Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ленин и Сталин






Предварительные замечания

В ряде предыдущих публикаций (напр., Шмелева, Шмелев 1998; 1999; 2000) мы высказывали мнение, что языковые особенности русского анекдота в значительной, если не в решающей степени определяются особенностями рассказывания анекдота как особого речевого жанра. Коммуникативная цель рассказывания анекдота состоит в том, чтобы насмешить слушателей, перевести разговор в шутливое русло, снять напряжение (ср. Attardo, Chabanne, 1992). Если эта цель не достигнута, после рассказывания анекдота возникает неловкая пауза, задаются вопросы: «А что здесь смешного? Что имелось в виду?» Иными словами, рассказчика постигает коммуникативная неудача.

Политические анекдоты – едва ли не самый универсальный тип анекдотов, которые существуют у народов, живущих в самых разных условиях и в разных политических системах, – являются постоянным источником коммуникативных неудач. Почему это происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно рассмотреть разные типы политических анекдотов. Опираясь на классификацию, данную в книге Raskin, 1985, можно выделить следующие типы политических анекдотов.

1) Анекдоты, высмеивающие политических деятелей (заметим, что к этому типу относятся как анекдоты о политиках, не называемых по имени, о депутатах, сенаторах или секретарях райкома вообще, так и анекдоты об отдельных известных политиках).

2) Анекдоты, высмеивающие определенную политическую партию или институцию, например, Коммунистическую партию Советского Союза или Госплан.

3) Анекдоты, высмеивающие какую-либо политическую идею или лозунг.

4) Анекдоты, высмеивающие менталитет, семейные отношения и т. п. тех или иных народов в контексте государственного устройства разных стран.

5) Анекдоты, высмеивающие особенности политического устройства (отсутствие свободы слова, передвижения и т. п.)

6) Анекдоты, высмеивающие дефицит продуктов и так называемых товаров народного потребления.

7) Анекдоты, высмеивающие те или иные катаклизмы или политические потрясения.

Рассмотрим указанные типы политических анекдотов подробнее.

Анекдоты о политиках

Для понимания многих анекдотов этого типа рассказчик и слушатель должны обладать общими фоновыми знаниями о характере того или иного политика, его привычках, увлечениях, а также манере говорить, излюбленных словечках, оговорках и т.п.

Ленин и Сталин

Все советские и российские лидеры обладают в анекдотах узнаваемыми речевыми масками. Особенно яркими и легко узнаваемыми оказываются речевые маски Ленина и Сталина. И это не удивительно. Ленин и Сталин были героями множества советских фильмов, в которых актеры должны были следовать некоторым канонам передачи речи вождей, их жестикуляции и манеры поведения. Напр., Ленин должен был непременно картавить, говорить быстро, напористо, закладывать руку за борт пиджака, а, говоря речь, вытягивать ее вперед (эти жесты «увековечены» и во многих скульптурных изображениях Ленина), а Сталин – носить френч и сапоги, курить трубку и говорить медленно с грузинским акцентом. Поэтому и в анекдотах в качестве условных сигналов, создающих речевой образ Ленина, можно упомянуть следующие: картавость, обращение батенька, активное использование прилагательных и наречий с приставкой архи-, а также вышеупомянутые жесты. Приведем несколько примеров:

£ Разговаривает Ленин с Горьким: «Г’екомендую заняться онанизмом. Знаете, батенька, аг’хипг’иятнейшая штучка и, главное, нисколько не мешает делу миг’овой г’еволюции».

£ Наденька, где мои тг’усики с голубой каемочкой? Сколько раз я тебе говог’ил: «Гони ты этих ходоков в шею!»

£ Горький спрашивает у Ленина: «Владимир Ильич, где костюмчик брали?» — [жест, отворачивающий борт пиджака и показывающий «лэйбл»]: «В Швейцаг’ии, батенька, в Швейцаг’ии».

Для речи Сталина характерны в первую очередь неторопливая речь и сильный грузинский акцент (спорадически используются и некоторые другие условные сигналы). Интересно, впрочем, отметить, что за исключением акцента речь Сталина и речь грузина как героев анекдота имеет мало общего. Так, едва ли можно представить себе Сталина, произносящего с характерным акцентом: Слушай, да?

£ Сталин звонит Берии и говорит: «Паслушай, Лаврентий! У меня пропала трубка, каторую я сабственноручно изготовил в Туруханской ссылке». Через час Берия докладывает Сталину: «По делу о пропаже трубки арестованы 315 человек. 217 уже признались, с остальными ведется работа». «Харашо, прадалжайте работу, трубка, правда, уже нашлась, но это нэважно».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.