомесяц Ф.И.О. и должность непосредст­венного ру­ководителя практики Отметки о выполне­нии Примеча­ние
             
             
             
             
             
             

 

 

Общий руководитель практики

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.