Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования психики животных.






Психика животных не наблюдаема непосредственно, также как и психика других людей. Поэтому исследовать психику можно только посредством поведения. Методы изучения поведения животных самые разнообразные, однако, их можно примерно разделить на лабораторные и опыты в естественных условиях.

К лабораторным экспериментам больше тяготеет зоопсихология и сравнительная психология, к опытам в естественной среде – этология. При этом в последнее время зоопсихология начинает отказываться от лабораторных условий, ибо животное в клетке, над которым издевается безумный экспериментатор – это вам не животное на свободе, а отдельный феномен. Самый старый метод – лабиринт. Изобрел его некий Смолл. Особенно этот метод любили Торндайк и Толмэн. Суть метода в том, что запущенное в лабиринт животное должно прийти к приманке, но путь к еде тернист и непрост. Животное (цыпленок, потом все чаще крыса) постоянно натыкается на тупики, особенно в первый раз. Однако затем оно перестает натыкаться, что и стало интересно. Например, более развитые животные (крысы) запоминали не последовательность правильных поворотов, а где расположена приманка (см. Когнитивные карты Толмэна). А если не подкреплять приманкой крыс, а потом начать подкреплять, то она будет даже немного более успешной, чем обычная всегда подкрепляемая на выходе крыса (см. Латентное научение). Еще один метод – метод обходного пути. Показываем приманку, она кажется такой близкой, но чтобы до нее добраться, нужно обойти преграду. А ведь не все обходят… Еще метод – дифференциальная дрессировка. Это как по овсу, только не ребенка подкрепляем милой чиксой и ее «Ку-ку», а животное едой. Попсовый вариант метода – выбор на образец. Так можно измерить пределы различения суть разностный порог. Ну, допустим… вырабатываем рефлекс у обезьянки на красный кубик (подкрепляем правильный выбор), а потом показываем этот кубик рядом с другими похожих цветов и вычисляем, может она различать небольшие оттенки цветов или нет. Следующий метод – метод проблемной клетки (ящика). Животное должно забраться или выбраться из клетки. Что я вам объясняю, пересмотрите фильм «Куб»… Да-да… Проблемный ящик.

Но все это методы изучения животных в немного несуществующих ситуациях. Как выход – анализировать неподкрепленную активность, исследовать траектории изучения крысами пространства, ходить в зоопарк и обогащать слонов…

Или

Методы исследования психики животных.

Зоопсихология изучает психику на основе анализа поведения: детальный анализ движения животных в самых простых ситуациях, организованных зоопсихологом. Для зоопсихологии важны приобретенные особенности. Для исследований обычно используются выведенные в лаборатории животные. Зоопсихология рассматривает процесс взаимодействия животного с окружающей средой в несложно контролируемых условиях. Зная прошлый опыт животного и ставя его в новую ситуацию, зоопсихолог изучает отражение окружающей среды.

По Леонтьеву, поведение — источник знаний о психике.

    Пример А: двигаясь вдоль преграды, крыса уподобляется в своих движениях объективной метрике среды. Через это и происходит отражение среды. Новое, незнакомое место (квадратное поле) имеет отрицательное значение. Животное “застывает” (фризинг). По степени его деятельности (уринация, дефекация) определяется его эмоциональность. По тому, как меняется поведение крысы в открытом поле, делают выводы о том, как она отражает среду. Крыса двигается медленно, ползком, ощупывая вибриссами стены. Одного обхода бывает достаточно, чтобы отразить поле.

Если в определенном месте (А) напугать животное, делающее первый круг, крыса вернется к началу круга. Если она уже знакома с местностью, то побежит вперед вдоль стены (или, сократив путь, через середину). Можно сделать вывод о том, что именно отразило животное.

Пример В: в центр уже изученного крысой пола помещаются новые предметы. Животное ощупывает их вибриссами: касаясь поверхности, крыса определяет ее характер. Мягкие предметы она хватает зубами, твердые покусывает. Затем поворачивает предмет, грызет. По характеру действий можно определить, как она отражает предмет. Если это проволока, которая, упав, издает звук, крыса снова совершает действие, вызвавшее звук. Научившись перекатывать голыш, крыса показывает, что отразила его способность перекатываться.

Манипулятивная активность — воздействие на окружающую среду с помощью конечностей. Через свои действия животные отражают свойства изучаемых ими объектов.

Пример С (наблюдения Ладыгиной-Котс): примат строит гнездо, ему подкладывают различные материалы. Животное использует их адекватно их свойствам. Шимпанзе несет сосновые ветки аккуратно, чтобы не испачкаться. Фанеру обезьяна несет на спине, распластав руки. Опилки собирает во втянутый живот. Когда из множества объектов надо выбрать нечто, чем можно вытереть глаза, шимпанзе всегда выбирает тончайшие бумажные салфетки, чтобы почесать спину, использует шишки.

Анализируя поведение животных, можно сделать вывод о том, какие характеристики окружающей среды они отражают, в зависимости от типа поведения.

Конкретно психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом путём детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определённых задач. Также животные наблюдаются в естественных условиях. Ладыгина-Котс своими экспериментами показывала, что зоопсихолог должен изучать не столько что делает животное, сколько как оно это делает. Необходимо также учитывать специфику биологии изучаемого вида.

Методы, сводимые к постановке задач перед животным:

a. Метод “лабиринта”. Награда: еда, убежище. Изобрёл Смолл. Изучение научения, пространственной ориентации, формирования обобщений.

b. Метод “обходного пути”. Для достижения цели надо обойти преграды. Непосредственное восприятие приманки.

c. Дифференцировочная дрессировка. Выбор объектов вознаграждается либо наказывается. Уменьшая различия между объектами, можно выявить пределы различения. Изучение формирования навыков, памяти, способности к обобщению.

d. Метод “выбора на образец”. Вариант предыдущего. Выбор среди объектов, при этом предъявляется образец. Правильное подкрепляется. Изучение сенсорной сферы животных.

e. Метод “проблемной клетки (ящика). Надо выйти из клетки или проникнуть в неё. Изучение сложных форм научения и моторных элементов интеллектуального поведения животных. Изучение использования орудий.

f. Анализ обычного, неподкреплённого манипулирования. Позволяет судить об эффекторных способностях животных, об исследовательской деятельности, игровой. Предыстория трудовой деятельности человек






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.