Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология стихийных групп и массовых движений.






Общая характеристика и типы стихийных групп

Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. История социальной психологии в определенной степени " начиналась" именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.).

В социальной психологии XX в. психологические характеристики таких групп описываются как формы коллективного поведения. Учитывая, что термин " коллектив" в русском языке имеет весьма специфическое значение, целесообразнее определять названный тип поведения как массовое поведение, тем более что стихийные группы действительно выступают его субъектом.

Фактор формирования стихийных групп:

Общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Еще весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения Это можно проследить более конкретно на примере формирования различных типов стихийных групп.

Толпа

Длительность ее существования определяется значимостью инцидента. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить.

Масса.

Масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами (манифестации, демонстрации, митинга). В этом случае более высока роль организаторов: они обычно известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения.

Публика.

Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. В более замкнутых помещениях, например в лекционных залах, публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, поэтому она более управляема.

Средствах коммуникативного и интерактивного процесса в этих группах. 1. Общественное мнение, представленное в них, дополняется информацией, полученной из официальных сообщений средств массовой информации, которые в условиях массового поведения часто произвольно и ошибочно интерпретируются. 2. Слухи и сплетни. 3. Возникает особый эффект доверия именно к той информации, которая получена " здесь и теперь" без всякой потребности проверки ее достоверности. Именно это и порождает специфические формы общения и взаимодействия.

Способы воздействия:

1. Заражение - бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или " психического настроя" (Парыгин,) Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника - как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит, конечно, и от от уровня развития самосознания личностей (чем выше уровень развития общества, тем слабее действие механизма заражения) (Поршнев, 1968).

2. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, т.е. выступающий объектом внушения, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией. В отечественной литературе впервые вопрос о значении социальной суггестии был поставлен в работе В.М.Бехтерева " Внушение и его роль в общественной жизни" (1903).

Процесс внушения имеет одностороннюю направленность, как правило, носит вербальный характер. Внушение отличается от убеждения тем, что непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике (Бехтерев, 1903).

Отличие заражения от внушения: 1)при заражении осуществляется сопереживание большой массы людей общего психического состояния, внушение не предлагает единства в сопереживании эмоций; 2)внушение носит вербальный характер, а при заражении используются и другие средства.

Отличие внушения от убеждения: 1)внушение вызывает определенное психическое состояние, убеждение – с помощью логичного обоснования добиваются согласия от человека; 2)внушение – принятие информации, убеждение – сделать вывод самостоятельно; 3)внушение – эмоционально-волевое воздействие, убеждение – интеллектуальное воздействие.

В прикладном плане исследования внушения имеют большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама.

3. Подражание – это не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Теория подражания Г.Тарда, (фундаментальным принципом развития и существования общества служит подражание. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частный случай более общего " мирового закона повторения". Если в животном мире этот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе – через подражание.

Различается несколько видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому.

Социальные (массовые) движения

Социальные движения – достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (за равноправие женщин) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).

Общие черты социального движения

· базируется всегда на определенном общественном мнении,

· имеет в качестве цели изменение ситуации

· в ходе организации движения формулируется его программа,

· движение отдает себе отчет в тех средствах, которые могут быть использованы для достижения целей,

· реализуется в той или иной степени в различных проявлениях массового поведения, включая демонстрации, манифестации, митинги, съезды и пр. (Штомпка, 1996).

Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения.

Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников: фундаментальные (определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству), сиюминутные(порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, обоснованы эмоциональными реакциями на происходящее в обществе или группе)

3 вопроса изучения социального движения:

Теория, объясняющая причины присоединения индивида к социальному движению. Теория относительной депривации – человек испытывает потребность достижения какой-либо цели не в том случае, когда он лишен абсолютно какого-то блага, права, а в том случае, когда он лишен этого относительно. Потребность формируется при сравнении своего положения с положением другого.

Теория мобилизации ресурсов – делает акцент на более психологические основания присоединения к движению. Человек руководствуется потребностью идентифицироваться с группой, ощущать себя частью ее.

Соотношение позиций меньшинства и большинства: В движении легко обозначается меньшинство. В этой концепции предполагаются характеристики условий, при которых большинство может рассчитывать на влияние в движении. Главный из них – последовательный стиль поведения(С.Масковиси) Необходима проработка стиля переговоров: умение достигать компромисса, снимать излишнюю категоричность, демонстрировать готовность к продвижению по пути продуктивного решения.

Признаки лидера и лидерства: лидер должен обладать особыми чертами, должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, должен внешне импонировать большой массе людей. Прочность движения и авторитет лидера обеспечивает успех движения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.