Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общее представление о памяти. Процессы памяти. Теория памяти. Функция памяти. Проблема классификации видов памяти.






 

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в узнавании, закреплении, сохранении и забывании, а так же воспроизведении ч-ком его опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности.

К процессам Па относят запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание материала.

1.Запоминание. Исходя из из целей Де, в которую входят процессы запоминания, различают 2 основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание происходит без специально поставленной цели - запомнить, при отсутствии волевых отсутствий, без предварительно выбранного материала, подлежащего запоминанию, без применения спец.приемов запоминания.

Произвольное запоминание – сознательный преднамеренный акт, который хар-ся тем, что ч-к, побуждаемый определенными мотивами, ставит перед собой цель запомнить то, что намечено им самим или ему предлагается.

2.Сохранение. Сохранение обеспечивает длительное удержание воспринятой инфо в Па в скрытом виде. Сохранение м.б. динамическим и статическим.

Динамическое сохранение проявл-ся в оперативной Па, материал мало изменяется, а

статическое –материал обязательно подвергается определенной переработке и реконструкции. Эта переработка происходит под влиянием вновь поступающей инфо и благодаря этому обеспечивается постоянное улучшение и повышение адекватности отображения реальной действительности.

3.Воспроизведение. Процесс Па, в рез-те к-го происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной Па и перевода в оперативную. Процесс сохранения имеет свою динамику, при разных условиях различну; она может выражаться не только в убыли материала, в более или менее быстром забывании, но и в некоторых случаях, последующее воспроизведение может оказаться более полным, совершенным, чем предыдущее (явл-е реминисценции). Процесс актуализации может характеризоваться различной степенью трудности или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окружающих нас предметов до мучительно трудного припоминания забытого. В соответствии с этим выделяют внутри процесса воспроизведения его различные виды:

Узнавание – опознавание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. Узнавание бывает

полным (повторно воспринимаемый предмет сразу отождествляется с ранее известным, полностью восстанавливается время, место и др. детали предшествующего ознакомления с ним) и неполным (неопределенность, трудности соотнесения предмета, к-й воспринимается с тем, что уже имел место в предыдущем опыте).

Узнавание может осуществляться как произвольный и непроизвольный процесс. Обычно, когда узнавание полное, оно осуществляется как одномоментный непроизвольный акт. В случаях неполного узнавания оно может приобретать сложный произвольный хар-р. Опираясь на восприятие объекта, мы намеренно припоминаем различные обстоят-ва, чтб ускорить его узнавание. В этом случае узнавание трансформируется в воспроизведение.

Припоминание. В ситуации, когда в нужный момент не удается вспомнить то, что необходимо, мы начинаем предпринимать опред. усилия, чтоб преодолеть опр.трудности, связанные с невозможностью вспомнить. В такой ситуации мы говорим о припоминании (активный поиск).

Воспоминания – отнесение образов прошлого к более или менее точно определенному моменту в истории нашей жизни. При воспоминаниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим их к определ.времени и месту, т.е. вспоминаем, где, когда, при каких обстоятельствах они воспринимались нами, связываем их с определенными периодами нашей жизни, осознаем их временную последовательность, соотносим с важными датами личной жизни.

Воспроизведение может быть непроизвольным (когда нет поставленной задачи) и произвольным (когда оно обусловлено актуальной потребностью воспроизвести необходимую инфо).

4.Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в Па материала, невозможности воспроизвести, а в крайнем случае, даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Следует отличать временное забывание от длительного.

Временное забывание м.б. связано с действием отрицательной индукции ( например, сильные посторонние раздражители во время заучивания могут либо затруднять образование новых временных связей, снижая эффективность запоминания, либо ослаблять, как бы стирая следы ранее выработанных связей и вызвать тем самым забывание).

Временное забывание в значительной мере зависит от хар-ра Де, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Влияние предшествующей Де – проактивное торможение, влияние последующей Де - ретроактивное торможение. Проактивное и ретроактивное торможение появл-ся и в пределах к-либо одной Де, в частности в процессе заучивания заданного материала. Примером явл-ся «Эффект края» (Б.В.Зейгарник): середина материала запоминается хуже, чем начало и конец, т.к. середина подвергается отрицательному влиянию проактивного и ретроактивного торможения, особенно если материал велик по объему.

Времен.забывание также может быть связано с запредельным торможением, к-е наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нормальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть воспроизведено. Рассматривая различные варианты проявл-я временного забывания, нельзя не упомянуть о реминисценции – отсроченное воспроизведение оказывается более полным, нежели то, к-е осуществляется сразу после заучивания. Особенно ярко реминисценция проявляется при работе с логически связанным материалом, большим по объему и оказывающим эмо-е воздействие на ч-ка.

Длительное забывание может быть устранено только лишь повторением. Для длительного сохранения временных нервных связей имеет значение, прежде всего степень их прочности. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают, и наоборот.

Забывание протекает во времени неравномарно. Это впервые установил Г. Эббингауз, к-й показал, что наибольшая потеря материала происходит сразу же после заучивания, а в дальнейшем идет медленнее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.