Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интеллектуальные формы поведения животных и методы их изучения.






Интеллектуальными действиями называются такие, в которых животное, на основе отражения существующих между предметами связей и отношений, решает новые для него задачи, не встречавшиеся ранее в его опыте.

«...мы не думаем отрицать у животных способность к планомерным, преднамеренным действиям, — говорит Ф. Энгельс. — У животных способность к сознательным, планомерным действиям развивается в соответствии с развитием нервной системы и достигает у млекопитающих уже достаточно высокой ступени».

Интеллект проявляется животным тогда, когда оно в своих действиях встречается с необычными трудностями, для преодоления которых инстинкты и навыки оказываются недостаточными. В этих случаях интеллект животного проявляется в изобретении нового способа действия, не применявшегося животным ранее.

Интеллектуальные действия являются высшей формой приспособления животных к окружающей среде. В основе их лежат сложные условнорефлекторные связи, характерные для рассудочной деятельности животных.

В процессе филогенеза интеллектуальное поведение постепенно развивается и усложняется. У животного с элементарным строением коры головного мозга и интеллектуальное поведение будет также элементарно. У животных со сложно организованной корой интеллектуальное поведение будет более сложным и совершенным.

Для обнаружения и подтверждения изложенных выше групп качеств предлагаются различные экспериментальные методы (расположены в соответствии с вышеизложенной классификацией):
а) задача на экстраполяцию направления движения пищевого раздражителя, исчезающего из поля зрения - первый из предложенных, наиболее разработанный и известный в литературе тест на рассудочную деятельность (Крушинский, 1986). Для ее решения животное должно представлять траектории движения кормушки с кормом и пустой после их исчезновения из поля зрения и на основе их сопоставления решить, с какой стороны надо обойти отделяющую от корма непрозрачную преграду, чтобы получить корм. Опыты, проведенные на большом числе видов позвоночных, показали, что из млекопитающих лучше всего эту задачу решают хищные, а из птиц - врановые, тогда как грызуны и голуби с ней практически не справляются (Крушинский, 1986) б) задача на оперирование эмпирической размерностью фигур связана с оценкой пространственных форм предметов. В этой задаче голодному животному или птице предлагают приманку, которую затем прячут под непрозрачный экран. Под его прикрытием приманку помещают в объемную фигуру, например, куб, рядом помещают плоскую фигуру, в данном случае квадрат, которые вращаясь вокруг собственной оси раздвигаются в противоположные стороны (Дашевский, 1977, Крушинский, 1986). Для успешного решения этой задачи необходимо представлять, что приманка, ставшая невидимой, не исчезает, а может быть помещена в другую объемную фигуру и вместе с ней перемещаться в пространстве. Оказалось, что голуби вообще не решают эту задачу. Хищныемлекопитающие

выбирают фигуры наугад как при первом так и при повторных предъявлениях задачи. Обезьяны справляются с задачей практически без ошибок, у большинства исследованных особей дельфинов так же преобладают правильные решения (Крушинский, 1986).
б) в предложенном тесте (Зорина и др., 1991) требуется экстренная оценка величины подкрепления в новой для птицы ситуации. Предварительная тренировка состоит в выработке у ворон и голубей серии независимых изолированных пищедобывательных условных рефлексов, где кормушке каждого цвета соответствует определенное число единиц дискретного подкрепления. Далее кормушки предъявляли парами в различных, редко повторяющихся комбинациях, - ситуация новая для птицы - и проверяли, какую кормушку они будут выбирать. Для решения этой задачи необходимо мысленно сопоставить ранее полученную информацию о числе единиц подкрепления, связанного с каждой из разноцветных кормушек, и на основе этого сопоставления осуществить новую реакцию - выбор по принципу " больше, чем". Оказалось, что птицы обоих видов в среднем достоверно чаще выбирают стимул, ранее связанный с большим количеством подкрепления.
в) основой послужили опыты Г. Харлоу (Harlow, 1958). Животное обучают выбирать один из пары предметов. По достижении определенного критерия ему предлагают следующую пару, по своим признакам никак не связанную с первой. Затем вводят третью пару и т.д. После решения 100-150 таких задач животное уже при втором предъявлении новой пары действует не наугад, а выбирает тот же предмет, что и в первой пробе, если рн сопровождался подкреплением, или другой, если в первой паре подкрепление не было получено. Способность к формированию установки на обучение достаточно различна у разных приматов и в определенной степени коррелирует с уровнем развития их мозга, а также экологией их видов.
г) показано, что животные могут формировать понятия о сходстве/отличии, парности/непарности стимулов, симметрии, новизне, пространственных характеристиках и т.д.
д) в эту группу входят тесты на способность построения аналогий (элементы индукции) и к транзитивному заключению (элементы дедукции), а так же некоторые элементарные логические задачи, моделирующие различные ситуации добывания корма, в том числе и в естественных условиях.
е) изучение этой формы явилось прямым следствием " языковых" экспериментов (Premack, 1986; Terrace, 1985).
25. Общее представление об онтогенетическом развитии поведения и психики животных. Особенности онтогенеза беспозвоночных и позвоночных. II. Онтогенез поведения и психики животных.Онтогенез включает период развития организма с момента дробленияоплодотворенной яйцеклетки и до смерти.До сих пор не выяснены закономерности онтогенеза, присущие всем животным.Во-первых, у всех животных очень различается продолжительность жизни.Во-вторых, некоторым животным свойственны метаморфозы, другим нет.Среди высших позвоночных есть зрелорождающиеся и не зрелорождающиеся.У беспозвоночных в онтогенезе преобладает процесс созревания поведения, иотдельные поведенческие акты у них появляются, и лишь незначительную рольиграет облигатное поведение (достройка к условиям жизни вида).Факультативное поведение играет значительно меньшую роль.Повлиять на протекание онтогенеза у беспозвоночных практически невозможно. III. Онтогенез позвоночных животных.Периодизация (продолжительность всех периодов у разных видов разная): 1. Эмбриональный (пренатальный) — с момента дробления оплодотвореннойклетки и до рождения2. Постэмбриональный (постнатальный) — с рождения- ранний постнатальный (особенно продолжителен у не зрелорождающихсяживотных). Его окончание — прозревание.- ювенильный (игровой) заканчивается с началом полового созревания- половое созревание- зрелость- старческий периодВ эволюции наблюдается увеличение длительности онтогенеза. В этомусматривается условие, позволяющее животным достичь высокого уровняпсихического развития. Это дает возможности для изучения окружающего мира.Животное учится отражать мир предметов и других животных с помощью своихсенсорных возможностей. Продолжительный период о позволяет животнымосваивать опыт своего вида как путем облигатного научения (практика), так ипутем факультативного поведения, подражая взрослым животным (наблюдение).Благодаря продолжительному онтогенезу оказывается возможным путемфакультативного имитационного поведения овладеть теми способамивзаимодействия со средой, которые свойственны данной популяции, стае, семье, а некоторые из этих традиций очень сложны. Кроме того, появляетсявозможность познавать окружающий мир через игру, которая появляется толькоу высших животных.IV. Уровни развитияпсихики.У животных уровень развития психики связан с уровнем их отношений сокружающей средой.Выделяют следующие типы взаимосвязей животного с средой: 1. Взаимосвязи с территорией (главная сфера): - территория проживания и ее состав; - по каким признакам животное ориентируется; - функциональные зоны (где питается, охотится, пережидает опасность.Некоторые виды способны подстраивать местность под себя, некоторые видымогут замечать новое в местности.2. Взаимосвязи в сфере питания: - сведения о рационе животного.3. Взаимосвязи в репродуктивной сфере: - как образуется пара; - как животное устраивает место рождения потомства; - забота о детенышах и взаимосвязи с ними.4. Взаимосвязи в сфере общения с сородичами: - образ жизни (одиночный, семейный, стадный); - структура группы, иерархия; - организация отношений между животными (функциональное деление в стае, не иерархия); - язык животных.5. Взаимосвязи в сфере общения с человеком: - способность животного устанавливать контакт с человеком, отвечает ли оно на попытки человека контактировать и каким образом; - способность животного освоить чуждый ему язык, научиться тому, что выходит за рамки его видотипичного поведения (эта способность является показателем уровня развития психики животного).





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.