Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательные и распорядительные акты субъектов Федерации и муниципальных образований в области природопользования






Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе прини­мать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься предста­вительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом, по недрам — Законом о недрах, водопользованию — Водным кодексом, по использованию животного мира — Законом о животном мире, по окружающей природной среде — Законом об охране окружающей среды. В основе такого разделения лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отне­сения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется ранее упомянутым Указом Президента РФ о федеральных природных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает твердое правило: законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не должны противоречить Консти­туции РФ или Постановлениям Правительства РФ.

Разрабатывая свое законодательство в области природопользования субъекты РФ стремятся отразить региональные особенности (политические, экономические, организационные, социальные и т.д.). В то же время субъек­там РФ не всегда удается эти особенности отражать, что приводит к дубли­рованию федеральных норм и в свою очередь подвергает сомнениям необ­ходимость существования такого законодательства.

Рассмотрим на примере Краснодарского края законодательные акты, при­нимаемые субъектом Федерации и муниципальными органами в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Об­щие положения по вопросам природопользования и экологии отражены в Уставе Краснодарского края— ст. 5, 7, 32, 72, 74 и 75. Статья 5. Органы государственной власти края самостоятельно осуществ­ляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим уставом следующие полномочия: а) принятие, изменение и дополнение устава края, законов и иных нормативных правовых актов края, контроль за их соблюдени­ем; '.:. в) разработка и исполнение социально-экономических, научно-технических, экологических и иных программ края;

г) распоряжение природными ресурсами, имуществом и финан­сами края;

Статья 7. В совместном ведении Российской Федерации и Краснодарско­го края находятся:

— обеспечение соответствия Устава, законов и иных норматив­ных правовых актов Краснодарского края Конституции Россий­ской Федерации и федеральным законам;

— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, не­драми, водными и другими природными ресурсами;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспече­ние экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

— установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

— административное, административно-процессуальное, трудо­вое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законода­тельство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

— координация международных и внешнеэкономических свя­зей Краснодарского края, выполнение международных догово­ров Российской Федерации.

По вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации, Крас­нодарский край осуществляет правовое регулирование в преде­лах своей компетенции, определенной федеральными законами. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, Краснодарский край вправе осу­ществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона зако-! ны и иные нормативные правовые акты Краснодарского края

приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Статья 32. Законодательное собрание края:

— принимает Устав Краснодарского края и поправки к нему;

— осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Краснодарского края как субъекта Российской Федера­ции и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Крас­нодарского края;

— осуществляет иные полномочия, установленные Конститу­цией Российской Федерации, федеральными законами, настоя­щим уставом и законами Краснодарского края.

Законом Краснодарского края:

— утверждается краевой бюджет и отчет о его исполнении, пред­ставленные главой администрации (губернатором) Краснодар­ского края;

— устанавливаются налоги и сборы, установление которых от­несено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

— утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов края и отчеты об их исполнении;

— устанавливается порядок управления и распоряжения собствен­ностью края, в том числе долями (паями, акциями) края в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.

Проекты законов края о введении или об отмене налогов, осво­бождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств края, другие проекты законов края, предусматривающие расхо­ды, финансируемые за счет средств краевого бюджета, рассмат­риваются Законодательным собранием Краснодарского края по представлению главы администрации (губернатора) Краснодар­ского края либо при наличии заключения главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Глава администрации (гу­бернатор) Краснодарского края представляет данное заключе­ние в Законодательное собрание Краснодарского края в течение 20 календарных дней со дня поступления законопроекта в адми­нистрацию Краснодарского края.

Статья 72. Органы государственной власти края осуществляют контроль за эффективным размещением любых производственных и со­циальных объектов независимо от формы собственности, а так­же за рациональным использованием земли, недр, водных и дру­гих природных ресурсов, охраной окружающей среды, объектов историко-культурного наследия и обеспечением экологической безопасности в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти края обеспечивают защиту осо­бо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры.

Статья 74. Земля является уникальным и наиболее ценным природным ре­сурсом края, составляет основу жизни и деятельности его жите­лей и должна:

— гарантированно использоваться в интересах населения края;

— быть защищена от незаконного предоставления юридическим и физическим лицам;

— использоваться рационально и по целевому назначению. Особый порядок землепользования в крае определяется зако­ном края.

Статья 75. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные мест­ности и курорты, расположенные на территории края, являются национальным достоянием народов Российской Федерации, пред­назначены для лечения и отдыха населения, относятся соответ­ственно к особо охраняемым природным объектам и территори­ям, имеющим свои особенности в использовании и защите, и яв­ляются одной из основ экономической деятельности края.

Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Россий­ской Федерации и Краснодарского края.

Органы государственной власти края определяют статус регио­нальных и местных лечебно-оздоровительных местностей и ку­рортов.

Статус федеральных курортов, расположенных на территории края, определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти края. Порядок использования природных лечебных ресурсов, лечеб­но-оздоровительных местностей и курортов определяется орга­нами государственной власти края в соответствии с федераль­ным и краевым законодательством и не должен ущемлять за­конные интересы жителей края.

Анализ законодательства Краснодарского края в области природополь­зования позволяет сделать выводы, что объем нормативных правовых актов в этой сфере достаточно невелик. Так, в отношениях по землепользованию действуют законы Краснодарского края: «О регулировании земельных отно­шений в Краснодарском крае» от 08.08.95, «Об охране земель сельскохозяй­ственного назначения» от 02.12.96, «О мелиорации земель» от 06.11.97, «О плате за землю в Краснодарском крае» от 06.12.96.

В отношениях по лесопользованию — Закон «Об управлении лесами в Краснодарском крае» от 17.04.99, Закон «О сохранении общей площади лес­ных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае» от 30.06.97.

В отношениях по недропользованию — Закон «О недропользовании на территории Краснодарского края» от 10.10.97, в отношениях водопользова­ния — Закон «О плате за пользование водными объектами в Краснодарском крае» от 06.04.99 (с изм. от 07.06.2004).

В области охраны окружающей среды следует отметить: Законы Крас­нодарского края от 31.12.2003 № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края», «Об особо охраняемых природных терри­ториях» от 31.12.2003 № 656-КЗ и «Об охране атмосферного воздуха на тер­ритории Краснодарского края» от 02.07.2004 № 734-КЗ.

Подзаконные акты в сфере использования и охраны природных ресур­сов в Краснодарском крае в основной своей массе носят либо индивидуаль­ный характер, т.е. регулируют отношения одного из объектов окружающей среды, либо приняты в рамках обеспечения должного контроля в области природопользования (в том числе направлены на реализацию федерального законодательства). Лишь небольшая часть правовых актов в рассматриваемой сфере имеет нормативный характер. Так, к последним относятся Поста­новление ЗСК края от 25.04.2001 № 980-11 «Об установлении ставок лесных податей в Краснодарском крае» (с изм. от 05.12.2001), постановление главы администрации Краснодарского края от 30.03.93 № 103 «Об утверждении положения о порядке работы с недропользователями в Краснодарском крае», постановление ЗСК края от 28.04.99 № 116-П «Об утверждении порядка пре­доставления в пользование водных объектов, расположенных на террито­рии Краснодарского края», постановление главы администрации Краснодар­ского края от 26.03.2003 № 280 «О сохранности зеленого фонда городских и сельских поселений» и др.

Наряду с указанными ресурсными правовыми актами в качестве источ­ников, регулирующих отношения по использованию и охране природных объектов, следует признать и бюджетное законодательство, например, за­коны Краснодарского края о краевом бюджете, принимаемые ежегодно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.