Наименование темы
| Формируемые
умения
| Вопросы для изучения
и ознакомления.
Виды самостоятельной работы
|
1. Организация деятельности коммерческих банков
|
1.1. Ознакомление с организацией деятельности банковского учреждения
|
| Тип кредитного учреждения и его организационно-правовая форма. Лицензии банка, определяющие круг выполняемых операций, и порядок их получения. Учредительные документы. Содержание и особенности устава. Органы управления банка, организационная структура, филиальная сеть. Структура и функции службы внутреннего контроля. Организация работы с клиентами. Обеспечение защиты интересов банка и клиентов. Банковская тайна. Определение стратегических целей и формирование политики банка.
|
2. Организация учетно-операционной работы и документооборота в учреждении банков
|
2.1. Организация работы
учетно-операционного
отдела
|
| Структура учетно-операционного отдела, права и должностные обязанности учетно-операционных работников. Распределение обязанностей и организация рабочего места ответственного исполнителя — работника по обслуживанию клиентов.
|
2.2. Аналитический и синтетический учет
| Присвоение номеров лицевым счетам.
| Автоматизация учетно-операционной работы. Система ведения аналитического и синтетического учета. Порядок нумерации лицевых счетов.
|
| Ведение аналитического и синтетического учета по балансовым и внебалансовым счетам.
| Проверка регистров аналитического и синтетического учета и порядок исправления ошибочных записей (проводок). Закрытие счетов. Заключительные обороты. Ознакомление с рабочим планом счетов бухгалтерского учета в банке.
|
2.3. Документооборот и внутрибанковский контроль
| Осуществление конролля за правильным оформлением клиентской и банковской документации и своевременным проведением операций.
| График документооборота и режим обслуживания клиентов. Требования к заполнению, оформлению и проверке расчетно-денежных документов. Порядок организации внутрибанковского контроля. Правила хранения бухгалтерских документов.
|
2.4. Состав и формы бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности
|
| Виды и значение отчетности. Принципы составления отчетности. Состав, содержание и периодичность составления бухгалтерской отчетности банков. Подготовительные работы к составлению годового отчета. Публикация баланса, пояснительная записка и ее содержание. Характеристика статистической отчетности, информационная база. Состав и содержание общей финансовой отчетности банка.
|
3. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов
|
3.1. Ведение расчетных и текущих счетов
| Открытие и закрытие расчетных счетов клиентов.
| Порядок открытия и закрытия расчетных (текущих) счетов юридическим и физическим лицам. Формирование юридических дел клиентов для открытия расчетных счетов. Ведение книги регистрации по открытию расчетных счетов клиентов.
СМ. ЛЕКЦИИ
|
| Оформление договоров банковского счета.
| Заключение договоров банковского счета с клиентами. Порядок определения размера комиссионного вознаграждения за расчетно-кассовое обслуживание. Контроль своевременности расчетов за предоставленные банком услуги.
|
| Проверка, оформление и провод расчетно-денежных документов по расчетным (текущим) счетам клиентов. Чтение записей в лицевых счетах. Оформление выписок их лицевых счетов клиентов.
| Проверка правильности и полноты оформления расчетно-денежной документации, поступающей для списания (зачисления) средств со счета (на счет) клиента. Обработка документов, принятых к исполнению ответственным исполнителем. Оформление операций по бесспорному взысканию средств со счета клиента. Рассмотрение возможности оплаты расчетно-денежных документов путем проверки остатков средств на счете. Порядок ведения картотек.
Проверка правильности записей и остатков в лицевых счетах клиентов согласно проведенным документам. Порядок выдачи выписок из лицевых счетов клиентов и приложений к ним. Оформление выдачи денежных чековых книжек. Контроль за выдачей денежных средств по денежным чекам на заработную плату, хозяйственные и другие расходы, ведение учета выданных средств. Оформление операций по приему наличных денег для зачисления на счет клиента.
Планирование операций с денежной наличностью клиентов. Лимитирование остатков денежной наличности в кассах клиентов. Порядок проведения проверок соблюдения кассовой дисциплины.
|
3.2. Кассовые операции
| Оформление операций по приему и выдаче наличных денег, подкреплению кассы. Ведение счета «Касса».
| Порядок совершения кассовых операций. Прием и проверка правильности оформления документов на взнос и получение наличных денег, ценностей, бланков. Ведение кассовых журналов по приходу и расходу кассы, сверка с кассой итогов оборотов за день. Контроль за оприходованием вечерней кассой выручки, поступившей от организации через инкассаторов. Оформление и провод документов при получении подкрепления и сдачи излишков наличности.
|
3.3. Расчеты платежными поручениями
| Оформление и учет операций при расчете платежными поручениями
| Прием и проверка оформления плательщиком платежных поручений. Обработка и провод документов ответственным исполнителем, исходя из состояния счета клиента. Оформление операций при расчетах в порядке плановых платежей.
|
3.4. Расчеты по инкассо
| Оформление и учет операций при расчете платежными требованиями и инкассовыми поручениями
| Порядок расчетов платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом и без акцепта плательщиков. Учет в банке поставщика поступивших на инкассо платежных требований, передача их в банк плательщика для акцепта плательщиком. Проверка и оплата (полная или частичная) акцептованных платежных требований в банке плательщика. Оформление отказа от акцепта. Возврат платежного требования банком плательщика. Расчеты инкассовыми поручениями.
|
3.5. Расчеты чеками
| Оформление и учет операций при расчетах чеками из чековых книжек (в т.ч. чеками, оплата по которым гарантирована банком) в банке поставщика и в банке плательщика. Ведение счета «расчетные чеки».
| Прием, проверка правильности оформления и обработка ответственным исполнителем документов (в т.ч. чеков, оплата по которым гарантирована банком). Оформление и регистрация перед выдачей клиенту чековых книжек. Оформление операций по списанию средств по чеку в банке плательщика. Оформление дополнительной суммы лимита, уменьшения установленного лимита и возврата неиспользованной суммы. Закрытие лимитированных чековых книжек. Проверка правильности оформления и обработка чеков, реестров чеков, предъявленных к оплате поставщиком. Оформление операций по зачислению средств на счет клиента в банке поставщика. Ведение аналитического учета по счету «Расчетные чеки».
|
3.6. Расчеты аккредитивами
| Оформление и учет операций при расчетах аккредитивами (покрытыми, непокрытыми) в банке плательщика и в банке поставщика. Ведение счетов «Аккредитивы к оплате» и «Выставленные аккредитивы».
| Прием, проверка правильности оформления и обработка ответственным исполнителем заявлений клиентов на открытие аккредитива. Ведение учета открытых аккредитивов в банке плательщика и порядок их закрытия. Составление и посылка уведомления в банк поставщика при изменении (аннулировании) аккредитива. Ведение учета аккредитивов в банке поставщика. Исполнение аккредитива в соответствии с его условиями. Закрытие аккредитива в банке поставщика и посылка уведомления в банк плательщика.
|
3.7. Безналичные платежи с использованием банковских карт
| Оформление и учет операций при расчетах с использованием банковских карт.
| Порядок выдачи банковских карт. Дебетная и кредитная схемы обслуживания. Оформление и учет операций при расчетах с использованием различных видов банковских карт.
|
3.8. Организация межбанковских расчетов
| Составление сводных платежных поручений. Ведение корреспондентского счета. Осуществление контроля за своевременным отражением операций по корреспондентскому счету.
| Порядок заключения договоров банковского счета при оформлении корреспондентских отношений с коммерческими банками и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ). Ознакомление с порядком присвоения номера корреспондентского счета. Проверка реквизитов расчетно-денежных документов, приложенных к выписке по корреспондентскому счету, и провод их по счетам клиента. Возврат неправильно оформленных документов.
Порядок составления сводных, платежных поручений. Контроль и выверка расчетов по корреспондентскому счету. Оформление операций по возврату сумм, неправильно зачисленных на счета клиентов. Составление запросов о выдаче дубликатов неполученных документов.
Порядок учета расчетных документов, неоплаченных в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах. Заключение договоров на электронную отправку средств. Электронный платежный документ: реквизиты, способы защиты, правила обмена электронными документами с Банком России.
Порядок учета прямых расчетов между кредитными организациями. Счета «Ностро» и «Лоро», порядок их ведения.
Порядок расчетов между кредитными организациями по корреспондентским счетам, открываемым в РКЦ. Многорейсовая обработка платежей.
Порядок оформления и учет расчетов банка со своими филиалами: через расчетную сеть Банка России, по счетам межфилиальных расчетов. Учет взаимных расчетов между филиалами банка. Система банковских расчетов между кредитными учреждениями путем зачета, порядок их оформления и учета Клиринговые счета для учета расчетов.
|
4. Организация и учет депозитных операций
|
4.1. Пассивные депозитные операции
| Оформление депозитных договоров с разными категориями клиентов. Присвоение номеров лицевым счетам по депозитам. Ведение учета депозитов. Начисление и выплата процентов по депозитам.
| Порядок заключение и оформления договоров на депозитное обслуживание с разными категориями клиентов и на разных условиях привлечения средств в депозиты. Открытие лицевых депозитных счетов разным категориям вкладчиков и их ведение в соответствии с режимом функционирования счетов. Оформление и учет операций но привлечению депозитов на межбанковском рынке. Начисление и выплата процентов по депозитным счетам.
|
| Совершение операций по вкладам населения.
| Виды вкладов, принимаемых банком от населения (вклады до востребования, срочные, специальные и др.). Оформление книжек вкладчика, доверенности и завещания по вкладам. Оформление операций по приему, выплате вкладов, начислению и выплате процентов в соответствии с условиями и видами вкладов. Оформление перевода вклада.
|
4.2. Активные депозитные операции
| Оформление и учет операций по размещению депозитов
| Порядок принятия решений о направлении вложений свободных финансовых ресурсов. Оформление и учет операций по размещению депозитов на межбанковском рынке. Порядок размещения свободных ресурсов в депозиты Банка России.
|
5. Организация и учет кредитных операций
|
5.1 Организация работы по кредитованию клиентов
| Изучение информации о клиенте и проведение переговоров о предоставлении кредита
| Основные элементы кредитной политики банка. Требования, предъявляемые банком к потенциальному заемщику. Изучение информации о клиенте, необходимой для принятия решения вопроса о предоставлении кредита. Проверка документов, подтверждающих правомочность заемщика. Порядок выработки и принятия решений о возможности кредитования клиентов.
|
5.2. Оценка кредитоспособности и платежеспособности заемщика
| Проведение анализа финансового состояния клиента на основе бухгалтерской отчетности. Выбор методов анализа.
Оформление результатов анализа.
| Выбор программы анализа финансового состояния клиента в зависимости от кредитных отношений клиента с банком, размеров и сроков предоставления ссуды, обеспечения и других факторов. Создание информационной базы анализа в соответствии с выработанной программой анализа: бухгалтерская отчетность на установленные даты, данные первичного учета,
Аналитическая обработка собранной информации с использованием методики анализа финансового состояния клиента, применяемой в банке: составление аналитических таблиц, характеризующих величину, структуру, ликвидность имущества и его источников, состояние запасов и затрат, источники формирования запасов структуру и величину финансовых ресурсов. Расчет показателей, характеризующих платежеспособность, финансовую устойчивость, экономическую эффективность. Анализ обработанной информации и составление выводов о финансовом состоянии клиента, тенденциях его изменения, классе заемщика. Прогноз выполнения планируемого графика платежей по кредиту и процентам.
|
5.3. Кредитование юридических лиц
| Рассмотрение и анализ кредитных заявок.
| Рассмотрение и анализ кредитных заявок о предоставлении кредита на разные цели и сроки. Вывод о соответствии содержания кредитной заявки целям кредитной политики банка.
|
Анализ технико-
экономического обоснования кредита. Расчет сроков окупаемости долгосрочных вложений. Проверка правильности оформления документации по обеспечению кредита. Оценка кредитного риска. Определение режима кредитования клиента.
| Оценка эффективности планируемого мероприятия, обеспеченности его контрактами, проектной документацией. Составление заключения по итогам оценки планируемого мероприятия, платежеспособности заемщика, об условиях и режиме кредитования клиента. Выбор способа обеспечения кредита. Документация, предоставляемая клиентами при выдаче кредитов на условиях страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов, под залог, поручительство, гарантию. Проверка правильности составления документации. Оценка предмета залога. Оценка кредитного риска. Определение условий кредитования клиента: размер и порядок выдачи кредита, процентная ставка, порядок и сроки погашения кредита и процентов за пользование им. Условия кредитования мероприятий, осуществляемых в соответствии с федеральными целевыми программами.
|
| Заключение и оформление кредитных договоров. Оформление документов на выдачу кредита Открытие счета по предоставляемому кредиту и присвоение номера. Ведение учета выданных кредитов.
| Заключение и оформление кредитных договоров с различными условиями предоставления кредитов. Порядок оформления дополнительного соглашения. Оформление распоряжений на выдачу кредитов. Формирование кредитных досье клиентов. Открытие счетов по предоставляемым кредитам.
Порядок нумерации лицевых счетов, ведение аналитического учета предоставленных кредитов. Сверка данных аналитического учета задолженности по предоставленным кредитам с данными синтетического учета. Учет полученных гарантий и поручительств и их списание. Порядок нумерации лицевых счетов по учету просроченных кредитов. Учет просроченной задолженности но основному долгу.
|
| Начисление процентов за пользование кредитом.
| Начисление и взыскание процентов по срочным и просроченным кредитам. Учет просроченной задолженности по процентам.
|
| Осуществление банковского контроля в процессе кредитования
| Ведение кредитного досье заемщика. Осуществление контроля в момент оплаты расчетных документов за счет кредита. Осуществление последующего банковского контроля за целевым использованием, своевременным и полным погашение кредита. Контроль за хозяйственной деятельностью заемщика путем камеральной проверки и с выходом на место.
Оформление операций по досрочному взысканию кредита при несоблюдении условий кредитного договора. Оформление пролонгации кредита, расчет новых сроков погашения кредита.
Меры, принимаемые банком при отсутствии у заемщика реальной возможности погашения кредита.
|
| Ранжирование выданных кредитов по груп-пам риска
| Порядок создания резервов на возможные потери по ссудам
|
5.4 Межбанковские и консорциональные кредиты
| Оформление и учет операций, связанных с получением (размещением) межбанковского кредита, а также с кредитованием на консорциальной основе.
| Существующая стажировка привлечения (размещения) межбанковского кредита. Оформление документации, необходимой для получения (предоставления) межбанковского кредита. Анализ финансовых результатов деятельности банка, соблюдения коммерческим банком экономических нормативов при решении вопроса о предоставлении ему кредита. Оформление кредитных договоров. Учет полученных (предоставленных) кредитов.
Виды кредитов, предоставляемых Банком России, и порядок их получения. Организация совместного кредитования сверхкрупных затрат с другими банками, оформление возникающих взаимоотношений, учет операций по совместному кредитованию.
|
|
5.5. Организация потребительского кредитовании
| Открытие счета по предоставляемому потребительскому кредиту и присвоение номера. Осуществление и учет операций по выдаче и погашению краткосрочных и долгосрочных потребительских кредитов. Начисление и взыскание процентов за кредит
| Оценка платежеспособности физического лица. Определение размера выдаваемого кредита, исходя из его целевого назначения, уровня доходов заемщика и других факторов. Проверка документов клиента для получения краткосрочного или долгосрочного кредита. Выбор способа обеспечения кредита Оформление операций по выдаче кредита наличными денежными средствами и в безналичном порядке. Порядок погашения кредита. Учет выданных и погашенных кредитов. Начисление и взыскание процентов за кредит.
|
5.6. Лизинг
| Оформление и учет операций, связанных с арендой имущества по лизинговому договору. Расчет размера лизинговых платежей и сумм закрытия лизинговых сделок.
| Оформление документации, используемой при заключении лизинговых контрактов. Оценка платежеспособности лизингополучателя. Оформление лизингового договора. Расчет размера лизинговых платежей и сумм закрытия лизинговой сделки. Учет имущества, приобретенного для сдачи в аренду и сданного в аренду. Учет расчетов с лизингополучателями за переданное в аренду имущество.
|
5.7. Факторинг
| Оформление и учет операций, связанных с факторинговым обслуживанием клиентов.
| Порядок принятия решения и условия постановки клиентов на факторинговое обслуживание.
Оформление договора факторинга. Расчет стоимости факторинговых услуг в соответствии с порядком, предусмотренным в договоре. Порядок оформления и учета операций, осуществляемых в соответствии с договором факторинга.
|
6. Операции коммерческих банков с векселями
|
6.1. Выпуск и обращение собственных векселей банков
| Оформление и учет операций, связанных с выпуском и обращением собственных векселей банков.
| Порядок выпуска и обращения собственных векселей банка. Продажа векселя по цене ниже номинала, расчет суммы дисконта.
Порядок погашения векселя при наступлении срока платежа и досрочного его выкупа. Вторичная продажа векселя. Отражение в учете операций по выпуску и погашению дисконтных и процентных векселей.
|
6.2. Предоставление банком кредитов с использованием собственных векселей
| Оформление и учет операций по предоставлению кредитов с использованием собственных векселей.
| Порядок предоставления банком кредита с использованием собственных векселей. Порядок погашения векселей, с использованием которых банк выдал кредит. Оценка кредитоспособности клиента, предоставившего заявку на вексельный кредит. Погашение вексельных кредитов. Отражение операций в учете.
|
6.3. Учетные и переучетные операции банков с векселями
| Оформление и учет операций по покупке банком векселей других лиц.
| Порядок осуществления банком учетных операций. Погашение учтенного банком векселя. Зачисление суммы дисконта на доходы банка. Отражение операций в учете. Работа банка с непогашенными в срок векселями.
Порядок переучета векселей в Банке России.
|
6.4. Предоставление кредитов под залог векселей
| Оформление и учет операций банков по предоставлению кредитов под залог векселей.
| Определение степени кредитоспособности клиента, предоставившего заявку на кредит под залог векселей. Оценка качества векселей, представленных в залог. Оформление выдачи кредита и принятия векселей в залог. Контроль сроков погашения кредита. Действия банка при их нарушении. Учет операций банка по предоставлению кредита под залог векселей.
|
6.5. Комиссионные операции банков с векселями
| Оформление и учет комиссионных операций банка с векселями.
| Оформление и учет операций по инкассированию и домициляции векселей. Оформление и учет индоссаментов и их учет. Порядок оформления авалей, выплаты сумм по авалированным векселям, отражение гарантийных операций с векселями в учете. Другие операции с векселями, осуществляемые банком (хранение, оказание услуг но проверке юридической надежности векселей и др.).
|
| | | |
Ф.И.О. студента___________________________________________________