Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зонирование территорий.






Лекция 1.

Цели и основные задачи планирования использования земель.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона 78-ФЗ «О землеустройстве» планирование и организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

В настоящее время, поставлена задача максимального удовлетворения экономических интересов всех собственников земли, а не только государства. Поэтому основными задачами по планированию и организации рационального использования и охраны земель являются: определение долгосрочной и краткосрочной перспективы развития территорий и рационального использования земель всех категорий независимо от форм собственности на землю и форм хозяйствования; подготовка предложений для принятия решений по предоставлению (перераспределению) земель с учетом потребности отраслей: агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, развития городов и других населенных пунктов и систем расселения, промышленности, транспорта, территорий природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, историко-культурного назначения; формирование фонда перераспределения земель, обеспечение земельными участками граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, организация крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с законом, планирование включает также, разработку предложений по природно-сельскохозяйственному районировании земель.

В городах и сельских населенных пунктах, планируют и организуют рациональное использование земель и их охрану, в соответствии с градостроительной документацией. В Российской Федерации, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, планируют и организуют рациональное использование земель и их охрану на основе комплекса землеустроительных документов, взаимосвязанных между собой. К ним относятся:

Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации;

схемы землеустройства территорий муниципальных образований;

схемы использования и охраны земель.

Реализуют указанные документы через планы и программы (федеральные, региональные, местные) использования и охраны земельных ресурсов, а также через конкретные проекты землеустройства.

 

Теоритические основы управления планированием использования земель.

 

Планирование использования земельных ресурсов, осуществляется на основе утвержденных программ, схем, проектов.

Схемы и проекты землеустройства, составляются с использованием материалов инвентаризация земель, почвенного и геоботанического обследования, оценки земель, проектов межевания, межевых планов, документов о регистрации прав на земельные участки и т.д. Схемы и проекты направлены на повышение эффективности использования земель и получение максимальной прибыли от запланированных мероприятий.

Процессы управления разработки схем и проектов землеустройства осуществляются на всех стадиях, от составления до реализации и могут быть классифицированы по целевому результату - фазе управления. Под фазой процесса управления понимается совокупность мероприятий (процессов), обеспечивающих достижение определенного результата

(рис. 1). Процесс управления, планированием использования земель.

Управление отклонениями (риски проблемы, изменения)
Закрытие проекта
Контроль, мониторинг, отчетность
Организация и выполнение работ
Детальное планирование
Формирование оргструктуры
Определение проекта
Открытие проекта

Рис.1

Схема, наглядно иллюстрирует циклы проекта. Центральное звено в этом цикле занимает планирование, оно является организующим началом всего процесса. Сущность планирования состоит, в определении, и обосновании способов достижения целей, выбора эффективных методов их разработки, установления взаимодействия между участниками процесса планирования. Планирование состоит из нескольких этапов и начинается с участия менеджера (управляющего, специалиста по управлению) в процессе разработки концепции, продолжается при выборе стратегических решений, заканчивается утверждением и реализацией намеченных мероприятий. На этапе планирования мероприятий по улучшению и освоению земель, определяются все необходимые параметры реализации проекта — продолжительность (в целом, отдельных этапов и работ), потребность в трудовых, материально-технических и финансовых ресурсах, сроки поставки материалов, технологического оборудования, сроки и объемы привлечения проектных, строительных и других организаций. Принятые решения должны обеспечить реализуемость проекта в заданные сроки с минимальными стоимостью и затратами ресурсов и при высоком качестве выполнения работ.

В неразрывной взаимосвязи с планированием находятся вопросы организации. Эта функция обеспечивает выполнение планов и отдельных заданий. Организаторская работа направлена на подбор и расстановку специалистов, повышение их квалификации. Организация включает как решение частных задач (в рамках конкретного проекта): выполнение плана производства работ, выполнение конкретных производственных задач, так и общие вопросы. Иными словами, организация является центральной функцией управления (рис. 1), выступая связующим звеном планирования, координации и контроля производимых работ.

Таким образом, планирование определяет стратегию обеспечения производственной деятельности, тогда как организация - тактику. При планировании, рассчитываются объемы ресурсов, средств производства, материальных затрат. Организация решает вопросы маневрирования во времени и пространстве этими ресурсами. Своевременное переключение освободившихся ресурсов с предыдущего этапа на последующий, перераспределение ресурсов между параллельными этапами – задача организации. Планирование и организация являются взаимосвязанными и в определенной степени взаимодополняющими функциями процесса управления. Немаловажна их связь с остальными функциями. Мотивация, дает необходимый объем входящей информации системы планирования и организации. Основной задачей данной функции является определение системы ограничений данного проекта. Выполнение проекта, основывающееся на разработанном плане, через функцию контроля осуществляет обратную связь с процессом планирования и организации, что позволяет системе управления проявлять гибкость и устойчивость в условиях изменения окружения проекта.

Принципы и процесс планирования.

Главной задачей планирования является, обеспечение разработки проекта или схемы землеустройства, необходимыми трудовыми и финансовыми ресурсамим, а так же их распределение во времени и пространстве.

Обеспечение проекта трудовыми ресурсами, является главной составляющей, от которой, в первую очередь, зависит его успешное выполнение. Процесс землеустроительного производства с этой точки зрения имеет определенную особенность.

С одной стороны, это весьма наукоемкий процесс, требующий привлечения высококвалифицированных исполнителей. С другой – любая землеустроительная документация, включает в себя большое количество технической работы проводимой как в камеральных, так и в полевых условиях, выполнение которой по оплате должно быть дифференцированным. Обеспечение составления, землеустроительной документации средствами производства, является приоритетной целью в системы планирования. Средства землеустроительного производства отличаются большим разнообразием, которое напрямую определяется производительностью и ценой.

Оптимальное решение вопросов обеспечения и распределения ресурсов, часто ограничивается наличием финансовых возможностей и поэтому компенсируется иными методами и средствами разработанными в теории управления.

Планирование использования земель является одним из наиболее важных процессов управления земельными ресурсами на различных уровнях. Планирование связано с другими важными процессами, такими, как организация, координация, контроль, анализ и регулирование.

Планировать можно все то, что подлежит учету, контролю, анализу и регулированию.

При всем многообразии документации по планированию использования земель, существуют общие подходы и принципы планирования мероприятий. Общие принципы планирования мероприятий по использованию земель обусловлены типичной деятельностью управления, к которым согласно таблице 1 можно отнести.

 

 

Таблица 1

Основные принципы планирования.

Наименование Характеристика
Целенаправленность Процесс развертывания главной цели планирования в иерархическую последовательность целей и задач до уровня отдельных мероприятий, действий, работ с определением порядка их выполнения.
Комплексность Полный охват научных, проектных, организационных, производственных и других мероприятий и работ, направленных на достижение целей и результатов.
Сбалансированность по ресурсам Означает, что планы не содержат задач и работ, не обеспеченных необходимыми ресурсами.
Системность Применение системного подхода и учета влияния факторов окружения.
Гибкость Способность системы прогнозировать и учитывать возможные изменения, возмущения внешних факторов и их последствия. Для этого пользователю должна быть предоставлена возможность легко варьировать набором учитываемых в расчете технологических, организационных и экономических условий; варьировать критериями, ограничениями, приоритетами и получать в удобном виде для анализа и сопоставления варианты планов, формируемых при различных постановках задач.
Многофункциональность Обязательное планирование по всем установленным функциям управления.

 

 

4. Природно – сельскохозяйственное районирование земель.

Основой для разработки документов планирования, могут служить данные природно-сельскохозяйственного районирования земель соответствующих территорий.

Природно-сельскохозяйственное районирование земель — это разделение территории Российской Федерации, отдельных регионов или территорий субъектов Российской Федерации (пример разделения территории Волгоградской области показан на рисунке 2) с учетом природных условий и агробиологических требований сельскохозяйственных растений. С помощью системы комплексного общероссийского районирования выделяют природно-сельскохозяйственные пояса, зоны, провинции, округа.

П р и р о д н о-сельскохозяйственный пояс — высшая единица природно-сельскохозяйственного районирования, где основным признаком выделения является теплообеспеченность, отражаемая суммами температур выше 10 °С. В Российской Федерации выделяют три пояса: холодный, умеренный, теплый

субтропический.

П р и р о д н о-сельскохозяйственная зона —основная единица природно-сельскохозяйственного районирования, которая характеризуется определённым балансом тепла и влаги.

П р и р о д н о - сельскохозяйстенная провинция - часть зоны, характеризующаяся специфическими особенностями почвенного покрова, связанными с микроклиматом внутри зон.

П р и р о д н о - сельскохозяйственный округ — часть провинции, характеризующаяся хорошо выраженными геоморфологическими и гидрологическими особенностями, составом почвообразующих пород, преобладающим типом почвообразования, а также существенными особенностями макро- и мезоклимата.

Использование земель сельскохозяйственного назначения, планируют в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием территории. На основе данных природно-сельскохозяйственного районирования, устанавливаются обременения и ограничения в использовании земельных участков предоставляемых гражданам, сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам. При утверждении законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регулирующих вопросы земельных отношений, учитывают рекомендации научно исследовательских учреждений по природно-сельскохозяйственному районированию земель.

Материалы по природно-сельскохозяйственному районированию территории Российской Федерации, региона или субъекта Российской Федерации изготавливают в виде схематической карты (рис.2), на которой показывают границы поясов, зон, провинций, в необходимых случаях и подпровинций, каждый пояс окрашивают определенным цветом, на котором условными индексами надписывают основные характеристики данного пояса (номер зон; номера провинций в зоне, округов; агроклиматические показатели, преобладающие типы рельефа, гидрологические условия). На карте приводят подробную легенду всех принятых обозначений и индексов, к ней прикладывают пояснительный текст.

Материалы природно-сельскохозяйственного районирования в целом по Российской Федерации или региону рассматривает и утверждает Правительство Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации — органы его исполнительной власти.

Первые материалы по природно-сельскохозяйственному районированию земельного фонда СССР составлены, Министерством сельского хозяйства СССР в 1984 г. В состав материалов вошли пояснительная записка и карта в масштабе 1: 8 000 000. На карту нанесены границы зон, областей и провинций, подпровинций, округов и уровни горной территории, а также индексы природно-сельскохозяйственных округов, подразделений (зон, провинций, подпровинций и др.). На врезках и картах приводятся условные обозначения, а также характеристики:

 

Рис.2. Природно-сельскохозяйственное районирование Волгоградской области.

 

природно-сельскохозяйственных округов по преобладающему гранулометрическому составу почв, гидрологическим условиям, преобладающему типу рельефа; коэффициенту континентальности, сумме температур воздуха выше 10 °С, коэффициенту годового атмосферного увлажнения (отношение осадков к испаряемости), климатическому индексу биологической продуктивности в баллах относительно средней продуктивности; зон по типам и подтипам почв; состава горных территорий.

При планировании и организации рационального использования земель и их охраны используются также материалы специальных районирований:

эколого-хозяйственного, эколого-ландшафтного, агроэкологического и др.

 

Зонирование территорий.

Зонирование территории — это разграничение территории, с выделением особых зон и определением для каждой из них целевого назначения, приоритетных функций и соответствующих режимов использования.

Особое распространение зонирование территории получило в западноевропейских странах, США и Канаде, где зоны определяют основные направления развития землепользования на перспективу.

Зонирование территории осуществляют на основе схем землеустройства, схем использования и охраны земельных ресурсов, природоохранной, землеустроительной, градостроительной и иной документации на уровне субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

Решения по зонированию территории принимают, исходя из следующих основных принципов: ориентации на интенсивное использование и рациональную организацию территории; установления научно обоснованного баланса земель различного назначения, сохранения особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий, ценных историко-культурных объектов. Создания необходимой инженерно-транспортной инфраструктуры; четкого разграничения земель сельскохозяйственного, лесохозяйственного, природоохранного назначения и урбанизированных территорий с закреплением в законодательном порядке соответствующих режимов их функционального использования; обеспечения наиболее благоприятных организационно-территориальных условий для ведения сельского хозяйства.

В состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Материалы по зонированию территории изготавливают в составе текстовой и графической частей. В текстовой части обосновывают условия установления зон, их границы, площади земельных угодий и т. п.

Графическая часть включает схематическую обзорную карту, на которой в цвете показывают расположение каждой из установленных зон. Масштаб карты зависит от размера территории зонирования и может быть: для территории субъектов Российской Федерации —1: 1 000 000 - 1: 250 000; административных районов — 1: 250 000 - 1: 50 000; территории муниципальных образований, находящихся в границах административных районов, — 1: 10 000 - 1: 25 000. Схемы зонирования территории, утверждаются постановлением соответствующих органов власти или решением органов местного самоуправления. В утверждаемых документах, регулируются вопросы изменения форм собственности на землю, установления платы за землю, зонирования территорий с учетом режима использования земель и т.д..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.