Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контролируемых иностранных компаний






 

1 января 2015 г. вступили в силу внесенные в Налоговый кодекс РФ поправки, которые касаются налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. Рассмотрим основные нововведения, затронувшие положения части первой Налогового кодекса РФ.

Так, введена глава 3.4 " Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица". Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ положения данной главы применяются налогоплательщиками, признаваемыми контролирующими лицами контролируемой иностранной компании, при исчислении налоговой базы в отношении прибыли иностранных компаний, которая определяется начиная с периодов, начинающихся в 2015 г.

 

Об изменениях, которые связаны со вступлением в силу норм о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и касаются НДФЛ, см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года

Об изменениях, которые связаны со вступлением в силу норм о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и касаются налога на прибыль организаций, см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года

Об изменениях, которые связаны со вступлением в силу норм о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и касаются ЕСХН, см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года

Об изменениях, которые связаны со вступлением в силу норм о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и касаются УСН, см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года

 

Определены понятия " контролируемая иностранная компания" и " контролирующее лицо"

С 1 января 2015 г. в Налоговый кодекс РФ введены новые понятия, в частности " контролируемая иностранная компания" и " контролирующее лицо".

В силу п. 1 ст. 25.13 НК РФ контролируемой иностранной компанией, если иное не предусмотрено п. 7 данной статьи, признается иностранная организация, у которой нет статуса налогового резидента РФ, при условии наличия такого статуса у контролирующих лиц. Отметим, что в п. 7 ст. 25.13 НК РФ указаны случаи освобождения прибыли контролируемых иностранных компаний от налогообложения. Ситуаций, при возникновении которых компания не признается контролируемой, в нем не содержится.

Контролируемой иностранной компанией также может быть иностранная структура без образования юридического лица, если ее контролирующим лицом является налоговый резидент РФ (п. 2 ст. 25.13 НК РФ).

Контролирующими лицами могут выступать физлица или юрлица, имеющие определенную долю участия в компании (п. 3 ст. 25.13 НК РФ). В 2015 г. действуют переходные положения, согласно которым такая доля в организации (для физлиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

С 2016 г. будет применяться п. 3 ст. 25.13 НК РФ, в соответствии с которым физлицо или юрлицо признается контролирующим, если доля его участия в организации составляет более 25 процентов. Однако если доля участия в этой организации всех признаваемых налоговыми резидентами РФ лиц (для физлиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов, то указанный порог для признания лица контролирующим - более 10 процентов (для физлиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми).

В целях применения п. 3 ст. 25.13 НК РФ доля участия определяется по правилам ст. 105.2 НК РФ (п. 4 ст. 25.13 НК РФ). При этом при расчете доли физлица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми (п. 4 ст. 25.13 НК РФ).

Отметим, что в случае, когда лицо не отвечает признакам п. 3 ст. 25.13 НК РФ, но осуществляет контроль над организацией в своих интересах или в интересах супруга и несовершеннолетних детей, оно в силу п. 5 ст. 25.13 НК РФ также может быть признано контролирующим в порядке, предусмотренном п. п. 8 - 12 ст. 25.14 НК РФ.

По основаниям, указанным в п. п. 3 - 5 ст. 25.13 НК РФ, налоговый резидент РФ вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом. Для этого он должен направить в инспекцию уведомление в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ (п. 6 ст. 25.13 НК РФ). При этом из нормы неясно, какое именно уведомление нужно подавать. Возможно, имеется в виду предусмотренное в пп. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ уведомление о контролируемых иностранных компаниях, поскольку оно должно содержать описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом (пп. 8 п. 6 ст. 25.14 НК РФ). Подробнее об уведомлении см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

Отметим, что прибыль контролируемой иностранной компании в силу п. 2 ст. 25.15 НК РФ приравнивается к прибыли (доходу) налогоплательщика - контролирующего лица. Она подлежит налогообложению в России, если не подпадает под действие п. 7 ст. 25.13 НК РФ и соответствует условиям п. 7 ст. 25.15 НК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ. При этом учитывается доля участия данного лица в компании (п. п. 2 - 4 ст. 25.15 НК РФ). Следует иметь в виду, что налогоплательщики, являющиеся контролирующими лицами в отношении контролируемых иностранных компаний, применяют положения гл. 3.4 НК РФ к определению прибыли иностранной компании с периодов, начинающихся в 2015 г. (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ). Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

 

Контролирующее лицо обязано представлять в инспекцию уведомление о контролируемых иностранных компаниях

С 1 января 2015 г. налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, должны подавать уведомления о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (пп. 3 п. 3.1 ст. 23, пп. 2 п. 1, п. 2 ст. 25.14 НК РФ). Порядок представления такого уведомления регулируется ст. 25.14 НК РФ.

Данное уведомление необходимо подать не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица (абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК РФ). Таким образом, первые уведомления необходимо представить не позднее 21 марта 2016 г. (п. 7 ст. 6.1, абз. 2 п. 3 ст. 25.14 НК РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

Если уведомление о контролируемых иностранных компаниях не подано в установленный законом срок или представленные сведения недостоверны, нарушителю грозит штраф (п. 1 ст. 129.6 НК РФ). Его размер составляет 100 тыс. руб. за каждую контролируемую иностранную компанию, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

 

Контролирующее лицо обязано представлять в инспекцию финансовую отчетность контролируемой иностранной компании

Согласно п. 5 ст. 25.15 НК РФ контролирующее лицо обязано вместе с декларацией по налогу, при определении базы по которому учитывается прибыль контролируемой иностранной компании, представить:

- финансовую отчетность (в случае ее отсутствия - иные документы) контролируемой иностранной компании;

- аудиторское заключение по финансовой отчетности контролируемой иностранной компании, если в соответствии с ее личным законом проведение аудита обязательно.

Указанные документы (их копии) должны быть переведены на русский язык (п. 6 ст. 25.15 НК РФ).

Если аудиторское заключение невозможно представить одновременно с налоговой декларацией, это можно сделать позже. Однако необходимо подать его в срок не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях в качестве даты составления этого аудиторского заключения (п. 6 ст. 25.15 НК РФ).

За непредставление контролирующим лицом документов, предусмотренных в п. 5 ст. 25.15 НК РФ, установлен штраф в размере 100 тыс. руб. (п. 1.1 ст. 126 НК РФ). Объективная сторона названного правонарушения выражена в отказе указанного лица представить имеющиеся у него документы, а равно ином уклонении от представления таких документов либо представлении документов с заведомо недостоверными сведениями.

 

Налогоплательщики обязаны уведомлять инспекцию об участии в иностранных организациях и об учреждении иностранных структур без образования юридического лица

Юрлица и предприниматели как и ранее обязаны уведомлять налоговый орган об участии в иностранных организациях. Однако согласно пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ (вступил в силу с 1 января 2015 г.) соответствующее уведомление требуется подавать только в случае, когда доля такого участия, определенная по правилам ст. 105.2 НК РФ, превышает десять процентов. Обязанность физлиц, не являющихся предпринимателями, уведомлять инспекцию об участии в иностранных организациях установлена впервые. Для них также действует условие о доле участия (пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ).

Кроме того, теперь налогоплательщики должны сообщать в налоговый орган об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или наличии фактического права на получаемый ими доход (пп. 2 п. 3.1 ст. 23 НК РФ). Положений, в силу которых обязанность по уведомлению возникает при определенной доле участия в названных иностранных структурах, нет. Полагаем, уведомлять нужно обо всех случаях такого участия.

Порядок и сроки представления уведомления о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) предусмотрены в ст. 25.14 НК РФ.

По общему правилу уведомление об участии в иностранных организациях представляется не позднее одного месяца с даты возникновения основания для подачи такого уведомления (абз. 1 п. 3 ст. 25.14 НК РФ). Положения данного абзаца подлежат применению с 15 июня 2015 г. (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) в 2015 г. представляется с учетом следующих особенностей. Уведомление в отношении доли участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на 15 мая 2015 г. направляется в срок не позднее 15 июня 2015 г. При этом его не требуется подавать, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 г. по 14 июня 2015 г. включительно.

За нарушение срока подачи уведомления об участии в иностранных организациях или представление такого уведомления с недостоверными сведениями установлен штраф (п. 2 ст. 129.6 НК РФ). Его размер составляет 50 тыс. руб. в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо представлены недостоверные сведения.

Отметим, что в силу ст. 3 Федерального закона от 06.04.2015 N 85-ФЗ в ситуации, когда уведомление об участии в иностранных организациях не подано по основаниям и в сроки, указанные в ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ (в редакции, действовавшей до 7 апреля 2015 г.), такое непредставление не признается налоговым правонарушением, ответственность за которое установлена в п. 2 ст. 129.6 НК РФ. Напомним, что в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ (в названной редакции) было установлено, что положения абз. 1 п. 3 ст. 25.14 НК РФ применяются с 1 апреля 2015 г. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ (в указанной редакции) уведомление, основания для представления которого возникли до 1 января 2015 г., требовалось подать не позднее 1 апреля 2015 г.

Следует иметь в виду, что если после подачи уведомления об участии в иностранных организациях основания для его представления не изменились, повторные уведомления не представляются (абз. 3 п. 3 ст. 25.14 НК РФ). О прекращении участия в таких организациях налогоплательщик информирует налоговый орган в срок не позднее одного месяца с даты прекращения участия (абз. 4 п. 3 ст. 25.14 НК РФ).

Формы (и порядок их заполнения), форматы уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок представления этих уведомлений в электронной форме утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (абз. 5 п. 4 ст. 25.14 НК РФ).

 

Установлен порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при определении налоговой базы контролирующего лица

Порядку учета прибыли контролируемой иностранной компании посвящена ст. 25.15 НК РФ (вступила в силу с 1 января 2015 г.). Согласно п. 1 указанной статьи сумма прибыли (убытка) такой компании рассчитывается в соответствии со ст. 309.1 НК РФ. Подробнее см. Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2015 года.

В силу п. 2 ст. 25.15 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли (доходу) контролирующего лица этой компании и учитывается при определении его налоговой базы. При этом принимаются во внимание особенности, предусмотренные ст. 25.15 НК РФ.

Так, в силу п. 3 ст. 25.15 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле его участия в контролируемой иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли. Если решение не принято по 31 декабря года, на который приходится конец периода, за который согласно личному закону компании составляется финансовая отчетность за финансовый год, данная доля определяется по состоянию на конец соответствующего периода. Когда такую долю невозможно определить по приведенным правилам, прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы налогоплательщика - контролирующего лица исходя из суммы прибыли, на которую он имеет (будет иметь) право в случае ее распределения между лицами, которые обладают фактическим правом на такую прибыль (доход).

Отметим, что исходя из положений ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ налогоплательщики - контролирующие лица определяют налоговую базу по соответствующим налогам в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний начиная с налогового периода 2015 г.

Согласно п. 7 ст. 25.15 НК РФ прибыль контролируемой иностранной компании учитывается в случае, когда ее величина, рассчитанная в соответствии со ст. 309.1 НК РФ, составила более 10 млн руб. Однако в 2015 и 2016 гг. установлены переходные положения, в силу которых учет прибыли производится, если ее размер за 2015 г. составляет 50 млн руб., а за 2016 г. - 30 млн руб. (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

За неуплату налога с прибыли контролируемой иностранной компании установлен штраф (ст. 129.5 НК РФ). Так, неуплата или неполная уплата контролирующим лицом (физлицом или организацией) сумм налога в результате невключения в налоговую базу (по НДФЛ или налогу на прибыль) доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет наложение штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб.

Отметим, что ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 129.5 НК РФ, применяется за налоговые периоды начиная с 2018 г. (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ). Следовательно, если нарушение допущено в налоговых периодах 2015 - 2017 гг., налогоплательщика - контролирующее лицо оштрафовать нельзя.

Кроме того, за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу в 2015 - 2017 гг. прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

 

Установлены случаи освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения. Для этого необходимо выполнение хотя бы одного из следующих условий (п. 7 ст. 25.13 НК РФ):

1) компания является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;

2) она образована в соответствии с законодательством государства - члена ЕАЭС;

3) ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций. Данное положение не применяется в случае местонахождения компании в государствах (на территориях), не обеспечивающих обмена информацией с РФ для целей налогообложения. В силу абз. 2 пп. 3 п. 7 ст. 25.13 НК РФ полномочия по установлению перечня таких государств предоставлены ФНС России;

4) постоянным местонахождением компании является государство (территория), с которым имеется международный договор РФ, предусматривающий избежание двойного налогообложения доходов, и доля доходов этой организации, указанных в пп. 1 - 12 п. 4 ст. 309.1 НК РФ, за период, за который в соответствии с ее личным законом составляется финансовая отчетность за финансовый год, в общей сумме всех доходов организации согласно данной отчетности, составленной за указанный период, не превышает 20 процентов. Это положение не применяется в случае местонахождения компании в государствах (на территориях), не обеспечивающих обмена информацией с РФ для целей налогообложения;

5) она является иностранной структурой без образования юридического лица, в отношении которой соблюдаются все следующие положения:

- учредитель (основатель) такой структуры после ее создания (основания, учреждения) в соответствии с личным законом этой структуры и учредительными документами не вправе получить активы структуры в свою собственность;

- права учредителя (основателя) такой структуры, связанные с его личным статусом в ней (включая права на отчуждение имущества, определение выгодоприобретателей (бенефициаров) и иные права) в соответствии с личным законом этой структуры и ее учредительными документами, не могут после ее создания быть переданы иному лицу, за исключением случаев передачи прав в порядке наследования или универсального правопреемства;

- учредитель (основатель) такой структуры не вправе получать прямо или косвенно какую-либо прибыль (доход) структуры, распределяемую между всеми ее участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами).

Приведенное условие не применяется в случае, когда у иностранной структуры без образования юридического лица в соответствии с ее личным законом и учредительными документами имеется возможность распределять прибыль между участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами);

6) она является банком или страховой организацией и действует в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности, при этом государством (территорией) ее постоянного местонахождения является государство (территория), с которым у РФ заключен международный договор по вопросам налогообложения. Данное положение не применяется в случае местонахождения компании в государствах (на территориях), не обеспечивающих обмена информацией с РФ для целей налогообложения;

7) она является эмитентом обращающихся облигаций или организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, которые выплачиваются по обращающимся облигациям, либо организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация, при соблюдении установленных в пп. 8 п. 2 и п. 2.1 ст. 310 НК РФ требований к таким иностранным организациям и обращающимся облигациям.

В целях применения этого условия доля указанных доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов такой организации за указанный период;

8) она участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами), аналогичными соглашениям о разделе продукции, на условиях риска либо иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями). При этом доля указанных доходов за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов такой организации за указанный период;

9) она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

 

Введены положения, касающиеся камеральной налоговой проверки контролирующих лиц

Если налогоплательщик - контролирующее лицо не представит в инспекцию налоговую декларацию (расчет) в установленный срок, то налоговый орган вправе провести в отношении него камеральную налоговую проверку на основе имеющихся документов (информации) о данном налогоплательщике, а также сведений об иных аналогичных налогоплательщиках (абз. 2 п. 2 ст. 88 НК РФ). Такое право появилось у налогового органа с 1 января 2015 г. Проверка может быть проведена в течение трех месяцев со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока представления налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 2 ст. 88 НК РФ). Если до окончания такой проверки налогоплательщик представит налоговую декларацию, проверка прекращается и начинается новая на основе представленной декларации (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

 

Выводы

 

С 1 января 2015 г.:

- налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и были переданы налогоплательщикам в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);

- налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);

- решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);

- при выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);

- при проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ);

- физлица должны сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ);

- органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, в органы опеки и попечительства - о фактах установления и прекращения опеки и попечительства (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ);

- задолженность по налогам (пеням, штрафам) в размере, не превышающем 5 млн руб., инспекция может взыскать с лицевого счета организации во внесудебном порядке (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45 НК РФ);

- местные налоги и сборы могут вводиться на уровне внутригородских районов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением либо внутригородских районов (абз. 4 п. 4 ст. 12 НК РФ);

- организация, которая соответствует установленным критериям, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, который по общему правилу исключает проведение камеральных и выездных проверок за период налогового мониторинга. Особенности проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга установлены разд. V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82, п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ);

- уточнено понятие сбора (п. 2 ст. 8 НК РФ);

- к местным налогам и сборам относится в том числе торговый сбор (ст. 15 НК РФ);

- установлены критерии, на основании которых лицо признается имеющим фактическое право на доход (п. п. 2, 3 ст. 7 НК РФ);

- уведомлять инспекцию о своем участии в российских организациях нужно только тем юрлицам и предпринимателям, доля прямого участия которых превышает 10 процентов (пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Об участии в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью по-прежнему сообщать не требуется;

- для физлиц установлена, а для организаций и предпринимателей скорректирована обязанность уведомлять инспекцию об участии в иностранных компаниях. Это необходимо только в случае, если доля участия названных лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, превышает 10 процентов (пп. 1 п. 3.1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 25.14 НК РФ);

- предусмотрена обязанность налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами РФ, уведомить инспекцию об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (пп. 2 п. 3.1 ст. 23, пп. 1 п. 1 ст. 25.14 НК РФ);

- установлена обязанность налогоплательщиков, признаваемых налоговыми резидентами РФ, уведомить инспекцию о контролируемых иностранных компаниях (пп. 3 п. 3.1 ст. 23, пп. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ);

- прибыль контролируемой иностранной компании приравнивается к прибыли организации (доходу физлиц), полученной контролирующим лицом, и учитывается при определении его налоговой базы. При этом принимаются во внимание некоторые особенности (ст. 25.15 НК РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ);

- определены случаи, когда прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения в России (п. 7 ст. 25.13 НК РФ);

- если контролирующее лицо не представило в инспекцию налоговую декларацию (расчет) в установленный срок, то в отношении него может быть проведена камеральная проверка на основе имеющихся у налогового органа документов (информации) о нем, а также данных об аналогичных налогоплательщиках (абз. 2 п. 2 ст. 88 НК РФ);

- если контролирующее лицо не представило финансовую отчетность контролируемой иностранной компании (при отсутствии данной отчетности - иные документы), а также аудиторское заключение по названной отчетности (в случае когда в соответствии с личным законом этой компании предусмотрен обязательный аудит указанной отчетности), то оно должно уплатить штраф в размере 100 тыс. руб. (п. 1.1 ст. 126 НК РФ);

- в случае когда контролирующее лицо не представило в установленный срок уведомление о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или направило такой документ, содержащий недостоверную информацию, с него взимается штраф в размере 100 тыс. руб. за каждую контролируемую иностранную компанию, сведения о которой не представлены либо в отношении которой поданы недостоверные данные (п. 1 ст. 129.6 НК РФ);

- если налогоплательщик не представил в налоговый орган в предусмотренный срок уведомление об участии в иностранных организациях или направил данный документ, содержащий недостоверную информацию, то на него налагается штраф в размере 50 тыс. руб. за каждую контролируемую иностранную компанию, сведения о которой не представлены либо в отношении которой поданы недостоверные данные (п. 2 ст. 129.6 НК РФ);

- в случае если иностранная компания, имеющая объект обложения налогом на имущество организаций, не представила (несвоевременно представила) налоговому органу сведения, указанные в п. 3.2 ст. 23 НК РФ, то она должна уплатить штраф (п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ);

- если не являющаяся юридическим лицом иностранная структура, которая имеет имущество, признаваемое объектом обложения налогом на имущество организаций, не представила (несвоевременно представила) налоговому органу данные, перечисленные в п. 3.2 ст. 23 НК РФ, то с нее взимается штраф (п. 2.1 ст. 129.1 НК РФ).

 

С 15 июня 2015 г.:

- применяется положение Налогового кодекса РФ, согласно которому уведомление об участии в иностранных организациях представляется не позднее месяца с даты, когда возникло основание для подачи такого документа (абз. 1 п. 3 ст. 25.14 НК РФ, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.11.2014 N 376-ФЗ).

 

С 1 июля 2015 г.:

- налогоплательщик может осуществлять документооборот с инспекцией через личный кабинет (ст. 11.2 НК РФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.