Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ таблиц сопряженности






Условие применения: для каждого объекта (испытуемого) выборки определена его принадлежность к одной из категорий (градаций) Х и к одной из категорий (градаций) Y (получена перекрестная классификация объектов по двум основаниям — Х и Y).

Следует различать три ситуации — в зависимости от числа градаций и соотношения Х и Y:

- число градаций Х и (или) Y больше двух (общий случай);

- таблицы сопряженности 2x2 с независимыми выборками;

- таблицы сопряженности 2x2 с повторными измерениями.

Общий случай: число градаций больше двух

ПРИМЕР

Исследовались различия между мужчинами и женщинами в предпочтениях пяти политических лидеров.

Структура исходных данных:

Х(пол) Y(политический лидер)
     
     
... ... ...
N    

Таблица сопряженности:

    Y (политический лидер)
         
X(пол)   муж.(1)          
жен. (2)          
Всего:          

Проверяемая Н0: два вида классификации (Х и Y) являются независимыми.

Метод: критерий χ 2-Пирсона.

Таблицы сопряженности 2x2 с независимыми выборками

ПРИМЕР

Методом «потерянных писем» исследовалась склонность людей передавать хоро­шие и плохие новости. Из 60 открыток с «хорошими» новостями до адресата до­шли 35, а из 120 с «плохими» новостями дошли 23 открытки. Действительно ли люди более склонны передавать хорошие новости, чем плохие?

Таблица сопряженности (2x2):

  Y(открытки)
неотправленные отправленные
X (новость) плохая    
хорошая    

Проверяемая Н0: два вида классификации (Х и Y) являются независимыми.

Методы: критерий χ 2-Пирсона (с поправкой на непрерывность Йетса), точ­ный критерий Фишера.

Таблицы сопряженности 2x2 с повторными измерениями

ПРИМЕР

Необходимо сравнить два вопроса, заданных одной и той же группе испытуемых, по соотношению ответов «да» и «нет»:

  Y(вопрос 2)
    «Да» «Нет»
X (вопрос 1)   «Да» a = 40 b = 30
«Нет» с=15 d = 20

Проверяемые Н0: а) а = d; б) с = b.

Метод: соотнесение диагональных элементов таблицы 2x2 при помощи метода Мак-Нимара (по критерию z или χ 2).

Анализ последовательности (серий)

Условие применения: объекты упорядочены (по времени или по уровню выра­женности признака); каждый объект отнесен к: одной из двух категорий (Х и Y).

ПРИМЕРЫ ______________________________________________

Случай 1. События Л" и Xчередуются следующим образом:

ХХХХХYYYYYХХYYYYYХYY

С л у ч а и 2. Значения количественного признака, измеренного для выборки Х и для выборки Y, после ранжирования чередуются следующим образом:

ХХХХХYYYYYХХYYYYYХYY

Проверяемые Н0: события X распределены среди событий Y случайно (слу­чай 1); выборки X и Yне различаются по распределению значений количе­ственного признака (случай 2).

Метод: критерий серий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.