Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оперантное обусловливание






Оперантное обусловливание – форма научения, характеризующаяся тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным. Т

ермин введен американским психологом Б.Ф. Скиннером для обозначения особого пути образования условных связей.

При «классическом», павловском обусловливании наблюдается «респондентное» поведение, то есть ответ следует за стимулом, а в результате образования условно-рефлекторной связи и подкрепление безусловный раздражитель связывается со стимулом.

При оперантном же обусловливании вначале производится движение, сопровождаемое подкреплением без условного раздражителя.

Но, как и при «классической» выработке условных рефлексов, адекватная реакция животного подкрепляется полезным для животного результатом. При этом потребность в пище или создании оптимальных температурных условий побуждает крысу реагировать на рычаг выученным образом, точнее, ориентировать свое поведение в соответствии с восприятием рычага.

Это восприятие действует как условное раздражение постольку, поскольку действие рычагом приводит к биологически значимому результату – пищевому или температурному подкреплению. Вне этой временной связи рычаг не имеет для крысы никакого значения.

Оперантное обусловливании И. П. Павлов называл «рефлексами первого рода», выделяя в качестве «рефлексов второго рода» более сложное научение у животных, при котором животные сами проявляют активность во взаимодействии со средой устанавливают связи между компонентами научения. В экспериментах Э. Л. Торндайка, Б. Скиннера изучалось мотивированное поведение животных, когда субъекту необходимо было самостоятельно вычленить стимулы, реакция на которые приведет к значению подкрепления. Животное сначала совершает ряд движений большинство из которых не ведут к получению подкрепления,

Правильные реакции, за которыми следует крепление, животное повторяет все чаще и чаще, в процессе кого повторения связывая их с подкреплением и сопутствующими компонентами ситуации.

Получается другая, по сравнений классическим условным рефлексом, последовательность реакция животного подкрепление - условный стимул.

При оперантном обусловливании обычно животное имеет достаточную свободу в выборе ответных реакций, с по­мощью которых достигается подкрепление.

Однако условно-рефлекторный механизм образования временной связи действует и здесь, и животное может случайно закрепить как успешные такие движения, которые в целом не связаны с достижением результа­та, а просто случайно совпали с правильными реакциями.

Такие приемы также применяются при дрессировке животных, особен­но если используются их естественные формы поведения, напри­мер, копающие движения передними лапами у лисицы в трюке вкатывания ковровой дорожки В.Дурова.

В отличие от классического, павловского пути, при оперантном обуславливании животное сначала производит какое-нибудь движение, спонтанное или инициированное экспериментатором, а затем получает подкрепление. Животное должно при решении таких задач проявить двигательную инициативу, самостоятельно «изобрести» способ действия, оперирования. Животному не «навязываются» экспериментатором определенные движения, как это имеет место при выработке «классических» условных рефлексов по методу Павлова.

При обучении крысы в скиннеровском «проблемном ящике» временная связь образуется после ряда случайных движений нажатий на планочку, подкрепляемых появлением пищи в кормушке. В более сложно устроенных установках крысам предоставляется даже возможность выбора между двумя способами действия, приводящими к разным результатам.

Так, например, можно крысе дать возможность «по своему усмотрению» регулировать температуру в «проблемном» ящике, включая то обогревающий рефлектор, то охлаждающий вентилятор в соответствии со своими потребностями.

При каждом нажатии на рычаг попеременно включается рефлектор и выключается вентилятор или наоборот.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.