Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды мыслительных операций.






Виды мыслительных операций непосредственно связаны с видами мышления.

1. Наглядно-действенное. Объект дан как таковой в своей материальности и конкретности, оперирование которым осуществляется через практическое действие с ним, непосредственное соединение или расчленение его частей (“ручной интеллект”). Например, открытие нового замка.

2. Наглядно-образное. Объект представлен изображенным на рисунке, схеме, чертеже. Человек оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления.

3. Словесно-логическое. Объект описан в той или иной знаковой системе. Человек, оперируя логическими понятиями и другими знаковыми образованиями, познает существенные взаимосвязи и закономерности реальности. (Петровский А.В., Петухов В.В.).

 

Структура решения мыслительной задачи

Мыш-е ч-ка всегда направлено на решение задачи, возникшей перед ним в пр-се деят-ги.

1 этап. Начальной фазой мыслительного процесса является формулировка проблемной задачи. Задача появляется из проблемной ситуации. Проблемная ситуация означает, что в ходе деят-ти человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное.

2 этап. Осознание вопроса или формулировка вопроса, появление ассоциаций. Вопрос должен быть построен так чтобы искомое неизвестное не было определено уже в начальной формулировке задачи, но в то же время формулировка должна быть намечающей, в какой области надо искать решение.

3 этап. Возникновение гипотезы или предположения. Предположение – это умозаключение, которое строится на косвенной информации и догадках о способе поиска ответа и о самом ответе.

Гипотеза может возникать разными путями:

1. алгоритмическим – то есть гипотеза возникает в ходе последовательного рассуждения с учетом заданных условий, требований задачи (обсуждение происходит с кем-то или с самим собой).

2. интуитивным (эвристическим) – когда гипотеза возникает мгновенно, внезапно как озарение (инсайт). Это происходит в силу того, что по ходу решения задачи всегда осуществляется хотя бы минимальное мысленное предвосхищение.

В результате анализа системы связей и отношений, в которых находится анализируемый объект, человек, начинает замечать, открывать новые, еще неизвестные признаки этого объекта. Для построения правильной гипотезы иногда необходима подсказка. Случайная подсказка нередко способствует открытиям и изобретениям.

4 этап. Проверка гипотезы (если результат и гипотезы не совпадают, то происходит возврат на 3 этап и возникает новая гипотеза).

5 этап. Решение задачи и получение ответа.

Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но их нельзя отождествлять, сводить мышление к решению задач. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач. Мыслительная деятельность необходима не только для решения уже поставленных, сформулированных задач, но и для постановки задач, для выявления и осознания новых проблем, для усвоения знаний, для понимания текста, в процессе чтения. (Петровский А.В., Рубинштейн С.Л., Тихомиров О.К., Солсо Р.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.