Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4. Методы формирования физической культуры личности






Характеристика понятий «метод», «методический приём», «методика», методическое направление», «методический подход». Классификация методов формирования физической культуры личности. Требования к выбору методов: научная обоснованность (учёт закономерностей формирования двигательных навыков и развития физических способностей и вытекающими из них методическими принципами); соответствие поставленным целям и задачам обучения, воспитания и развития занимающихся; специфика учебного материала (его характер и содержание) и применяемых средств; индивидуальные особенности занимающихся (возраст, пол, уровень развития физических способностей и др.); возможности самих преподавателей; наличие времени и условий для занятий.

Общая характеристика методов формирования физической культуры личности: методы, направленные на приобретение знаний; методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками; методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей.

Методы, направленные на приобретение знаний, представляют собой три группы методов. Первую группу методов составляют методы, обеспечивающие устную передачу и усвоение информации. Основными из них являются: лекция, рассказ, беседа, описание, объяснение. Вторая группа методов связана с передачей и усвоением документальной информации: учебники, учебные и методические пособия, научные журналы и статьи, служебные и иные документы, газеты. Третья группа методов связана с передачей и восприятием информации посредством органов чувств (перцептивные методы): натуральный показ, демонстрация (рисунков, схем, фотографий, кино- и видеофильмов).

Методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками: методы расчленённого упражнения (метод собственно расчленённого упражнения, метод решения узких двигательных задач, метод по разделениям); методы целостного упражнения (собственно целостный метод, метод целостного упражнения с постановкой частных задач, метод целостного упражнения с развёртыванием обучения от ведущего звена, метод подводящих упражнений).

Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей (качеств). Нагрузка и отдых как составляющие компоненты рассматриваемых методов. Понятие нагрузки, её показатели (объём и интенсивность) и характер (стандартная, переменная, непрерывная). Виды отдыха (пассивный, активный и смешанный) и их основное содержание.

Характеристика основных методов совершенствования двигательных навыков и развитие физических качеств: равномерного, переменного, повторного, интервального, игрового, соревновательного, кругового.

 

Задание на самостоятельную работу:

Дополнительно изучить: Особенности использования методов самопроговаривания, идеомоторной тренировки, словесной саморегуляции. Звуковая и световая демонстрация в процессе занятий физическими упражнениями. Типы интервалов отдыха и их краткая характеристика: субкомпенсационные (неполные); компенсационные (полные); суперкомпенсационные (экстремальные); постсуперкомпенсационные (длинные).

Подготовить доклад на тему: Отличительные особенности и варианты реализации повторного и интервального методов в процессе занятий физическими упражнениями.

Закрепить пройденный материал. Вопросы для повторения: 1. Дайте определения: «метод», «методический приём», «методика», «методический подход»», «методическое направление». 2. Изложите требования к выбору методов формирования физической культуры личности. 3. Раскройте методы, направленные на овладение знаниями. 4. Раскройте методы, направленные на овладение двигательными умениями и навыками. 5. Раскройте методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей. 6. Дайте определение нагрузки и её показателей (объёма и интенсивности). 7. Охарактеризуйте виды нагрузки. 8. Перечислите типы интервалов отдыха и дайте их краткую характеристику.

 

Литература: 41, 42, 62, 65, 79, 108, 121-125, 144.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.