Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательная интерпретация статистического решения






Статистическое решение является основанием для содержательного вывода в отношении проверяемой гипотезы. Н0 гарантирует ли отклонение Н0 истин­ность содержательной гипотезы о наличии связи или различий? Может ли принятие Н0 служить основанием для вывода об отсутствии связи или различий?

Принятие Н0. Из обсуждения оснований принятия статистического реше­ния следует, что, когда принимается Н0, всегда остается вероятность того, что связь или различия все же есть. И мы ничегоне можем сказать о том, насколь­ко велика или мала эта вероятность.

Принятие Н0 не означает, что различия отсутствуют или мера связи равна нулю; из этого следует только то, что статистически значимые результаты не обнаружены.

Когда в результате исследования принимается Н0, никакого содержательно­го вывода сделать нельзя. Поэтому выражение «Отрицательный результат ис­следования — тоже результат» имеет для исследователя исключительно пси­хотерапевтическое значение: отрицательный результат исследования — это отсутствие какого бы то ни было результата!

Отклонение Н0. В этом случае остается вероятность того, что Н0 все-таки верна и эта вероятность равна р-уровню значимости. Следовательно, нельзя утверждать, что результаты доказывают справедливость содержательной ги­потезы. Корректным будет более осторожный вывод о том, что получено сви­детельство в пользу содержательной гипотезы.

Нередко у исследователя возникает соблазн на основе полученного уров­ня значимости (например, р= 0, 05) сделать вывод о надежности содержатель­ного вывода: «раз вероятность ошибки составляет 0, 05, следовательно, веро­ятность получения аналогичного результата в подобном исследовании равна 0, 95 (или 95%)». Но такое утверждение неправомерно! И это следует из соотноше­ния ошибок I и II рода (рис. 7.3. нас. 104). О вероятности получения того или иного результата в повторных исследованиях мы судить не можем, так как не известно распределение, соответствующее содержательной гипотезе (Н]). Поэтому проверить надежность содержательного вывода можно только в по­вторных исследованиях.

Не менее рискован содержательный вывод о причинно-следственной за­висимости между изучаемыми явлениями только на основании статистичес­кой значимости связи между соответствующими признаками. Конечно, ста­тистическая связь между признаками — это необходимое, но не достаточное условие причинно-следственной связи между ними. Утверждение о том, что явление А есть причина явления В справедливо, если одновременно выпол­няются три условия (Д. Кэмпбелл, 1980): а) явления А и В статистически свя­заны; б) А происходит раньше В; в) отсутствует альтернативная интерпрета­ция появления В помимо А (другими словами — отсутствует общая причина С совместной изменчивости А и В). Таким образом, применение статистичес­ких методов позволяет обосновать наличие только статистической связи — одного из трех признаков причинно-следственной связи.

Следует отметить, что при оформлении исследовательского отчета (курсо­вой или дипломной работы, публикации) статистические гипотезы и статисти­ческие решения, как правило, не приводятся. Обычно при описании результа­тов указывают критерий, приводят необходимые описательные статистики (средние, сигмы, корреляции и т. д.), эмпирические значения критериев, сте­пени свободы и обязательно — р-уровень значимости. Затем формулируют со­держательный вывод в отношении проверяемой гипотезы с указанием (обыч­но—в виде неравенства) достигнутого или не достигнутого уровня значимости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.