Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды ответственности за нарушения природоохранного и природоресурсного законодательства






Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окру­жающей среды, а также определение порядка разрешения споров, возникаю­щих в области охраны окружающей среды, установлены в главе XIV Феде­рального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 75-80). В соответствии с законодательством лица виновные в совершении приро-доресурсных или природоохранных правонарушений несут уголовную, адми­нистративную, дисциплинарную и имущественную ответственность.

Уголовная ответственность за экологические преступления устанавли­вается нормами Уголовного кодекса РФ (гл. 26, ст. 246-262). Здесь указаны 17 видов уголовно наказуемых деяний по факту нарушения: правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения с экологически опас­ными веществами и отходами, безопасности при обращении с микробиоло­гическими либо другими биологическими агентами и токсинами, установ­ленных для борьбы с болезнями вредителями растений и ветеринарных пра­вил; правил охраны и использования недр, охраны рыбных запасов. Также предусмотрена ответственность за загрязнение вод, атмосферного воздуха, морской среды, порчу земли, нарушение законодательства о континенталь­ном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, незаконную охо­ту, незаконную добычу водных животных и растений, уничтожение крити­ческих местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, уничтожение или повреждение лесов, а также нарушение режима особо ох­раняемых территорий и природных объектов.

Административная ответственность за правонарушения в области ох­раны окружающей среды наступает в случае противоправного действия (или бездействия) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) или актами субъектов РФ установлен данный вид ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях РФ предусматривает до­статочно широкий перечень правонарушений в области охраны окружающей среды и устанавливает размеры штрафных санкций в Зависимости от катего­рии нарушителей (для физических, должностных и юридических лиц). Одна­ко практика показывает необходимость расширения перечня существующих категорий нарушителей, в частности введения штрафных санкций для пред­принимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), достаточно широко распространенной в настоящее время формой хозяйствования.

Главы 7 и 8 КоАП РФ предусматривают административную ответствен­ность за следующие виды нарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования: самовольное занятие земельного уча­стка; уничтожение межевых знаков границ земельных участков; самоволь­ное занятие водного объекта либо земельного участка прибрежной защит­ной полосы водного объекта, а также участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд; пользование объектами животного мира, ведение археологических разведок или раскопок, проведение земельных, строительных и иных работ без разрешения или лицензии. Административ­ная ответственность предусмотрена также за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проек­тов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасны­ми веществами, нарушение законодательства об экологической экспертизе, сокрытие или искажение экологической информации, нарушение правил охраны водных объектов и водопользования, охраны атмосферного возду­ха, ввод в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума и др.

Руководствуясь нормами КоАП РФ, административные наказания нала­гают специально уполномоченные государственные органы и органы субъек­тов РФ. При этом в целях реализации своих полномочий субъектами Феде­рации могут приниматься законодательные акты, предусматривающие ад­министративную ответственность за правонарушения в области охраны ок­ружающей среды. В частности, на территории Краснодарского края действует Закон от 23.07.2003 № 360-КЗ «Об административных правонарушениях».

Однако в данном законе перечень экологических и природоресурсных нарушений, по которым применяется административная ответственность, очень узок — глава 7 предусматривает следующие нарушения:

— незаконное уничтожение, повреждение, вытаптывание зеленых на­саждений на территории городских и сельских поселений;

— нарушение правил содержания, охраны зеленого фонда и производ­ства работ в зоне зеленого фонда городских и сельских поселений;

— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных (растений), занесенных в Красную книгу Краснодарского края;

— нарушение либо неисполнение требований по использованию земель­ного участка;

— неиспользование или нерационально использование земель сельско­хозяйственного назначения;

— неиспользование земельного участка, предоставленного для строи­тельства;

— нарушение установленного режима использования земель особо ох­раняемых территорий краевого и местного значения;

— нарушение порядка предоставления земельных участков;

— неисполнение обязанности по переоформлению прав на землю.

Руководствуются данным законом прежде всего муниципальные обра­зования, п. 2 ст. 12 которого закрепляет право исполнительного органа мес­тного самоуправления утверждать перечень лиц из числа муниципальных служащих, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях посредством принятия соответствующих нормативных актов. Однако ограниченный перечень экологических правонарушений, пре­дусмотренный в законе, создает лишь дополнительные трудности при осу­ществлении полномочий муниципального экологического контроля. В част­ности, на сегодняшний день при проведении проверки соблюдения требова­ний природоохранного законодательства муниципальному инспектору прак­тически невозможно привлечь к административной ответственности, а сле­довательно, и использовать побудительные мотивы для устранения выяв­ленных нарушений в области охраны атмосферного воздуха, животного мира, а также горного и водного законодательства.

Мерами наказания за административные правонарушения в, области ох­раны окружающей среды выступают предупреждение или наложение штра­фа. В отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, по ре­шению суда может быть применена такая мера, как конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения либо лише­ние специального права. Например, при нарушении правил пользования объектами животного мира (ст. 8.38 КоАП РФ) или при нарушении установ­ленного порядка создания, использования либо транспортировки биологи­ческих коллекций (ст. 8.34 КоАП РФ).

Дисциплинарная ответственность применяется при совершении дисцип­линарного проступка, т.е. неисполнении или ненадлежащем исполнении ра­ботником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В соот­ветствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право приме­нить следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а также иные виды, предус­мотренные федеральными законами, в частности, законодательством о го­сударственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников. Таким образом, если долж­ностные лица или иные работники в соответствии с положениями, устава­ми, должностными инструкциями не выполняют возложенных на них обя­занностей по соблюдению требований в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, то это рассматривает­ся как нарушение трудовой дисциплины.

В то же время в отдельных законах упоминается о необходимости при­менения мер дисциплинарной ответственности за совершение проступков в области природопользования. Например, должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дис­циплинарную ответственность в случаях, когда в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организа­ция понесла административную ответственность за проектирование, разме­щение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздей­ствие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами, сточными водами.

Материальная ответственность установлена действующим законодатель­ством для сторон трудового договора и выражается в обязанности одной из сторон договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия) в порядке и пределах, установленных трудовым законода­тельством (раздел XI, ст. 232, 233 Трудового кодекса РФ).

В области природопользования материальная ответственность представ­ляет собой возмещение вреда, причиненного физическими или юридически­ми лицами окружающей среде. В соответствии со ст. 77 Федерального зако­на от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среды в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природ­ных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических сис­тем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возмес­тить его в полном объеме. Возмещение вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисле­ния вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с уче­том понесенных, убытков, в том числе упущенной выгоды. Например, По­становление Правительства РФ от 28.01.93 (с изм. от 27.12.94, 27.11.95,

01.07.96, 15.05.99) об утверждении Положения о порядке возмещения убыт­ков, потерь сельскохозяйственного производства собственниками земли, зем­левладельцам, землепользователям, арендаторам или постановление главы администрации Краснодарского края от 26.03.2003 № 280 «О сохранности зеленого фонда городских и сельских поселений», регламентирующего рас­чет восстановительной стоимости зеленых насаждений, и др.

В случае причинения вреда окружающей среде нарушением законода­тельства в области охраны окружающей среды компенсация вреда осуще­ствляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением природоохранного законодательства, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстанов­лению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в со­ответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среды, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет. Воз­мещению в полном объеме в обязательном порядке подлежит вред, причи­ненный здоровью и имуществу граждан в результате негативного воздей­ствия на окружающую среду в результате хозяйственной или иной деятель­ности. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здо­ровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с зако­нодательством. При необходимости назначается проведение соответствую­щих экспертиз с привлечением экологов, медицинских работников и других специалистов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.