Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов статистического вывода






Первое основание для классификации исследовательских ситуаций — это типы шкал, в которых измерены признаки Х и Y, связь между которыми изу­чается. Признаки могут быть измерены либо в количественной шкале (по­рядковой, метрической), либо в качественной (номинативной) шкале. В за­висимости от этого выделяются 3 ситуации (рис. 8.1).

Связь X и Y

Типы шкал; I. X, Y - количественные II. X, Y — качественные (номинативные) III. X— качествен­ный, У— коли­чественный
Задачи:   Корреляционный анализ   Анализ номинативных дан­ных: классификаций, таб­лиц сопряженности, после­довательностей (серий) Сравнения выбо­рок по уровню выраженности признака  
Методы:   а) r- Пирсона — для метрических X и Y; б) частная корреляция и сравнение корреляций; в) r-Спирмена, τ -Кендалла — для ранговых Х иY Критерий χ 2-Пирсона (для классификаций и таблиц сопряженности), критерий Мак-Нимара (для таблиц 2x2 с повторными изме­рениями), критерий серий (для последовательностей)   (методы сравнения) ↓  

Рис. 8.1. Классификация методов статистического вывода о связи двух явлений в зависи­мости от типа шкал, в которых они измерены

Наиболее многочисленная группа методов относится к случаю, когда одна из переменных является количественной, а другая — качественной. Это ши­рокий класс исследовательских ситуаций, когда задача сводится к сравнению групп (градаций номинативной переменной) по уровню выраженности при­знака (количественной переменной). Для решения такой задачи применяются методы сравнения, которые можно классифицировать по трем основани­ям: а) количество сравниваемых групп (градаций номинативной переменной) — две или более двух; б) соотношение сравниваемых групп: зависимые выборки или независимые выборки; в) шкала, в которой измерен количественный при­знак: метрическая, ранговая. Таким образом, можно выделить 8 основных методов сравнения (рис. 8.2).

Методы сравнения (X— качественный, Y— количественный)

Количество выборок (градаций X) Две выборки Больше двух выборок
Зависимость выборок Независимые Зависимые Независимые Зависимые
    Признак Y     метрический     Параметрические методы сравнения
t-Стьюдента, для независи­мых выборок t-Стьюдента, для зависи­мых выборок   АNОVА   АNОVА, с повторны­ми измере­ниями
  ранговый   Непараметрические методы сравнения
U-Манна-Уит- ни, критерий серий T-Вилкоксона, критерий знаков H- Краскала-Уоллеса χ 2-Фрид­мана  
             

Рис. 8.2. Классификация методов статистического вывода о различии выборок по уровню выраженности количественного признака

Далее в этой главе представлен краткий обзор указанных методов. Более подробное их изложение содержится в главах 9—13.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.