Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка состояния земельных ресурсов РФ.






В Российской Федерации сегодня более 43 млн. собственников земельных участков, при этом не все земельные участки используются эффективно.

В ряде регионов полное разрушение системы управления воспроизводством плодородия почв привело к существенному ухудшению их качественного состояния. Так, за последние 25 лет площадь земель, подверженных водной эрозии увеличилась - на 28, 4 млн.га.; засоленных - на 12, 0; содержащих солонцовые комплексы - на 13, 9; заболоченных и переувлажненных - на 20, 0; заросших кустарником и мелколесьем - на 10, 5 млн. га. Содержание гумуса в почвах России снизилось на 20%. Внесение минеральных удобрений на 1 га пашни сократилось с 88 кг в 1990 г. до 15 кг за последние годы, а органических с 3, 5 до 0, 9 т/га.

По мнению ученых, низкое плодородие почв и их мелиоративная неустроенность, огромные масштабы и интенсивность их деградации приводят ежегодному недобору 37-45 млн. тонн продукции в расчете на зерно. Главными причинами сложившегося положения является бесхозяйственное отношение к земле, резкое сокращение инвестиций в химизацию, мелиорацию и противоэрозионные мероприятия.

Отсутствие у тысяч хозяйств разных форм собственности средств на минеральные и органические удобрения ускоряют истощение почв, разрушение их структуры, ухудшение всех показателей почвенного плодородия. По заключению экспертов, за последние годы вынос питательных элементов из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Очень низким содержанием фосфора характеризуется 24, 5 млн. га (21%) пашни, калия - 11, 5 млн. га (10%), гумуса - 53, 3 млн. га (46%).

Большая часть сельскохозяйственных земель России находится в зоне рискованного земледелия, с отрицательным влиянием засух, суховеев, высоких температур, заморозков и других негативных для сельхозпроизводства природных явлений. Так, около половины территории России подвержено воздействию засух, а 7% (до 100 млн. га) - опустыниванию. Это Поволжье, Предкавказье, Забайкалье, где проживает около 50% населения. Вследствие непродуманной распашки водосборов в земельном фонде возникло более 2 млн. оврагов площадью свыше 6 млн. га. Их ежегодный прирост составляет от 80 до 100 тыс. га.

За последние 10 лет объемы противоэрозионных мероприятий резко сократились. В соответствии с «Комплексной программой повышения плодородия почв России» к концу 90-х годов намечалось ежегодно закладывать свыше 115 тыс. га защитных лесных полос на склоновых эродированных землях, фактически создается лишь около 15 тыс. га.

Управлять землепользованием, плодородием земли невозможно без создания четко действующей системы планирования и землеустройства. Большое значение для России в XXI веке приобретает разработка и принятие долгосрочной (до 2025 г.) программы развития земельных преобразований, охраны и эффективного использования земли. Создание эффективной и динамичной системы управления и прогнозирования земельными ресурсами сегодня - объективная необходимость. До завершения работы по разграничению земель на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований учесть эти земли раздельно и обеспечить надлежащее планирование использования земельных ресурсов не представляется возможным. Наиболее объективными в такой ситуации будут планы составленные на уровне субъектов федерации, сведенные затем в единый план по России.

 

Планирование использования земель на региональном уровне.

(Схемы землеустройства территории субъектов российской федерации)

Для обеспечения системного планирования и организации рационального использования и охраны земель каждый субъект Российской Федерации должен иметь схему землеустройства своей территории.

Основное назначение схемы — детализация землеустроительных решений, намеченных в Генеральной схеме, и привязка мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов к территориям субъектов Российской Федерации. Главная задача схемы — определение реально возможного распределения земельного фонда по категориям и планирование использования земель в сельскохозяйственном производстве при обновляемых формах хозяйствования на земле.

В схеме землеустройства территории субъекта Федерации должен быть решен весь комплекс вопросов по использованию и охране земель, включая отдельные конкретные проблемы (консервация загрязненных и деградированных земель, защита почв от эрозии и др.).

На основе этой схемы и в целях ее развития разрабатывают схемы землеустройства муниципальных районов, а также местные программы по планированию использования и охраны земель на перспективу.

Схема землеустройства территории субъекта Федерации относится к долгосрочной прогнозной и предплановой землеустроительной документации, разрабатываемой на период 5...25 лет с разбивкой по очередям, в которой: обосновывают потребности в земельных ресурсах для

различных отраслей промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др. с учетом перспектив их развития, а также потребности в землях граждан (для коллективного садоводства и огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства, развития личного подсобного и крестьянского хозяйства и т. д.); разрабатывают предложения по перераспределению земель по формам собственности (государственная, муниципальная, частная), по категориям и угодьям, созданию специальных земельных фондов; выявляют наиболее эффективные направления использования и охраны земельных ресурсов, резервов земель, пригодных

для сельскохозяйственного и иного использования, обосновывают очередность вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот; разрабатывают меры по совершенствованию системы расселения на территории субъекта Федерации, развития городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и определяют резервы земель, необходимых для дальнейшей застройки; проводят межотраслевое перераспределение земель, совершенствование системы землевладения и землепользования; обосновывают показатели интенсивности использования земельных ресурсов и продуктивности сельскохозяйственных угодий на основе природно-сельскохозяйственного

районирования; разрабатывают перспективы развития и размещения территориально-производственных комплексов, промышленных центров,

объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая дороги областного подчинения, аэропорты и т.д.; обосновывают меры по защите земель от эрозии, сохранению и повышению плодородия почв, осуществлению других природоохранных мероприятий; определяют потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий и оценивают их эффективность.

Схема землеустройства территории субъекта Федерации состоит из текстовой и графической частей. Схему рассматривают и согласовывают в установленном законом порядке, и после экспертизы ее утверждает орган

исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если схемы землеустройства территории субъектов Российской Федерации являются комплексными, так как в них рассматривают все вопросы организации производства и территории, то генеральные схемы использования и охраны земель, в современном понимании, могут рассматривать отдельные вопросы регулирования землепользования. К ним относятся, например, такие, как борьба с эрозией, опустыниванием, консервацией земель, повышение плодородия почв и т. п. Материалы схем землеустройства территории субъектов Федерации служат основой для разработки заданий на составление схем землеустройства муниципальных образований.

Планирование распределения земель Волгоградской области по категориям и формам собственности.

В Волгоградской области до 2020 г. предполагается завершить передачу права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, а также завершить работы, связанные с переоформлением физи­ческими и юридическими лицами права пожизненного наследу­емого владения и постоянного (бессрочного) пользования на пра­во собственности. Планируется продолжение перере­гистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В этом случае право собственности на земельный участок будет переходить от юридического лица физическому формально. В связи принятием дополнений и изменений в федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, активизируется процесс, уточнения правового статуса и принадлежности зе­мель формирующих землепользования хозяйствующих субъектов, а именно преобразование земельных долей в составе сельскохозяйственного предприятия, в земельные участки. Планируются работы по разграничению государственной собственности на землю, включающие землеустроительные действия по формированию земельных участков, государственный кадастро­вый учет земельных участков и регистрацию права собственности в соответствии с действующим законодательством.

Фактическое состояние и план распределения земель Волгоградской области по формам собственности приведены в таб­лице 9.

Табл. 9. Распределение земель Волгоградской области по формам собственности: фактическое и планируемое.

 

  Показатель 2002 г. 2010 г.   2020 г. (планируемое)
тыс. га % тыс. га % тыс. га %
Общая площадь, всего 11287, 7 100, 0 11287, 7 100, 0 11287, 7 100, 0
В том числе в собственности: граждан и юридических лиц     6729, 8     59, 6     7185, 6     63, 7       8006, 0         70, 9
В государственной и муниципальной собственности     4557, 9     40, 4     4102, 1     36, 3     3281, 7         29, 1

 

По данным статистической отчетности, на 2002 г. в собственности граждан и юридических лиц на­ходилось 6729, 8 тыс. га, или 59, 6 % земельного фонда области. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципаль­ной собственности, составляла 4557, 9 тыс. га, или 40, 4 %.

К 2010 г. площадь земель, находя­щихся в собственности юридических и физических лиц, увеличилась на 455, 8 тыс. га. По данным планируемым Росреестром, к 2020 г. в частной собственности будет насчитываться 8006, 0 тыс. га земель, в государ­ственной-3281, 7 тыс. га.

Планирование перераспределения земель по категориям, обусловлено следующими причинами: завершением работ по территориальному зонированию, установлением черты населенных пунктов, границ муниципальных образований и иных тер­риторий;

предоставлением и изъятием земельных участков для государ­ственных и муниципальных нужд; переводом их в земли за­паса. Часть особо охраняемых территорий ранее учитываемых в составе других категорий, планируется включить в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов с 33, 1 тыс. га (2002 г.) до 377, 3 тыс. га в 2020 году.

Планируемое распределение земельного фонда Волгоградской области по категориям приведено в таблице 10

Табл.10. Планируемое распределение земельного фонда Волгоградской области по категориям

Категория земель 2002 г. 2010 г. 2020 г. (планируемое)
тыс. га % тыс. га % тыс. га %
Земли с/х назначения 8863, 8 78, 5 9243, 6 81, 9 8817, 1 78, 1
Земли населенных пунктов   326, 7   2, 9   328, 4   2, 9   344, 8   3, 1
Земли промышленности и иного специального назначения     730, 7     6, 5     727, 4     6, 4     763, 8     6, 8
Земли особо охраняемых территорий   33, 1   0, 3   33, 1   0, 3   377, 3   3, 3
Земли лесного фонда 560, 5   560, 6   588, 6 5, 2
Земли водного фонда 364, 8 3, 2   3, 2   3, 2
Земли запаса 408, 1 3, 6 29, 6 0, 3 31, 1 0, 3
Всего земель в Волгоградской области   11287, 7   100, 0   11287, 7   100, 0   11287, 7   100, 0

 

К 2020 г. планируется уменьшение площадей земель сель­скохозяйственного назначения на 426, 5 тыс. га в связи с переводом лес­ных земель в составе этой категории в лесной фонд, увеличение категории земель промышленности и иного специального назначения – на 36, 4 тыс. га.

 

Планирование распределения и использования земель Волгоградской области по угодьям.

 

Планируемое распределение земель Волгоградской области по угодьям на перспективу до 2020 г. зависит прежде всего от соотно­шения сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий в структуре земельного фонда, а также от изменения площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих особой охране и име­ющих приоритет в использовании.

Планируемая площадь сельскохозяйственных угодий будет зависеть:

от наличия земель, объемов их освоения и рекультивации с це­лью вовлечения в сельскохозяйственный оборот;

планируемой трансформации и улучшения угодий и их перево­да в другие категории земель и виды угодий;

изъятия сельскохозяйственных угодий для государственных и муниципальных нужд, их выбытия вследствие нарушения, за­растания кустарником и мелколесьем и последующего списа­ния;

объемов осуществления комплекса мелиоративных, природо­охранных и почвозащитных мероприятий, включая сплошное облесение и залужение эродированных земельных участков, строительство гидротехнических противоэрозионных и мелиора­тивных сооружений, консервацию земель с изъятием их из обо­рота.

Табл.11. Основные мероприятия, по улучшению и охране земель Волгоградской области планируемые на перспективу (тыс. га)

  Показатели Годы
         
Освоение земель, всего в том числе в пашню 11, 9 9, 7 29, 5 21, 1 58, 7 47, 6 86, 9 72, 9 112, 3 98, 3
Улучшение с/х угодий гипсованием культуртехнические работы из них: на пашне улучшение кормовых угодий 214, 4 -   31, 1 29, 3 183, 3 661, 9 21, 7   647, 7 510, 0 661, 2 1533, 7 101, 7   1449, 9 1030, 0 1079, 2 2548, 7 191, 7   2384, 9 1555, 0 1547, 2 2866, 5 271, 7   3022, 7 1843, 2 1991, 7
Противоэрозионные мероприятия, всего в том числе: агротехнические лесомелиоративные   2206, 3   2200, 0 6, 3   5090, 0   5000, 0 36, 5   5180, 5   5000, 0 75, 5   5273, 2   5000, 0 117, 5   5315, 2   5000, 0159, 5
  Рекультивация земель, всего   1, 6   6, 9   14, 0   21, 3   28, 8
Мероприятия по защите земель от заболачивания, засоления, иссушения и подтопления в том числе подтопление     38, 7 9, 7     71, 2 30, 6     147, 0 51, 9     243, 3 71, 9     335, 3 91, 9
Площадь природо-охраняемых территорий     376, 3     376, 3     376, 3     377, 2     377, 3  

 

За последние годы площади рекультивированных земель, вве­денных в сельскохозяйственный оборот, были незначительны и не повлияли на общую ди­намику сокращения площадей сельскохозяйственных угодий и особенно пашни. Таким образом, на 2020 г. планируется следующая структура сельскохозяйственных угодий.

Табл.12. Планируемое использование сельскохозяйственных угодий в границах Волгоградской области

 

  Вид угодья 2000 г. 2010 г. 2020 г.
тыс. га % тыс. га % тыс. га %
Пашня 5892, 1 67, 2 5859, 6 66, 9 5911, 8 67, 5
Залежь 4, 8 0, 1 4, 9 0, 1 4, 9 0, 1
Многолетние насаждения 43, 5 0, 5 35, 8 0, 4   0, 5
Сенокосы 206, 4 2, 4 201, 8 2, 3 211, 9 2, 4
Пастбища 2616, 6 29, 8 2656, 2 30, 3 2586, 7 29, 5
Итого сельскохозяйственных угодий   8763, 3   100, 0   8758, 2   100, 0   8758, 3   100, 0

 

Площади пахотных земель увеличатся. По срав­нению с 2010 г. планируемая к 2020 г. площадь пашни увеличится на 52, 2 тыс. га. Площадь залежи за этот период не изменится. В целом площадь сельскохозяйственных угодий по области останется практически не изменой. Анализируя приведенные цифры, следует отметить, что нера­циональное использование земель при складывающейся системе землепользования и землеустройства будет продолжаться, приво­дя к различным негативным по­следствиям и нанося ущерб экономике области.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.