Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «окружающего мира» (die Umwelt) Якоба фон Юкскюля. Проблема объективного изучения и интерпретации поведения животных.Антропоморфизм




Мы, жалкие ничтожные людишки, чтобы самоутвердиться, считаем себя царями природы, венцами творениями и идеальными животными. Когда животные что-то не умеют, а мы умеем, то смотрим на них снисходительно, как на недоразвитых по сравнению с нами. Как говорил Артемий Лебедев «Вы ведете себя как типичный дизайнер в нашей стране — вам что-то показалось, и вы решили, что это неебически крутая мысль, за неврубание в которую все объявляются идиотами». Вот так же и с учеными. Им и в голову, зачастую, не приходит мысль, что животные могут уметь что-то, что не умеем мы. Ученые 150 лет не могли понять, как ориентируются летучие мыши. Разгадка оказалась не такой уж сложной – ультразвук (100000 колебаний в секунду). Но мы не воспринимаем ультразвук, он не является для нас специфической стимульной энергией, на которую мы реагируем, поэтому даже и в мыслях не было никакого ультразвука. Мы бы скорее предположили, что летучие мыши обращаются к вселенскому разуму путем раскрытия седьмой чакры и обмена энергией посредством Мескалито. Но из-за того, что мы можем воспринимать одни стимулы, а животные – несколько другие, зоопсихология порой тормозит до ужаса. Поэтому Якоб фон Юкскюль вводит понятие die Umwelt – та часть мира, которую животное способно воспринимать и на воздействие которого оно способно реагировать. Метафорически умвэльты можно изобразить такими кружочками:

Из-за несовпадения умвэльтов разных видов и антропоморфизма можно неправильно интерпретировать результаты экспериментов, ибо когда мы хотим сказать, что животное реагирует на нужный нам стимул, то можем просто не учесть другие стимулы, из которых животное извлекает информацию.

Ч. Дарвин. Его работы дали начало сравнительным и экспериментальным исследованиям. “ Выражения эмоций у животного и человека” - 1872 г. В этом труде Ч. Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики. У Дарвина был большой фактический материал (большое количество животных). Он изучил репертуар выразительных движений (невербальных движений) у животных и у человека. Определённые проявления эмоций сходны у животных и человека. Дарвинвыдвинул три основные категории поведения животных: 1) инстинкт; 2) способность к обучению; 3) способность к рассуждению. После Дарвина учёные идут по двум направлениям. Антропоморфизм - стремление преувеличивать разумность животныхи приписывать им человеческие свойства, а именно: сознание, волю, любовь и т. д. Это перенесение всех человеческих качеств на животных. Джон Роменс – ученик Дарвина. “ Ум животных”. Доказывает, что животные во многих ситуациях осуществляют разумные действия. Его материал был неоднороден (анекдотические материалы). Механицизм. Жак Леб, Дж. Уотсон, Павлов. Главный постулат визучении поведения животных: “ любым выводам должно предшествовать наблюдение”. При изучении животного необходимо отказаться от попыток узнать то, что нам знать не дано. Против антропоморфных тенденций. Ж. Леб: теория тропизмов. Тропизмы - это генетически фиксированные механизмыпространственной ориентации и двигательной активности, животных в сторону благоприятных или от неблагоприятных условий среды (атомы поведения животных). Леб резко выступал против теории нервных центров и считал её научной ошибкой - атомистический подход. Павлов - рефлексы - атомы поведения животных. Бихевиористы - Уотсон: поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами. Бихевиористы отбрасывали возможность того, что существуют какие - то процессы переработки информации в нервной системе - промежуточные переменные. Заслуга: нахождение высокоточных приёмов количественного анализа поведения. Толмен вводит понятие “ промежуточных переменных” между стимулом и реакцией, которые называются независимыми стимулами. Отец когнитивного подхода в зоопсихологии. Л. Морган обособил обучение и инстинкты научения. Обучение - приобретённые, инстинкты - врождённые. Л. Морган полагал, что животные в ряде случаев действуют методом проб и ошибок (несколько способов для решения задачи). Торндайк (ученик Л. Моргана) разработал учение о методе проб и ошибок. Морган. Закон экономии: то или иное действие животного ни в коем случае нельзя интерпретировать, как результат проявления, какой - либо высшей психической функции, если его можно объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую ступень на психологической шкале (нельзя объяснить поведение животных наличиемразума, т. к. это объясняется наличием инстинкта). В. А. Вагнер - основатель зоопсихологии (отечественной), которая занимает небольшую часть сравнительной психологии. Ладыгина - Котс - зоопсихолог, одна из основателей. Э. Фабри - основатель, автор зоопсихологии и сравнительной психологии.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.