Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнение дисперсий






Метод позволяет проверить гипотезу о том, что дисперсии двух генераль­ных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые выборки, отлича­ются друг от друга. Проверяемая статистическая гипотеза Н0: σ 21 = σ 22. При ее отклонении принимается альтернативная гипотеза о том, что одна дисперсия больше другой.

Исходные предположения: две выборки извлекаются случайно из разных ге­неральных совокупностей с нормальным распределением изучаемого признака.

Структура исходных данных: изучаемый признак измерен у объектов (ис­пытуемых), каждый из которых принадлежит к одной из двух сравниваемых выборок.

ПРИМЕР _________________________________________

При сравнении мужчин (1) и женщин (2) по уровню тревожности:

X(пол) Y (тревожность)
     
     
     
     
... ... ...
N    

Ограничения: распределения признака и в той, и в другой выборке суще­ственно не отличаются от нормального,

Альтернатива методу: критерий Ливена (Livene’s Test), применение кото­рого не требует проверки предположения о нормальности (используется в программе SРSS).

Формула для эмпирического значения критерия F-Фишера:

FЭ= σ 21/ σ 22, dfчисл=N1-1; dfзнам=N2-1.

 

где σ 21— большая дисперсия, а σ 22 меньшая дисперсия. Так как заранее не известно, какая дисперсия больше, то для определения р-уровня применяется Таблица критических значений для ненаправленных альтернатив. Если Fэ> F кр для соответствующего числа степеней свободы, то р≤ 0, 05 и статистическую гипотезу о равенстве дисперсий можно отклонить (для α = 0, 05).

Метод может применяться для проверки предположения о равенстве (го­могенности) дисперсий перед проверкой достоверности различия средних по критерию t-Стьюдента для независимых выборок разной численности. Одна­ко содержательная интерпретация статистически достоверного различия дис­персий может иметь и самостоятельную ценность.

ПРИМЕР 11.1 _____________

Детям давались обычные арифметические задания, после чего одной случайно выбранной половине учащихся сообщали, что они не выдержали испытания, а ос­тальным — обратное. Затем у каждого ребенка спрашивали, сколько секунд ему потребовалось бы для решения аналогичной задачи. Экспериментатор вычислял разность между называемым ребенком временем и результатом выполненного за­дания (в сек.). Ожидалось, что сообщение о неудаче вызовет некоторую неадекват­ность самооценки ребенка. Проверяемая гипотеза (на уровне α = 0, 05) состояла в том, что дисперсия совокупности самооценок не зависит от сообщений об удаче или неудаче (Н0: σ 21= σ 22).

Были получены следующие данные:

Группа 1: сообщение о неудаче Группа 2: сообщение об успехе
N1= 12 σ 21 = 90, 45 N2= 12 σ 22= 8, 1б

Ш а г 1. Вычислим эмпирическое значение критерия и числа степеней свободы по формулам 11.1

Шаг 2. По таблице критических значений критерия F-Фишера для ненаправлен­ных альтернатив (приложение 8) находим критическое значение для dfчисл = 11; dfзнам= 11. Однако критическое значение есть только для dfчисл = 10и dfзнам = 12. Боль­шее число степеней свободы брать нельзя, поэтому берем критическое значение для dfчисл=10; для р = 0, 05 Fкр = 3, 526; для р = 0, 01 Fкр = 5, 418.

Ш а г 3. Принятие статистического решения и содержательный вывод. Поскольку эмпирическое значение превышает критическое значение для р = 0, 01 (и тем бо­лее — для р = 0, 05), то в данном случае р< 0, 01 и принимается альтернативная гипо­теза: дисперсия в группе 1 превышает дисперсию в группе 2 (р< 0, 01). Следователь­но, после сообщения о неудаче неадекватность самооценки выше, чем после сооб­щения об удаче.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.